Взлеты и падения

Мне точно не грозит слава Шахерезады. Даже Шахерезады Степановны из "Обыкновенного концерта" тоже не грозит совсем.
Там мастерицы умели растянуть одну сказку на две ночи. В одну начать, в другой докончить, затронув новую при том. А тут. Авторы ставятся в такие нечеловеческие условия. Хоть ты тресни, а успей выложить все за один присест, а то они сотрут все твои усилия, и не сохранят даже тени от твоих стараний на потом.

 В этот свой заход сюда я решила кое-что осветить из своего альтового прошлого.
Там бывало очень разное и всякое. Как я и обещала, были "взлеты и падения" тоже вовсю бывали у меня.

Даже обидно вспомнить, что первый мой провал абсолютно  не имел ни малейшего касательства к умению играть на инструменте.

Это случилось еще во времена моей работы в оркестре, созданном под И. Жукова в Москонцерте.

Там я смогла отличиться почти сразу совершением главного греха в жизни каждой музыкантши-женщины. Во-первых, я почти сразу ушла в декрет. И это бы основатель еще хоть с трудом. но сумел бы перенести с обидой. Так я вдобавок ко всему не стала останавливаться на достигнутом мною результате, а снова пошла в очередной декрет, не остановившись на одном только результате. И это еще совсем не все. Я успела на работе той углядеть внезапно, что один из альтистов группы. Вчера еще появлялся на работе. А сегодня. Он уже исчез навек. Да, он активно собирался покинуть навсегда пределы СССР во всем хорошо известном направлении, чего вовсе не скрывал от всех. Но в тот злополучный день он еще точно никуда не собирался улетать. И пропал. И на работе не появился. Черт меня попутал. Подойти в перерыве к руководителю оркестра.И  спросить абсолютно  невинно вроде. "Вот что это у нас в оркестре, как в сталинские времена, происходит невероятное? вчера человек еще был? А сегодня его уже и нет совсем!" Произнося весь этот текст в порядке шутки, я забыла напрочь один нюанс из жизни основателя. Постоянно около имени крутились слухи, что его отец во много заведовал репрессиями в определенные годы нашей истории страны. Потому и квартира у него самого теперь из четырех комнат напротив от Лубянки в одном из переулков. Про квартиру я знала абсолютно точно. Сама в ней была тогда не раз. Про папу я просто что-то такое явно слышала. Не помню, от кого.

 А  ведь до этого момента основатель даже гулял на моей свадьбе в кафе на проспекте Комсомольском, и подарил нам аж 6 стаканов для питья безалкогольных напитков в нашей  с мужем семейной жизни.

Но с того позорного момента, он мне четко произнес. "Что в свой очередной декрет я могу идти, числясь в коллективе.Но возвращаться обратно он мне лично не позволит никогда."

Так бы я и продолжала жить до смерти с этим грузом на душе. Если бы почти случайно, и не так давно, я не услыхала повторение своей истории  с таким же музыкантом там.Но совсем другим. Это концертмейстер-скрипач его оркестра. Честно  и добросовестно посещал работу. а однажды он туда пришел, как  и обычно. А на его личном стуле концертмейстера уже играет новый человек. Так что все слухи были не без почвы под собой. Утешает меня лишь   то теперь, что И. Жуков уже умер не так давно.

Потом начался оркестр девиц. И там я однажды.Не сумела совсем достойно отыграть первую тему второй части "Камерной симфонии" Д.Шостаковича. Я за годы перерыва забыла напрочь школу, полученную мной у Жукова. Там первую эту тему надо непременно исполнить на баске для пущего кошмара.А не более простой аппликатурой на другой  струне, где ужас темы не сохраняется никак от большей легкости исполнения темы.  Тогда с заданием из нас всех справилась только альтистка-эгоистка. И С. Безродная  строго наказала    всех за плохое исполнение той темы на репетиции. Она эгоистку со второго пульта, где она уже сидела с  той поры, когда просила меня работать за себя.Так ее она в гневе снова перевела на первый. а на второй. Отправила. Меня. Нашу концертмейстершу-девицу, которая тоже не знала. как правильно играть,она тоже строго наказала.Но не стала ее разжаловать совсем из  концертмейстеров. Просто  она строго велела выучить эту тему окаянную на правильной струне.
Но если всех гнать из концертмейстеров за одну только тему неудачную. Тогда оркестр бы развалился уже совсем давно. А я уже к тому моменту была замечена в заступничестве той девицы с ее      подлым вопросом о деньгах на зарплату нам без игры концертов. Так что мне путь был один. В конец состава из двух пультов в целом.

Но вскоре  мысль о новшествах нашей С.Безродной пошла еще вперед. И она в корнеизменила расстановку пультов во всем оркестре. И второй пульт альтов          уже стоял  совсем не сзади первого. А просто рядом с ним. Вторым. Там и скрипки тоже все радикально местами поменялись.И разделились на четыре  стороны. И первые теперь стояли с двух сторон.И вторе  тоже разбрелись по полюсам.Их стало  больше по количеству сторон.Но состав остался прежним.Только вот контрабас, который еще тогда был только в единственном числе, никак не мог поделиться вдвое.Поэтому та Таня. это еще была она в те годы. Сидела на табурете сбоку от альтов. Это теперь в  том оркестре наступил потрясающий перелом.Там два контрабаса,  четыре виолончели.И только три альта на всю эту свору. И даже в перечне состава несчастные альты обозначены дальше виолончелей. Оригинальный подход к составу во всем проявился в этом музыкальном коллективе.

Потом на моем счету были удачи больше.Так я смогла незабываемо исполнить в БЗК  на кривом альте сложную арию вивальди  для виоль д*амур, которого не было в помине. А на записи диска с этим произведением просто пришел Башмет, и сумел ее сыграть на альте обычном. Потом я прославилась на века среди всех ударников России умением стучать на бубне, не зная техники  игры, но при этом не уставая

Потом мне пришлось  исполнять неоднократно первый альт в "Воспоминании о Флоренции". Я той партии  боялась очень. Но чаще     все получалось хорошо даже там, где все довольно высоко. Потом я удачно исполняла партию отдельного альта в неожиданном квинтете Гайдна. Гайдн ли это на самом деле,  так науке до конца и неизвестно.Но музыка хорошая. Потом удачен был октет композитора Мендельсона.

Мендельсон в принципе, очень удачный композитор для альтов во всем. Он их любил особенно.Потому и жалел.

Потом были всегда для меня невероятно удачные выступления с "Пиковой дамой", где я однозначно уже была одна,и самая первая альтистка.

Еще до этого. Я просто забыла сразу написать. На моем счету достойное исполнение квинтета Д.Шостаковича в  КЗЧ с солирующим роялем в исполнении моего отца.

 А однажды вдруг. Стал оркестр готовить к выступлению квинтет А. Шенберга "Просветленная ночь". И играть его предполагалось        только в БЗК один только раз. Я старалась очень.И  учила постоянно.

Но на самом концерте на меня напал сценический мандраж. Я все  сыграла.Но с дрожащими коленками. Поэтому особой легкости во всем мне достичь совсем не удалось.И это неприятно вспоминать.

 А еще в мою замужнюю бытность. Доверила нам с концертмейстером альтов С.  Безродная сыграть в Малом Зале концерт Баха №6. Хоть я  в те поры стояла  сзади.
 Мы безумно много занимались.


А в день концерта  муж тоже настолько сильно переживал за успех этого концерта.
 Что даже позволил мне перед выступлением проглотить половинку какой-то таблетки для успокоения нервов. Мы выступили с Бранденбургским концертом №6 перед аудиторией. Мы все исполнили. Но без особого успеха у слушателей все это  состоялось. За это мне как-то неловко  до сих   пор.

Зато я постоянно здорово исполняла разные небольшие сольные кусочки в каждом  танго и фокстроте, и в опереттах Оффенбаха и других авторов.


Рецензии