C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Театральный Высоцкий

О как, да.  ))

Про Высоцкого на сцене редко ..
Не так много людей, кто Высоцкого на сцене.
Его спектакли почти все и несколько раз. Представляете?

Перед вами - тогдашние ощущения, почти репортаж_с_места; мне важнее, чем профи статью(этого полно в чужих изданиях)усебя на странице сохранить вкус и запах тогдашнего.

Первое знакомство не с песнями, как у вас, наверное.
По спектаклям и так_ себе до Вишневого сада.
Песни его позже.
Позже песен Алиса - навсегдашняя.

В конце про ту самую реку людей на Таганке, я была там.

Но это в конце, а сперва роли.

ЛОПАХИН

Вишневый Эфроса на Таганке - отдельный факт моей биографии.

Было это так: лонгрид, сори.
Не просто живьем, а много раз, равно как другие Таганки.

Мама, понятное дело: театр приписан к медцентру, где она окулистом, ну а слухи о ней бежали впереди многих паровозов. )

Естесснно, примазавшаяся я в зрительном зале, да еще на халяву.

Таганка не мой фаворит от_слова_совсем.
Зато Эфрос - да. Увы, тут мама никого не лечила, так что эфросовские редкими удачами по честно купленным билетам на Малую Бронную.

А тут Вишневый Эфроса на Таганке, и я в зале.

Раневская - Демидова

Лопахин - Высоцкий

Петя - Золотухин, иногда Филатов

Фирс - Готлиб Ронинсон

Гаев - Игорь Штернберг (что ли?)


Чехова терпеть не могла.
Вообще ничего ни в букоффках ни в кинАХ, тошнило от политпросвет трактовок, но и от первоисточника тоже мутило.
Вязкая неврастения на пустом месте.

Вишневый Эфроса первый раз не в основном здании, а выездной в ДК 1 ГПЗ, где они часто играли (через много лет именно там Норд Ост).
Потом еще раз и еще .... зацепило.

Валерий Яковлевич Левенталь придумал все белое (костюмы, декорации, главное - деревья).
Белая сцена с нежными лепестками, потом везде расскажут, как почти всем составом шили эти лепесточки из шелка и как колыхались, когда мимо проходишь.
То есть вишневый сад получился действительно рукотворным & собственным каждого из них

Алла Сергеевна металась по сцене и ... топала. Вот ее-то Раневская истерила
Сперва раздражало: ЛюбовьАндревна, тетка-то интеллигентная. Че_ж как матрос по палубе?
Алла Сергеевна умеет, профи пластики, интонации.
Актриса полутонов, сдержанная, а тут открытая истерика и поступь, словно дурной кордебалет.

Именно этот ее "кордебалет" донес до меня, что именно-то происходит и почему лажа: сын Коленька утонул, ...Аня помнишь ...?

Лопахин появился с прямой гвардейской спиной в отутюженном белом костюме.
Говорил не просто тихо, а очень тихо, спокойно и очень нежно. Он их именно что успокаивал и убеждал, аки психотерапевт.
Он из этого сада, из этих лепестков, их любит, чувствует, сочувствует, разделяет ... понимает ...

Что и поразило: ни до ни после не встречало ни в песнях ни в фильмах ни в интервью настолько выдержанного и мягкого Высоцкого.

... семья ждет окончания торгов, Лопахин не выходит, а обозначается из задней боковой кулисы за лепестками (а они живут своей жизнью, реагируют на передвижения актеров, ветер за сценой ...)
Все мгновенно туда: "Продан?"
Почти шепотом: "Продан"
- Кто купил?

Еще тише "Я" и тут ... единственный за все два часа всплеск истерики "музыканты, играй".
Единственная фраза громко за два часа спектакля. Громко, действительно истошно - но единственный раз & одной фразой.

У меня тут случился сдвиг точки сборки прямо в зале.
Инсайт про поколение героев & автора.
И про Морозова, кто заигрывал с МХАТом и с революцией. И про Бунина, кто не заигрывал.
И про Блока, кто расплатился воспалением легких и сердечных клапанов за то, что сказал ... сделал ... состоял .. промолчал.

Правильно мелкую школьницу тошнило от Чехова.
Врач, собрание сочинений - диагнозы & анамнезы, кт с мрт.

Тогда чуйкой, до сих пор живо: застрелится Лопахин через пару недель стука топора.
Другой нет, а этот - да.
Другой не застрелился, Антон Павлович об этом знал.

А я узнала в 2015, когда писала книгу о Голицинской больнице (краткий вариант книги тут на сайте есть).

Один из Главных Докторов - Сергей Михайлович Голицин.
Ловите ссылку на СНОБтво с картинками про "дачки" а ниже вкратце суть.

К слову, не абы кому, а писателям & художникам ...
Погуглите, сколько в кузьминских дачах понатворили Куприн, Достоевский, художники ...

Деньги не себе любимому (хотя и себя не обижал никогда): семья Голициных 200 лет за личный счет содержала и вела больницу, с первого дня бесплатную и для всех сословий.

Частная больница, бесплатная для всех работала и оставалась одной из лучших по кадрам и по оборудованию, пережила все перипетии этих 200 лет, и войну 1812 и крепостное право с отменой оного и много чего ... (архивы рыла, не только опубликованное).

К слову, крепостные аптекарями, медперсоналом и даже фельдшерами (знаменитая фельдшерскся школа голицинских крепостных).

По выходе на пенсию получали свободу и дом, тоже от Голициных.

До сих пор жива, в эти дни на ковидной передовой.

Сергей Михайлович уехал из России то ли в 1912 то ли в 1914 (лень искать сию минуту).
То есть именно те годы, что и Вишневый сад.
Только сценарии разные.

Чест_собачье, не получилось бы рассказать голицинскую историю, как получилось в книге, без "Вишневого сада" Эфроса на Таганке и Лопахина Высоцкого.

А дальше у театра, режиссера и артельщиков свой ... диагноз & анамнез.
Случится у них свой "вишневый сад".

Сейчас про Свидригайлова и Порфирия Петровича

Говорите, не играл Порфирия? А вот не все так однозначно ))
Вы ж меня знаете, в юности чуйкой, позже проверила ))

Ниже отдельно про Раскольникова. Ну и чуть про Гамлета.

СВИДРИГАЙЛОВ

Достоевский закольцевал его жизнь: чуть ли не в детском кружке играл-таки Порфирий Петровича, в конце жизни Свидригайлова.

Свидригайлова в очередь Шаповалов и Высоцкий.
Шаповалов "советского" купца из политпросвета.
У Высоцкого деликатный. умный,ироничный, понимал цену Раскольникову.
Некое продолжение его Лопахина из Вишневого.

Зал плевал на школьную агитку и симпатизировал Свидригайлову ))

Истеричные любимовские актрисы (в кино истерику им убирали) в Преступлении прям по 21 веку.
"Ихняя"Дуня - бизнесвумен от meetoo. ))

Свидригайлов Высоцкого, как он сам говорил, "дядечка уже немножко на том свете", выеживаться смысла нет, влюбился и по-человечески тянет, ему нежно, жалко девушку..

Дунь несколько.
Кто-то умный дал на youtube Нину Шацкую (и больше вообще никого даже на любительскую камеру не записали и правильно ))

Нину Сергеевну Шацкую не путать с певицей Ниной Аркадьевной ))
Обеих люблю, ни с одной ни с другой не знакома лично..

Нина Сергеевна, по моим ощущениям, интеллигентна, женственна, человек добрый..
Она по органике своей пыталась выламываться из конструкции роли, но рамки жёсткие, и даже её Дуня бизнес_от_харрасмента..
Симпатизировать? ))

Имхо, это поймал Высоцкий, когда делал свой романс для Свидригайлова.
Если в Вишневом пели реальный романс 19 века, то для Преступления написал оригинальный "Она была чиста как снег зимой".

В результате all that jazz: влюблялся в фею, а нарвался на акулу.

Таким, как Свидригайлов Высоцкого, представляю Савву Морозова.
С тугим узлом: МХАТ, Станиславский, Андреева, Горький, большевики ... и пуля.

Хотелось посмотреть на Порфирия Высоцкого.
Знаете, ящетаю, Порфирия в Жеглове доиграл.
Уж больно мечтал, как рассказывали.

Оттого Жеглов получился с объемом и потайным дном.
Не только "вор должен сидеть в тюрьме", заковыристее.
Одно "в Грауэрмана загляни" дорогого стоит ))

Порфирий - прокурорский, следак от инквизиции, рыбак, который рыбу на крючок любит.
Прокурорами становятся, когда ими рождаются, от характера.

Зато "акула" Авдотьи Романны (Раскольниковой), старшенькой сестрицы, здорово подсветила Родион Романыча, которого у Любимого не случилось ваще (имхо).

РАСКОЛЬНИКОВ

Александр Трофимов - крепкий профи.
Но, он Ришелье из бессмертного 3х--мушкетёрского водевиля с Боярским & Co ))
Да и тамошний Ришелье на 50% Трофимов, а на 50% всё же МихалМихалыч Казаков с его бархатом, быстротой фразы, юморком ...

Трофимов тягучий, с глухим низким тембром, мееедленный.

Консерватор, как мне кажется: папа Алексей, сам Александр Алексеевич, сын Алексей Александрович, то есть традиция перехода мужского имени в семье ...

Какой, на_хрен, Раскольников? Трофимов про мужское.

Раскольников - "мальчик, выросший в женской бане" ))
Мамочка - сестричка - проституточка ...
Привычно спасаться у Сонечки, жаловаться мамочке, убивать ... старушку.

К женщинам подход чует.
В мужских играх- швах, а хоцца, отсюда Наполеон и "тварь дрожащая".

Эдакий Олег Соловьев, душегуб Анастасии Ещенко.

Помним, что Достоевский интересовался клинической психиатрией (едва ли не больше литературы)?

Трофимов реплики подавал и отыгрывал пластику (которая есть).

Знаете, кого б хотела? Виктора Проскурина.

Проскурин бы сыграл конченого подонка. Хитрого манипулятора и неврастеника.
Во- во, Олег Соловьев.

ГАМЛЕТ

Шекспир, вроде_как, один из моих "кормильцев & работодателей", защищалась по трагедии мести, то есть типчик в списке.
Насмотрелась.

Гамлета Высоцкого принимаю,.

Про него неохота сейчас (может, дополню).

Шерстяным в Гамлете был не только занавес (собственно, не столько занавес, он, в основном - рыболовная сеть с вплетенной шерстью), Боровский актеров в свитера одел шерстяные.

Сидя в зале, думала: как же им жарко-то (особенно Смехову и Демидовой, у Высоцкого потоньше, а у этих "под скандинавскую зиму" (Дания так Дания ))
Занавес тяжелый и дико пылил, до 10 ряда сидеть с риском_для_жизни.
Они вообще сцену подметали? )

Ужасно жалко живого петуха, которого заставляли орать и держали за ноги.

С петухом откровенные гады: заставляли кричать беднягу, да еще в восемь вечера (когда птицы спят)..

Можно было обойтись художественными средствами.

Знаете что сохранилось?
Программка Гамлета, где вместо глаза у Шекспира - логотип Таганки. ))
Был такой бракованный тираж, который они все равно пару дней продавали, дарили своим ...



Любимов не близок от_слова_совсем.
Я вообще считаю, что любимовские актеры сильнее, разнообразнее и тоньше в кино.
Редко, практически никогда так не бывает, а тут так получилось.

Брали сильные мастера.
И вот они-то раскрыли разные грани каждого.
Любимов, имхо, конвейером многие годы использовал единственное амплуа того или иного.

В кино, когда Высоцкий у Хейфеца в паре с Далем или с Савиной у Карелова - там да.
Хотя у Карелова тоже "озвучил песню"..

Когда Трофимов у Хейфеца в Маленький трагедиях - огого от "тягуучего меедленно ... как дуновение чумы".
Там же вспомните Высоцкого Дон Жуаном. Ага?

Вспомните Филатова в кино. Его стихи.

28 июля 1980 еще идет Олимпиада, целая неделя до закрытия (3 августа)
Я, студентка, работаю переводчиком пресс-центра.
Узнала о смерти от мамы, она его не лечила, но понятно, что пациенты сразу ей..

Я уже послушала несколько песен, но совсем чуть ...
И Лопахин, вы уже прочитали.

Поменялась с кем-то, чтобы днем слинять, а ночью выйти на интервью, перевод пресс-релизов и тд
Приехала на площадь Ногина, у Яузы - даже не конец очереди, а загиб хвоста.

Люди потоком наверх по улице, а по бокам, чтобы не в толпе, магнитофоны (бобины) и оттуда песни. Разные.
Мне почти физически больно много голосов и громкие звуки (профессиональное )).
Поняла, что со всеми не дойду, а уйти тоже не в силах.

Подошла чуть ближе к театру (чтобы видно) и села на парапет дома.
Люди мимо меня и ... песни мимо, из одного магнитофона одна песня... человек прошел, подошел следующий с магнитофоном, оттуда другая песня ....

Почему-то сейчас помнится, что машины не ходили по Радищевской ....

Когда почувствовала, что пора уходить (иначе не смогу работать), прошла наверх, простилась с дверью театра и в метро Таганская.

Больше я в здание театра на Таганке не вошла ни разу.
Не из-за Высоцкого, просто так получилось.

Фото спектакля много раз публиковалось открыто.


Рецензии