Экс-ры II 7 гл Немного истории

Глава 7
 
Сокровища третьего интернационала

Немного истории – курьеры из-подшефного лагеря — подземелье старой заводской крепости — старинные сундуки и революционная типография – ловушка для дураков
 
Немного истории               

Когда Пётр I стал преобразовывать военные реформы в армии, то возникла необходимость в её новом перевооружении, и тогда он обратил своё внимание на Урал. В 1723 году был построен Екатеринбургский железоделательный завод, который начали в своё время поднимать отцы основатели нового города Василий Татищев и Георг Вильгельм де Геннин. Намного позже неблагодарные почитатели воздвигли в Екатеринбурге памятник им обоим как образец полной безвкусицы с торчащими в стороны руками обрубками. Памятник горожане тот час  окрестили истуканами но городские власти не вняли гласу народа и оставили всё как есть на посмешище гостям нашего города.

Из-за нехватки воды завод мог встать, и тогда было решено построить плотину, которая образовала Верх-Исетский пруд. У новой плотины построили новый завод, который Г. Вильгельм де Геннин назвал именем дочери Петра I и Екатерины I - завод цесаревны Анны. После её смерти завод стал называться Верх-Исетским.
Старинные корпуса зданий, где выпускалась продукция, остаются на сегодняшний день единственными, что сохранилось с XVIII века.

Были построены и казематы для наказания провинившихся, рабочих. А когда завод стал самостоятельно выполнять военные заказы, то он превратился в настоящую крепость с подвалами и тайными ходами, идущими за пределы завода-крепости.
У города Екатеринбурга имелся статус «горного города» и он был назван в честь покровительницы горного дела, великомученицы Екатерины Александрийской и Екатерины I.

Управлялся он военной администрацией так как был на особом положении из-за того что на его территории было производство чугуна и меди.
На Верх-Исетском заводе в 1736 году построили домну с двумя горнами чтобы самостоятельно изготавливать пушки и ядра, а также переделывали чугун для изготовления военного оружия Олонецкими и Сестрорецким и оружейным заводами.
И надо полагать, что завод-крепость укрупнялся как боевой форпост и превращался в сильного труженика.

Здесь стали производить не только пушки и ядра, но и мортиры, гаубицы и другое тяжёлое вооружение.
Вся заводская продукция имела клеймо, утверждённое Г. Вильгельмом де Генниным - «крест широконечный».
В 1758 году указом Берг-коллегии Верх-Исетский завод был передан во владение графу Р. И. Воронцову. А тот в 1774 году продал его Савве Яковлеву, который дал Верх-Исетскому железу своё клеймо «А. Я. Сибирь» с изображением соболя под буквами.

Император Александр I посетивший в 1824 году Екатеринбург своими руками выковал гвоздь на Верх-Исетском заводе, как бы повторяя шаги Петра I-го.
К Октябрьской революции город имел примерно сорок заводов, уйму фабрик и других предприятий разного назначения.

4 января 1918 года был национализирован Верх-Исетский завод получивший название «Красная кровля». Тогда было модным всё называть «Красным» так случилось и с ленинградским предприятием «Красный треугольник» который воспел фулюган Саша Галич, с киевским «Красный резинщик» которые позже стали Свердловским заводом резино-технических изделий (РТИ) слившись в одного предприятие. Не наш завод гандоны не выдувал он больше был по технической части: шланги разного калибра и фасона, резиновые листы, манжеты и прочий ширпотреб вплоть до самодельных чуней, ну это мастерили сами работяги за поллитру.
 
После национализации глухие подвалы с казематами местами были замурованы, а где-то и затоплены. Иногда на территорию завода проникали чумазые диггеры, пройдя по тайным говно стокам с целью проникновения и обследования в другие подземные помещения.

Обнаруженные проломы в стенах ходов немедленно закладывались кирпичами, а ведущие вниз очищенные лестничные марши заново заваливались на веки вечные.
Чёрные краеведы с завидным упорством до сих пор ищут на территории завода помещения, которые были сделаны во время бунтов для сокрытия заводской казны.

Многокомнатные подземелья, подвалы с хитрыми ловушками и тайными дверями всё это пока не обнаружено, но в архивах записаны и ждут, когда этим займутся археологи, пройдя через многоступенчатую, разрешительную пирамиду бюрократии. Но как знать, если бы в своё время неожиданные провалы не засыпались, тогда было бы возможно найти и изучить старо-заводские подземелья, а возможно и запрятанные сокровища прежних владельцев.

Но не все ходы были известны большому начальству, кое-где постоянно что-то обнаруживалось, это свои заводские чёрные краеведы занимались тайными раскопами в поисках старинных сокровищ. На вскрытые подвальные проходы навешивались мощные железные двери, и всё это маскировалось под какие-то гандейки, кладовки, мелкие мастерские. Найденная «старина» сбывалась на чёрном рынке и поиски продолжались. К нынешним дням в архивах мало что сохранилось ни чертежей подвалов, ни тайных ходов, хотя в прочем на то они и тайные, чтобы о них ничего не знали. Вот этим и занимались чёрные краеведы они-то знали где и что искать.

По одному такому ходу и шли беглецы, надеясь выйти на поверхность за пределами завода, где их не смогли бы достать бандиты.

На фото: г. Екатеринбург в старину.
 


Рецензии