Фиалки

                Неправда, что чёрные кошки приносят
                несчастье…
                Это суеверные люди приносят несчастье
                чёрным кошкам.

     У родителей на подоконниках цвело множество фиалок. Сами растения нам не нравились, казались грубыми: розетки из толстых круглых листьев, подернутых сероватым пушком. Но цветы были превосходны: сиреневые, розовые, белые, в крапинку и без крапинок, некоторые с гофрированным краем, мелкие, крупные, средние. Да, цветы были хороши!
     Фиалки, иначе сенполии, очень легко размножаются: сунул лист в горшочек — получил новое растение, только поливать не забывай! Но поливай аккуратно, умеренно, сильный полив не любят — корешки загнивают. Польстившись на красоту цветов, мы с мужем несколько раз пытались укоренить листочки, но без толку — листья у нас не хотели приживаться. И мы махнули на фиалки рукой.

     Прошло много лет, и мы вступили в возраст родителей. Как-то родители уезжали надолго и привезли нам цветы на подержание. Лист у фиалки хрупкий, несколько листьев при поливе обломилось — и мы их сунули в стакан с водой. Через две недели они дали мощные корни. К моменту возвращения родителей у нас самих росло несколько растений. И пошло-поехало! Что-то купили на птичьем рынке, что-то на ВДНХ у бабулек. Те фиалки, что посадили в горшочки побольше, цвести перестали, но стали активно делиться. Как нам объяснили знающие люди, чтобы фиалка цвела, её надо притеснять, а в хороших условиях она «жирует», уходит в лист. Чем-то похоже на людей: сытые, довольные не хотят поступаться уровнем жизни, перестают размножаться, из-за чего народонаселение России прирастает в-основном мигрантами и их детишками. Сами виноваты: что посеешь — то пожнёшь. Но мы учли информацию — одним словом не прошло и трёх лет на всех наших подоконниках цвели фиалки всевозможных расцветок и размеров.

     В этом году лето выдалось на редкость жаркое. Жара стояла такая, что все всерьёз поверили в глобальное потепление климата, а прогнозы синоптиков о возможных дождях оттеснили все другие новости на экранах телевизоров.
     Понятно, что тяжело пришлось всем, в том числе и домашним растениям. Мы цветы поливали, но на подоконниках они буквально плавились в лучах палящего солнца. Чтобы поддержать их, я купила чудо-удобрение. В инструкции предупреждали, что оно очень сильное и при поливе нужно избегать попадания раствора на листья во избежание ожогов. Рекомендация была кстати, потому что у некоторых сенполий розетки листьев настолько плотные, что полив затруднителен. Я взяла лейку с длинным тонким носиком и, как могла, аккуратно полила фиалки. Но, как я ни старалась, на несколько листьев капли попали. По возможности я перенесла фиалки на северные окна, но несколько штук не поместилось, они остались на южном. К тому же моя дочь активно воспротивилась тому, чтоб занимали подоконник её (северной) комнаты:
     — У меня есть три моих цветка, о них я забочусь. Больше мне не надо!
     — Дорогая, это временная мера. Мы их обратно потом переставим. Ну, кто мог ожидать, что будет такое жаркое лето?!
     — Нет, убери куда хочешь, но в мою комнату не ставь.
     — Они не помещаются, я уже все подоконники заставила!
     — Зачем тебе так много фиалок? Раздай, подари, выброси, выстави в подъезд, но ко мне не ставь!
     — Но они коллекционные! Смотри, какая красота! Мне они самой нужны.
     Дочь только плечами передернула, однако, ставить не разрешила.
     Поэтому и осталось несколько фиалок на южном окне.

     Вскоре дети — дочь и сын — уехали в летний творческий лагерь. Но «свято место пусто не бывает»: через день приехала давняя подруга, большой цветовод-любитель и поселилась в комнате дочки. Она тут же поехала навестить знакомых, перед уходом спросила:
     — Ты же дома будешь?
     — Нет, вполне могу уйти в магазин или поехать по делам. Но муж приходит с работы в семь, и с этого времени кто-нибудь из нас обязательно будет дома.
Она кивнула и уехала, а я, в ожидании гостьи, решила провести ревизию своих зеленых владений.
     Тут-то я и увидела, что одна из фиалок на южном окне собралась цвести, выкинула цветонос. Три или четыре верхних листа были со следами ожогов от подкормки. Порадовавшись, что дочь в отъезде, я понесла фиалку на её подоконник, решив поддержать растение, хотя бы убрать его из пекла, и поставила в комнате доченьки.

     Довольная своей находчивостью я ожидала подругу, когда вернулся с работы муж. Он предложил погулять по парку. Жара к этому времени спала, и наступил дивный летний вечер. Но я объяснила, что ничего не получится: у нас в гостях подруга, а так как у неё нет ключей, я обещала ей после семи быть дома, поэтому, вздохнув, мы уселись перед телевизором смотреть фильм. Подруги всё не было. И позвонить ей было нельзя, потому что она не признавала мобильников. Было уже очень поздно. Что было делать? Что это значит? Мы решили, что, скорей всего, подруга осталась ночевать у приятельницы, и легли спать. Уже засыпая, я услышала звонок. Муж побрёл открывать. Входная дверь открылась, и подруга тихонько нырнула в комнату дочери, спать.
     — Утром поговорим, — подумала я, окончательно проваливаясь в сон.

     Утро разбудило ярким солнечным светом.
     — Надо же! Дожили! У нас солнце, а мы мечтаем о дожде! А еще лучше о ливне! Мечты, мечты, в чем ваша сладость? — подумала я.
     Муж ушёл на работу. Я пошла по пустой квартире и потихоньку заглянула в комнату дочери посмотреть, спит ли подруга.
     Первое, что бросилось в глаза, была обглоданная фиалка. На ободранном коротком стволике осталось три мелких хилых листочка и цветонос.
     В полуобморочном состоянии я пошла на кухню и открыла дверцу помойки. Десятка полтора пушистых зеленых листьев лежали сверху. Сомнений не было! Я проснулась, и всё реально! Пошла обратно.

     — Заходи! Я уже не сплю! — весело сказала подруга.
     — Вижу! — невесело сказала я. — А что с фиалкой?
     — Я её ободрала. У неё были больные листья, их надо удалять.
     — У неё не было больных листьев. Это я её нечаянно обожгла удобрением. Надо же, я её только вчера вечером переставила сюда, хотела спасти от солнца, поддержать. Не учла тебя! Спасла! По какому праву ты так распоряжаешься? Разве она твоя?
     — Ну, извини. Что ты так взъелась из-за фиалки?
     — Она коллекционная, дорогая. Но не в этом дело, ты не имеешь права распоряжаться в чужом доме. Ты могла мне сказать, а я бы уже решала, обдирать её или нет!
     — Извини ещё раз, я машинально.
     Подруга была обескуражена. Закусила губу, помолчала немного и заговорила мягко:
     — Ладно, я всё же попытаюсь тебе объяснить по-другому. Например, у человека рана, её нужно удалить, чтоб человеку хуже не стало.
     — Рана ране рознь. Скажи ещё, что если человек порезал палец, ему нужно сразу руку отрезать, чтоб хуже не было? На будущее прошу — в моем доме не распоряжаться! И объясни, почему ты вчера не предупредила, что задержишься и приедешь за полночь?
     — А в чем собственно дело? Ты сказала приходить после семи, я и пришла после семи.
     — Да, в полдвенадцатого! А мы с мужем тебя вчера весь вечер с семи часов дома ждали, даже выйти погулять не решились. Могла позвонить!
     — Неужели я вас так сильно напрягаю? Простите великодушно.

     В тот же день подруга уехала. На прощание сказала, что теперь долго не будет нас беспокоить — не скоро получится приехать.
     А к вечеру у меня начал распухать палец. Я подержала палец в содовом растворе, на ночь прибинтовала алоэ, но наутро палец опух ещё больше, и я пошла к дерматологу.
     — Наверно, грибок. Сейчас возьмём анализ, а там назначим лечение. Вылечим, не волнуйтесь, не вы — первая, не вы — последняя. Попробуйте пока вот эту мазь.
     Я ушла успокоенная. Через неделю опухоль почти прошла, но не успела я обрадоваться, палец начал пухнуть с новой силой. Опять пошла к врачу-дерматологу. Она осмотрела палец и сказала:
     — Идите к хирургу.
     — Он в отпуске.
     — Попейте этот антибиотик и делайте ванночки.

     Опухоль опять стала сходить на нет. Но через две недели она возобновилась и стала ещё больше. За это время отпуск хирурга кончился, он вышел на работу. Страждущих скопилась тьма, но часа через два я была в кабинете.
     — Зачем ко мне? Идите к дерматологу!
     — Уже была, направили к вам!
     — Идите и принесите справку, что это не грибок!

     Побежала со всех ног за справкой и успела вернуться до конца приема.
     — Будем удалять ноготь!
     И удалили. Я была в шоке.

     Потом мы уехали на дачу, оставив фиалки на старшего работающего сына с указанием: как часто и по сколько поливать.
     А когда вернулись через месяц, почти все фиалки погибли: причем половина засохла, а половина загнила от переполива. Оставшиеся фиалки я взяла под свою опеку, но они продолжали загибаться одна за другой. Итого погибло около пятидесяти штук, осталось десять. Они не цвели, но были живы.

     Я смотрела на них и свой покалеченный палец и волей-неволей вспоминала подругу и наш разговор. На этих мыслях раздался звонок домофона, и в трубке послышался голос подруги:
     — Странников принимаете?

     Я вздрогнула и внутренне напряглась. Что мне было делать? Услышала, как поехал лифт.
     Я молча открыла входную дверь и отошла вглубь коридора.
Через минуту подруга стояла на пороге, раскинув руки:
     — Ну, идите, я вас обниму!
     Дочь подошла, а я нет.
     — А ты что же?
     — Меня не надо.
     — Почему?
     — Потому что я прошу тебя теперь останавливаться в другом месте, не у нас.
     — Почему? Чем я провинилась?
     — Можно, я не буду объяснять?! Я тридцать пять лет оказывала тебе гостеприимство, считаю достаточно. Пусть у тебя всё будет хорошо, пусть тебе будет счастье!!! Но живи в другом месте! Так будет лучше!

     «Для меня, — думала я, — не объяснять же ей про фиалки и палец. Всё это похоже на бред. Но вереница горшочков с погибшими фиалками до сих пор стоит на полу балкона, а палец мой представляет печальное зрелище».

     — А ты не забыла, что ты моя крёстная?
     — Я за тебя молюсь и буду молиться всегда!
     «А обслуживать тебя и быть бесплатной гостиницей всю жизнь не нанималась», — невежливо подумала я.
     — А я зашла сказать, что теперь буду жить поблизости, так что придется вам всё же меня терпеть!
     — О чем речь, мы тебе желаем счастья.

     — Я пойду, но не прощаюсь, — с какой-то угрозой сказала подруга и прибавила, — времена меняются, обстоятельства тоже…
     — Конечно, — сказала я и хотела в запальчивости добавить, — вдруг я умру — тебя опять будут принимать в этом доме, — но вспомнила про палец и прикусила язычок.

     Родные недоумевали. Что на меня нашло? В одночасье выгнала подругу. Я и сама толком не могла себе это объяснить, кроме того, что мне стало тяжело её видеть, что у нас с ней началось какое-то глухое соперничество, что она не рада моим успехам, что не одобряю её образ жизни, а она, возможно, мой.

     Прошло два месяца. Наступили холода. Дочь открыла на кухне на ночь окно, и последние фиалки приказали долго жить. Что это значит? Она солидарна с подругой, своей крёстной матерью? Учит меня, что ни к чему нельзя привязываться? Даже к фиалкам?
     Через несколько дней я её всё же спросила, зачем она это сделала: открыла окно в мороз на всю ночь. Она ответила, что всегда открывали — и ничего страшного.


Рецензии
Эпиграф понравился, раньше такого я не слышал!

Пройдёмся по тексту:
"У родителей на подоконниках цвело множество фиалок. Сами растения нам не нравились...". Кто здесь мы и чьи родители? Надо бы уточнить.
"Польстившись на красоту цветов, мы с мужем...". Наверное вышеупомянутые "мы" это и есть муж с женой? Тогда уточню вопрос: родители мужа, жены или ещё кого-то? Кроме того, мы ли с мужем решали вопрос фиалок? У меня, например, жена занимается цветами в доме, я туда не лезу от слова совсем и даже не знаю, как какие называются.) Кажется мне, что здесь жена сама всё решала и делала с цветами. Кстати, завтра у нас в городе большая выставка - ярмарка цветов и композиций из них. Моя жена поедет, а я нет, т.к. мне это не интересно.)
"...мы вступили в возраст родителей. Как-то родители уезжали...". Мне кажется, что если первое из этих двух предложений выбросить, то получится яснее для читателя, если ранее всё же будет объяснено, чьи родители.
"...цветы на подержание...". Не понял слово подержание, в словарях его тоже не нашёл, может быть это поддержание? — Но и поддержание здесь плохо подходит. Может быть проще: Как-то родители уезжали надолго и привезли цветы нам. И всё.
"притеснять". Хоть немного бы поподробнее, как нужно притеснять фиалки? Параллель с людьми хороша, но одного жирования для продолжения рода (не до размножения тут — одного бы родить да вырастить, ну максимум двух) мало. Мне кажется, что сейчас притягательность разного рода развлечений — интернета, игрушек в нём, автомобиля, поездок на заграничные курорты, в горы, где сейчас модно кататься на горных мотоциклах и пр. выше, чем основной инстинкт продолжения рода.
"Вскоре дети — дочь и сын — уехали...". Который сын? Их, кажется, в рассказе два.)

А теперь уже пошли человеческие разборки.
"К тому же моя дочь активно воспротивилась...". У матери с дочерью нет душевного контакта. Наверняка мать знает, что дочь охраняет свой пространство, поэтому откажет, и зачем маме в этом случае нарываться на лишние противостояние с дочерью?
"На будущее прошу — в моем доме не распоряжаться! И объясни, почему ты вчера не предупредила, что задержишься и приедешь за полночь"? И с подругой у мамы нет душевного контакта, похоже, что и ранее между ними возникали трения. А больные листья с цветов и правда нужно убирать, подруга-то как раз в этом хорошо разбиралась и давала советы по уходу за цветами, поэтому и не увидела никакого криминала в удалении больных листьев. И то, что пришлось её ждать — ничего страшного, если подруга близкая. Даже хорошо получилось — с любимым мужем побыли вдвоём!)
С пальцем я не очень понял. Была брошена фраза: "Рана ране рознь. Скажи ещё, что если человек порезал палец, ему нужно сразу руку отрезать...". Но тогда вся рука должна была заболеть, если болезнь пальца связана с этой фразой. Кстати, мне жена вылечила подобную проблему с ногтем на ноге лепёшкой, замешанной на мёде. Недели две с утра она прикладывала мне свежую лепёшку,которая на работе попадала в грязные кирзухи, но, на удивление, прошло! А ведь тоже предлагали ноготь удалить с больничным на 2 месяца, на что я пойти не мог никак, т.к. лишился бы работы.
Второй сын и дочь добили фиалки. Они равнодушны к маминым увлечениям. Что-то не так в этой семье. И отца не видно совсем, а должен быть, и тогда женская разрушительная энергия уравновесится мужской энергией, и всё будет хорошо. Кстати, именно он должен был остановить эту ругань с подругой.

До свидания,

Евгений Ермолин   04.08.2023 13:11     Заявить о нарушении