Даешь Диего-Гарсия!
Курс танкера лежал к не менее экзотическим местам - Сейшельским островам, имевшим славу столицы отдыха сливок мировой буржуазии и самых крутых империалистов.
Что там делать нашему танкеру-было неясно. Разумеется, капитан и «лица, приближенные к императору» знали цель нашего прибытия туда, но экипаж не имел ни малейшего понятия. Да, собственно, к концу боевой службы все уже было «по фигу». Главное - идем домой!
Тем более, что новости из внешнего мира проникали к нам только в виде листка газеты «Рыбак Юга», получаемой нами по фототелеграфу и состоящей из кратких сообщений из Москвы и информации по рыбацким судам, кто, чего и сколько добыл. В Южном полушарии другого источника новостей для нас просто не существовало. Кроме шифровок с эскадры, конечно.
Переход не занял много времени и вот мы уже бросили якорь на внешнем рейде порта Виктория - столицы Сейшел.
Как обычно, на лоцманском катере прибыли портовые власти, бегло проверили судовые документы и ,получив парочку экзотических сувениров, быстренько отвалили.
Примерно через полчаса от одного из ближайших островов архипелага к нам направился серый военный корабль.
Это был патрульный катер ВМС Сейшел советской постройки проекта 1400 МЭ ,вооруженный спаренными пулеметами в башнях. Такие мы уже встречали в Йемене, они поставлялись из СССР на экспорт в дружественные страны.
Катер пристал к борту, с него сошли по трапу несколько человек в штатском и сейшельский офицер.
Сейшельская республика (в силу своего географического положения) дружила со многими странами и принимала многочисленных туристов. Над островом кружили парапланы, яркими бабочками пестрели паруса яхт, отели и пляжи были всегда заполнены.
Но и желающих организовать государственные перевороты в этом райском уголке хватало, и советский флот не раз выручал законную власть.
Поэтому тут у нас была якорная стоянка со стационарными бочками, и даже шел разговор о создании базы.
Янки тоже не дремали-на одном из островов (Маэ) была их база с РЛС слежения, фиксировавшая передвижение судов и контролирующая воздушное пространство.
Простояв у борта несколько часов, ближе к вечеру катер ушел . Люди в штатском тоже покинули борт. Совещание в капитанской каюте шло долго ,о результатах экипажу, разумеется, не докладывали.
На утреннем совещании командного состава нам кратко довели до сведения, что ближайший пункт назначения - порт Коломбо, но по дороге надо пройти мимо архипелага Чагос и острова Диего-Гарсия.
Все молча переглянулись - на этом коралловом атолле размещалась крупнейшая американская военно-морская и военно-воздушная база в зоне Индийского океана.
В моей каюте, весьма кстати, лежал номер журнала «Зарубежное военное обозрение», позаимствованный у коллег на штабном корабле 8-й ОПЭСК «Даурия». Коллеги, как истинные военные доктора, подобной ерундой не заморачивались, справедливо считая, что для этого существуют разведчики. Поэтому журнал служил им подставкой под кофейник в каюте и был мною изъят без нанесения ущерба казенному имуществу..
В журнале вместе с описанием был приведен примерный план базы с расположением объектов-РЛС, взлетных полос аэродромов, казарм и штабов. В акватории базы стояли в роли складов специальные суда – ролкеры с законсервированной боевой техникой из расчета на дивизию по штатам военного времени. В случае объявления угрожающего положения личный состав с оружием, на военно-транспортных самолетах из США, прибывал на базу и размещался на судах. Суда давали ход и, в сопровождении боевых кораблей, двигались в указанный район, попутно проводя расконсервацию боевой техники.
В результате в порт назначения прибывала уже полнокровная и боеготовая дивизия «Джи-ай». Задумано было неплохо.
Судя по всему, нам надлежало в качестве приманки проскочить по водной границе базы, вызвав на себя силы охранения, облучение дежурных радиолокаторов и негодующие вопли янки на всех частотах.
Конечно, третью мировую из-за этого никто затевать не будет, топить мирный гражданский танкер под красным флагом – тоже. Но уж нервишки друг другу потреплем от души…
Надо полагать ,что под шумок, где-то здесь должны были действовать наши корабли радиоэлектронной разведки, для них узнать рабочие частоты американских РЛС –дело весьма интересное.
Капитан поставил нам интересную задачу: все свободные от вахт должны выйти на верхнюю палубу с фотоаппаратами ,блокнотами и тетрадками. По ходу дела зарисовывать пейзаж и фотографировать остров.
Конечно, практическая ценность таких разведданных в эпоху спутников приближалась к нулю. Но тут, видимо, был важен сам факт наглого прохода .
На вполне резонный вопрос самого молодого штурмана Андрея: - А на кой? –замполит туманно намекнул, что где-то поблизости янки повели себя не по –джентльменски и надо, дескать, выразить им свое неудовольствие.
А за политически неграмотный вопрос Андрею выдали самый большой дальномер (ТЗК) и выставили его на левое крыло мостика брать пеленги на все выдающиеся точки с записью в журнал.
Поскольку слегка напакостить янки считалось на советском флоте делом отнюдь не предосудительным (а мы всегда с удовольствием на шлюпках собирали авиационные радиогидроакустические буи (РГАБ), сбрасываемые с американских и австралийских самолетов) предстоящая операция несколько взбодрила экипаж.
Уже на подходе к базе нас встретил американский самолет противолодочной обороны Р-3С «Орион» и набросал вокруг нас буи РГАБ, с целью выяснения а не крадется ли под нами подводная лодка.
Гордо проигнорировав буи, «Колечицкий» неспешным 17-узловым ходом пошел вдоль границ акватории базы.
В мощные 15-кратные бинокли были хорошо видны стоящие на якорях суда с зачехленной техникой на палубах, громадные военно-транспортные самолеты С-141 и С-5 «Гэлакси», обтекатели антенн РЛС и антенные поля радиостанций. Хорошо была видна и суета, поднявшаяся на базе - носились грузовики и джипы, набитые людьми. От пирса отскочил патрульный катер и ,раздувая форштевнем пенные «усы», пошел в нашу сторону, угрожающе расчехлив носовое орудие.
Народ на верхней палубе шумно веселился, демонстративно щелкая фотоаппаратами и делая вид, что рисует в блокнотах.
Янки отреагировали бурно - над нами появился и стал низко (на уровне мостика) облетать судно громадный четырехмоторный «Орион», с которого через мегафон прорывались какие-то нехорошие слова на русском, заглушаемые ревом моторов. Под крыльями «Ориона» висели противокорабельные ракеты «Гарпун», надо сказать весьма убедительного вида. Народ с палубы на демонстрируемые ракеты отвечал неприличными жестами.
Остров Диего- Гарсия, в принципе, был невелик и мы быстро вышли из зоны охранения базы, правда «Орион» еще долго болтался над нами, высыпав вокруг дюжину буев.
Но мы не стали их вылавливать - зачем зря портить человеку гидроакустическую картину, да и впереди, на пути домой, нас ждал чудесный город Коломбо!
Вся операция у острова заняла не более получаса, но зато какой был эффект! Особенно когда боцманская команда начала скандировать «Даешь Диего-Гарсия!», перекрывая рев моторов «Ориона».
Общее настроение у народа на вечерних посиделках на юте было как после удачного группового налета на чужой сад , когда разозленному хозяину с хворостиной не удалось никого догнать, а краденые яблоки оказались вкуснейшими.
В официальных документах и докладе на эскадру, разумеется, все было отражено по-другому. Кто-то наверное и медали получил… Все вышеописанное происходило в се редине 80-х годов прошлого века и с точки зрения современности смотрится несколько странно и оценивается неоднозначно.Тем не менее-из песни слов не выкинешь!
Свидетельство о публикации №220073000834