Основы ведической религииславян
СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.
«Идея концентрического расположения богов, перечисленных
в “Велесовой книге”, принадлежит Ю. П. Миролюбову, в его архивах мы встречали набросок. Но Юрий Петрович исходил из четырехчастности, и поэтому идея не смогла найти завершения. Мы
применили к схеме принцип трехчастности и наглядно увидели, как
пантеон славянских богов легко укладывается в сезонный календарь,
отражающий основные виды деятельности наших предков: земледелие, рыболовство, пчеловодство, охоту, а также главные празднества,
которыми начинался и заканчивался каждый цикл (читателю предлагается графическое изображение календаря).
В древности год, как уже отмечалось, делился на три основных
сезона: период земледельческих работ (весна), пору созревания
и уборки урожая (охватывала лето и осень) и зиму. Три этих сезона
показаны на схеме зеленым, желтым и голубым цветом, что позволяет сразу определить, какие боги покровительствовали тому или иному времени года и когда от
мечались их дни.
Наличие подобного архаического трехсезонного цикла в “Велесовой книге” свидетельствует о ее подлинности. В ней, как увидим
дальше, имеются также тенденции к четверичному делению (четыре
месяца в каждом сезоне и четыре недели в каждом месяце).
Указанная трехчастность календаря говорит о его глубочайших
корнях, уходящих во времена индоарийской общности культур. Трехсезонность года обусловливалась тогда представлением древних индоариев о триединстве мира (Сварог-Перун-Световид или НавьПравь-Явь у славяно-ариев, и Вишну, сотворившего Вселенную
ПОСРЕДСТВОМ ТРЕХ ШАГОВ, — у индусов. У последних в Ведах
существует троица Брахма-Вишну-Кришна).
В “Ригведе”, где речь идет о движении по небу “колеса Закона
о двенадцати спицах” (годового кола — Прим. Е. М. Шатицы), говорится, что колесо — это “трехступенчатое, нестареющее, неудержимое… Косяков двенадцать, колесо одно, три ступицы — кто же это
постигнет?” “Трехступенчатость” свидетельствует как о триединстве
мира, так и о трехчастности года.
В археологических раскопках Верхнего и Среднего Поднепровья
(Черняхов, Каменка-Днепровская) найдены треухие чаши с календарными знаками, что в очередной раз свидетельствует о трехмерном
мировоззрении наших предков, которое находило отображение в календаре.
Тот факт, что данный календарь был известен вплоть до IX века
н.э. (время написания “Велесовой книги”), указывает как на его уникальность (им можно пользоваться и сейчас), так и на глубочайшие
традиции преемственности славянских жрецов Солнца, в свою очередь опирающихся на систему святилищ-обсерваторий Древней
Аратты в Дунайско-Днепровском регионе 5–4 тыс. лет до н.э., Зауральского Аркаима 2 тысячи лет до н.э., и “айданов”, которые и доныне возводят в Индии. Такие святилища-обсерватории, которые
протянулись вдоль северной границы тогдашнего земледелия, составляли хребет индоевропейской культуры и древние святилища. Их
жрецы-служители тысячелетия поддерживали между собой связи —
еще и в позднеантичные времена, удивляя просвещенных греков
и римлян легендами о далеких путешествиях гипербореев во главе
с Аполлоном. Окончательно эта традиция прервалась с утверждением христианства и уничтожением капищ, календарно-обсерваторные
функции которых частично перешли к церкви»39.
Рассмотрим сам календарь. В центре календаря — ВЕЛИКИЙ
ТРИГЛАВ (Сварог-Перун-Световид).
Сварог — единый Бог-Творец-Создатель. Предки славян уже
5–4 тыс. лет до н.э. понимали, что существует только один Бог, который управляет всеми процессами во Вселенной. Но перед людьми в разных случаях и ситуациях Он предстает в разных ипостасях.
И вот эти ипостаси Бога Единого (Сварога) предки славян и называли Богами.
Сварог создал Явь из Нави по закону Права, а все, что кончается
в Яви, вновь переходит в Навь. Сварог в переводе — «Небо», и в календаре имеет синий цвет.
Перун — повелитель Огня, его стихия — лето, он ориентирован
на желтый сегмент.
Световид — владыка Весны — указывает на зеленый сегмент.
Поскольку «три» является сакральным числом в славянском ведизме,
то все нижеперечисленные божества подразделяются на Троицы —
Великие и Малые Триглавы, за исключением первого кола, которое
представлено двумя богами — Белобогом и Чернобогом, богами Света и Тьмы, Яви и Нави. В то же время мировой осью, разделяющих
их, является Сварга, по обе стороны которой они борются, тем самым
уравновешивают мир.
Во втором коло помещены боги Лета, Зимы и Весны — Хорс, Велес, Стрибог.
Третье коло. В этом коло каждому богу времени года: Весне, Лету,
Зиме дается по два бога и при рассмотрении по часовой стрелке определяется время года — от наступления весны и заканчивается зимой.
Стрибог включает в себя Крышень и Вышень.
Крышень — таяние снега, движение льдин по реке (льдина в
Украине и в Белоруссии называется крыга).
Вышень — Солнце поднимается выше, достигает зенита. Владыка
Лета Хорс включает в себя богов:
Лель — начало лета; Летич — конец лета.
Владыка зимы Велес включает богов: Родогоша — начало зимы;
Колендо — зенит зимы.
В четвертом коло представлены иные ипостаси Богов трех основных времен года: Яр — весна, Даждьбог — лето, Сивый — зима. Пятое коло — каждое время года подразделяется на четыре месяца:
Белояр — март — начало весны; Ладо — апрель;
Купало — май; Сенич — июнь; Житич — июль; Венич — август;
Зернич — сентябрь; Овсенич — октябрь; Просич — ноябрь; Студич — декабрь; Ледич — январь; Лютич — февраль.
В шестом и седьмом коло представлены названия четырех недель
в каждом месяце в соответствии с состоянием природы и основных
видов хозяйственной деятельности.
В месяце Белояре — марте — наступает прекрасная неделя бога
Красича, пробуждается жизнь под воздействием бога Живича, бог
Травич пробуждает на оттаявших местах траву, приходят волхвы и,
обратившись к богу Ведичу, предсказывают, какая будет весна —
ранняя или затяжная, будут ли морозы и когда, объясняют, когда и что
нужно начинать сеять. На время весеннего равноденствия (21 марта)
приходится самый великий праздник — Великдень, когда красят
яйца. В это время начинают прилетать птицы. Первыми прилетают
жаворонки, а люди пекут из теста «жаворонков» и закликают приход
настоящей весны, которая наступит через 40 дней. Поэтому этот день
называют еще «Сороками».
В месяце Ладо — апреле — зеленеют стебли (Стеблич), появляются цветы (Цветич), поют птицы (Птичич). В конце апреля, через
40 дней после Сороков, празднуется самый радостный день — Великий Яр (Бояров день). Ярило — все вокруг залито светом, зеленеет
и расцветает (сейчас в этот день празднуется православная Пасха —
Воскресение Христово.
Через неделю наступает день Красной Горы (Радуница). В этот
день до обеда работают, в обед моются, обычно в бане, после обеда
идут на кладбище, катают по могилкам крашеные яйца, вспоминают
умерших, обычно плачут, потом на могилки выставляют кушанье и
питье, приглашают умерших родителей вместе отобедать. В Беларуси
этот день до сих пор считается выходным и празднуется таким образом в сельской местности.
С юмором говорят: «До обеда работаем, в обед плачем, а после
обеда скачем».
В месяце Купало (май) отмечаются недели: Зверич — игры зверей; Милыч — проясняется небо, любуются звездами (Звездыч);
прогревается земля (Водич). Второго мая отмечается праздник Великого Сварога (Великий Триглав) — нынешняя Св. Троица.
В месяце Сенич (июнь) бог Громич спускает на землю грозовые
дожди совместно с богом Дождичем, созревают плоды (Плодич)
и семена (Семич), наступает пора сенокоса. В день летнего солнцестояния 22 июня празднуется день чистоты и здоровья — день Купало.
В летний месяц (июль) из цветов липы (Липич), пчелы (Пчелич)
собирают мед, в реках ловят рыбу (Рыбич), в лесах собираются ягоды (Ягодич). 20 июля отмечается день Перуна.
В месяце Венич (август) заготавливают березу (Березич), клен
(Кленич) и тростник (Троснич), производят второй покос трав (Зеленич). Зерновые жнут, молотят, веют («венят»), поэтому месяц назван Венич. Празднуется 22 августа день Дожинок, день Даждьбога.
В месяц Зернич (сентябрь) страда (Страдич) закончена. Домолачивают зерновые, складываются в закрома. Застывают озера (Озерыч),
в тумане горы (Горыч), дуют осенние ветры (Ветич). Празднуется
день осеннего равноденствия — Великие осени (21 сентября).
В месяц Осенич (октябрь) убирается солома (Соломич), падают листья (Листопадич), собираются грибы (Грибич). До октября
месяца, когда на полях и токах шли большие сельскохозяйственные
работы, собирать грибы было некогда — все были заняты основной работой на полях. Но вот когда основные сельхозработы закон-
чены, можно заняться и сбором грибов. Люди подсчитывают собранный урожай и заготовленные продукты питания и решают,
спасены ли они будут в зимнее время (Спасич). 22 октября отмечается день Малые Овсени. Это связано с днем уборки и обработки
льна.
В месяце Просич (ноябрь) выпадает первая пороша, отсюда Просич-порошич. Наступает пора охоты, лова (Лович) и торговли (Мыслич). Приезжают купцы — гости (Гостич), ведутся беседы (Беседич). Празднуется Родогощ (21 ноября).
В месяце Студич (декабрь) выпадает снег (Снежич). Начинается
обучение воинов-ратников (Ратич), многие отправляются странствовать (Странич). Месяц завершается празднованием Коляды —
зимнего солнцестояния — и святками, посвященными завершению
годового Коло и рождению нового молодого Солнца (Рождество) —
21 декабря.
Месяц Ледич (январь) — празднование Велеса (21 января), владыки сварожьей Нави, который каждый день начинает прибавлять
свет (Свендич). Почитаются находящиеся в царстве Велеса щуры и
пращуры (Щурич), проводятся собрания родов, советы старейшин
(Радич). Избираются в этом месяце князья и старейшины — родичи
(Родич), осуществляются прочие общественные мероприятия.
Месяц Лютич (февраль). Прибавился свет (Светич), почитается
Род-Рожанич-Сварог (Родич). Почитаются кровные родственники
(Крович). Собираются вместе, обсуждают всякие дела, едят блины
с маслом (Масленица). Празднуется Масленица 22 февраля — 1 марта, провожают зиму.
Так неизменно и вечно вращается сварожье Коло, отмеряя Великие и Малые числа Яви, учет которым ведет Числобог40.
* * *
Древняя календарная система опиралась на строго выверенные
астрономические данные, поэтому все славянские праздники отражают определенные этапы годового движения Луны и Солнца.
В центре пантеона Богов — славянского календаря помещен символ Великого Триглава. Приведенный символ показывает сущность
Великого Триглава в неразрывном единстве и взаимном перетекании
троицы: Сварога-Перуна-Световида, и субстанций Яви-Прави-Нави,
которые являются основополагающими принципами бытия у древних славян-ариев.
Сварог — единый Бог ведической славяно-арийской религии, Бог
Вселенной. Все остальные боги — ипостаси единого Бога, проявившиеся на Земле как самостоятельные.
Перун — бог Битв, Борьбы, Разверзатель Сварожьих хлябей, Защитник и Воин.
Световид — бог света, обитающий в свете, свент — святой.
Правь — бог правильных поступков (ПРАВда, ПРАВо, ПРАВить,
ПРАВительство).
Явь — бог проявленного материального мира. Навь — бог загробного мира.
Символ обозначен цветами: Сварог — бог неба имеет голубой.
цвет, бог Нави — тоже голубой, бог Яви — белый цвет, бог Крави — красный цвет, бог Световид — зеленый — олицетворяет
весну, появление зелени; бог Перун — желтый, олицетворяет
лето.
Пантеон богов символизирует три стихии — воздух, огонь, землю — и три временных цикла — весну, лето, зиму, которые являлись
жизненно необходимыми для древних славян и обожествляются ими.
Все эти явления неразрывно сплетены в символе Великого Триглава
и связывают весь Пантеон богов и славянский календарь в единое
целое.
Следует отметить и еще одно понятие, связанное с Пантеоном
богов славянского календаря, — Православие. Это понятие образуют четыре бога: Правь, Явь, Навь и Славь. Явь и Навь существуют по законам Прави, а Славь их славит. Откуда и слова "Православие".
Свидетельство о публикации №220073001655