Ночное кафе

      Я слушала концерт Николая Носкова и , когда он начал петь романс на стихи Пастернака " Зимняя ночь", мне припомнилась небольшого роста певица с удивительно сильным и чарующим тембром голосом , которая так проникновенно исполняла  романсы, что ,  по- моему, даже речка, протекающая под маленьким  кафе ,что приютилось над речкой Дерекойкой, притихла и смиренно несла свои воды в "самое синее море".
    Кстати ,на этом  концерте я впервые услышала романс Д.Тухманова на слова
 Владимира Маяковского и это было интересно.
     Это было последнее лето, когда я с сыновьями приехала на летние каникулы к маме в мой родной город , где я родилась и родился мой старший сын, а зимой мы хоронили маму и это было так больно , что я больше никогда не приезжала в этот уютный и всегда теплый для меня город.Странное переплетение воспоминаний о романсе и маме , и о той поре, когда я была счастлива!
    Мы всегда ходили на  довольно узкий пляжик, что расположился между рекой Учан-Су и волнорезом, а за ним уже начиналась набережная. Мы рано утром занимали там  место и уходили тогда, когда солнце начинало "жарить" тела. Возвращаясь с пляжа, мы шли самой короткой дорогой и на Литкенса я увидела небольшое объявление с нарисованной зажженой свечой, на котором было  приглашение  для любителей романса в "Ночное кафе" на "Вечер романса".
 - Мама, а где находится " Ночное кафе"? Там вечер романсов, - спросила я
 - Не знаю, сейчас многое изменилось . Я позвоню , хочешь?
  И  мы услышали :
  - Мария Алексеевна, вы отпускаете свою дочь в ночное кафе? Нехорошо!А вы знаете, Мария Алексеевна, где я встретил вашу дочь? Страшно подумать! Одна , сидит в самом центре Харькова, на Сумской , в кафе! Одна! Как вам это нравится? И это наша скромница свет Людмила!
  - Тоже мне , блюститель нравов! - засмеялась я._- А ты что сам там делал, свет мой Борька?
 А подошедший ко мне Борька , наш сосед по двору,чмокнул меня в щеку и строго сказал:
- Видите, Мария Алексеевна, начала с кафе в Харькове и продолжает по ночным кафе в нашем скромном городе! И что там тебя заинтересовало?
 
 - Приглашение на вечер романсов. Где это кафе, Боря?
  - Ну ,это другое дело, Но , видишь ли , подруга, туда ходят парами. У тебя есть  сопровождающий?
 Я вдохнула :
 - Нет, Боренька. Чего нет , того - нет. Кого  бы пригласить, сосед , а ?
 - Пригласи ближайшего,- и смеется, - То есть , меня! Но учти , канкан там не танцуют, рваные джинсы и мятые майки не приветствуются.Надо что- то скромное, приличное,у тебя такое есть?
 - Канкан не танцуют ? Но это ужасно! Скромное, говоришь? Я подумаю. А еще какие требования?
 - Это вечер романсов, понимаешь? Скромное французское платье, лодочки, жемчужное ожерелье, маленькая сумочка, когда - то называли ее ридикюль, так Мария Алексеевна?
 - Так, Боренька.Жемчужного ожерелья нет.Что делать?
 -Черное платье есть? Жемчуга - нет. Лодочки есть? Мария Алексеевна, ридикюль у
 вас  где-то должен быть. Вопросов нет? Иду в душ. За тобой зайду в пять, идет ?-Боря ушел.
   Мама говорит :
 - Да, Любе повезло: хороший парень , но , как часто бывает , хорошим людям не везет. Развелся он с женой. Вот вернулся к маме , преподает в школе. А как вы в Харькове - то встретились? Город огромный.
 - Да ," бывают в жизни встречи".Сдала последний экзаменя и такую свободу почувствовала! И поехала в центр, увидела кафе  и зашла. Наслаждаюсь , уже наш город вижу ,и - заходит Борис!
 И начинает:
 - Бог мой , кого я вижу? Я -то уверен, что , если и увижу дрожайшую соседку, то где - нибудь в читальном зале или в театре, а тут - в кафе! Нехорошо! Одна и без охраны!
  -Давно это было... А у него глаза такие  грустные - грустные.Он ведь большие способности  в математике проявлял.На разных олимпиадах побеждал.
 Мы думали, что он  , как Перельман, гипотезу Пуанка еще раз  по-другому решит и премию института Клэя получит... Грустно.

   В полпятого пришел Боря, строго оглядел меня и говорит:
 - Надеюсь , ты всех там затмишь. А жемчуг у кого "заняли"?
 - Да было у меня небольшое ожерелье, добавили пару жемчужен из браслета. И нанизали на красивую ленточку. Сойдет?
 - Еще как сойдет! Да ,  а где лодочки? Ты же в кроссовках, надеюсь, не пойдешь?
 - Боря, я на лодочках сто лет не хожу.
 - Ты такая старая? А я и не знал. Одевай их сейчас. Я такси заказал.

   Так мы попали на этот вечер. Зал был небольшой, стояли круглые столики с белыми скатертями  и красивыми  подсвечниками, горела хрустальная люстра со свечами - лампочками, стоял запах свеч и стоял полумрак,  стены были занавешаны   портьерами, было уютно.Но вот тихо стал  перебирать  клавишами рояля музыкант и освещался теплым светом  микрофон . На небольшую эстраду вышли музыканты и небольшого роста, стройная девушка и сказала приветливо:
 - Добрый вечер , друзья! Я рада нашей встрече. Записки с пожеланиями не передавйте, пожалуйста , ведь романс - это состояние души. Поэтому я буду петь с гармонией в моей душе. Вы не против?
 Ее лицо осветилось такой лаской и теплотой, что все стали кричать :
 
- Браво! Браво!

 Запела скрипка, ей вторила гитара и тихо зазвучал аккордион, и певица запела:
   
   Дышала ночь магнолией в цвету,
   И ночью изумлен,
   Звучал аккордион.
   Даря нам танго, полное огня
   Безумный аккордион,
   Как будто тоже был влюблен...

  Зал молчал , вслушиваясь в слова романса.
  И снова запела эта маленькая волшебница , овладевшая  чувствами  слушателей:

   Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала,
   В расплавленных свечах  мерцают зеркала,
   Напрасные слова я выдохну устало.
   Уже погас очаг, ты новый не зажгла .

   Напрасные слова - виньетка ложной сути,
   Напрасные слова не трудно говорю,
   Напрасные слова, уж вы не обессудьте ,
   Напрасные слова, я скоро догорю...

     Она пела  романс и ее голос  так неожиданно сливался с музыкой, будто переплелись и ее голос, и голос скрипки и гитары ,  и , когда она закончила петь романс, зал сначала молчал, а затем  раздались  неиствовые аплодисменты. Но певица подняла руку и очень тихо сказала:
 -Пусть отдыхают наши души и чувства.

 И без перерыва:
   
   Осень прозрачное утро, небо как- будто в тумане,
   Даль из лучей перламутра, солнце холодное, дальнее.
   Где наша первая встреча, яркая, острая,тайная.
   Тот летний памятный вечер,  милая, словно случайная.

   Не уходи, тебя я умоляю, слова любви сто крат я повторю,
   Пусть осень у дверей, я твердо это энаю,
   но все ж " не уходи"  тебе я говорю...

     И продолжала:
   
   В том саду, где с Вами мы встретились, Ваш любимый куст хризантемы расцвел...

   Закончив петь этот романс , она сказала:
 - Кто из нас не любит Анну Ахматову, правда? И я напомню  Вам ее романс  на музыку Вертинского "Сероглазый король":
   
    Слава тебе , безысходная боль!
    Умер вчера сероглазый король...
    Вечер осенний  был душен и ал.
    Муж мой, вернувшись ,  спокойно сказал:
    " Знаешь, с охоты его принесли
    Тело у старого дуба нашли.
    Жаль королеву - такой молодой.
    За ночь одну она стала седой..."

         И замолчала. Все поняли, что ее что -то сильно тревожит. Но кто - то несмело попросил:
 - Дальше , пожалуйста.
   Она кивнула и продолжила:
 
      Трубку свою на камине нашел.
      И на ночную работу ушел.
      Дочку свою я сейчас разбужу,
      В серые глазки ее погляжу,
      А за окном шелестят тополя:
      "Нет на земле твоего короля!"

  В зале стояла такая тишина, что слышался негромкий шелест стоящего рядом с кафе тополя.
 
 Певицо посмотрела в молчавший  зал и  сказала:
- Последний романс, пожалуйста:

     А напоследок я скажу:
     Прощай , любить не обязуйся.
     С ума схожу ,
     Иль восхожу к высокой степени безумства,
     Как ты любил? Ты пригубил.
     Не в этом дело.
     Как ты любил? Ты погубил,
     Но погубил так неумело.
     А напоследок я скажу...

 И , не закончив петь , она поспешно ушла. Кот-то хлопнул, но зал молчал: все поняли , как больно, когда уходит любовь.Вышел вперед гитарист и попросил прощения:
-Простите, но на этом вечер романсов закончился.Желающие могут получить обратно стоимость  купленных билетов. Извините.
 Но в зале было тихо : ни одного аплодисмента не раздалось.И я , и Борис оценили деликатность слушателей,которые прочувствовали горе певицы и сочувствовали этой маленькой девушке ,которая так сумела своим голосом донести чувства и слова романсов. 

 Потрясение было таким , что все постояли немного  и потихоньку стали расходиться. А в  след им  зазвучала музыка неспетого романса Пастернака " Зимняя ночь" , как заключительный аккорд ушедщей любви: " Свеча горела на столе, свеча горела".


   
 



-







   
   


   
 
       




   
 


 

 





 




   


Рецензии