Иерусалим 3-город трех религий
Итак, в один из дней рано утром мы выехали из Хадеры, где я проживаю. Первая наша остановка была примерно через час около кафе «У Элвиса Пресли». Хозяин кафе был ярым поклонником этого артиста, он увековечил его в названии своего кафе, множеством фотографий, развешенных внутри кафе, а также скульптурами Пресли на площади перед кафе. Здесь у нас была техническая остановка на перекус и другие естественные потребности. Позже была еще одна остановка, вследствие чего дорога до Иерусалима, вместе с перекусом заняла чуть больше двух часов. Подъехав к стенам Старого города, мы вышли из автобуса и направились к Яффским воротам.
3.1. В старом городе.
Яффские ворота одни из восьми ворот старого города. Они были построены в 1537 году при Сулеймане Великолепном. Ворота были построены не сквозными, а с поворотом на 90; Такая конструкция ворот обеспечивала защиту от въезда в город неприятельской конницы прямо сходу. Яффские ворота - самые людные. Это самые известные ворота. Их популярность связана с тем, что отсюда удобнее всего совершать прогулки по Старому городу, кроме того, они наиболее приближены к городскому транспорту.
В 1898 г. они были расширены, а точнее, рядом с ними был сделан пролом в стене, чтобы могла проехать карета германского императора Вильгельма.
Через Яффские ворота вошел в Старый город английский генерал Алленби после разгрома турецких войск в 1917 г.
Рядом с Яффскими воротами находится Цитадель Давида, которая имеет и другое название - «башня Давида». Она называется так в духе народных традиций. Первое укрепление было построено хасмонеями для защиты городских ворот.
Цитадель, построенная царем Иродом Великим на фундаменте укрепления, являлась мощным опорным пунктом и одновременно служила защитой царского дворца. Цитадель имела три башни имени Гиппикус, Фасаэль и Мариамна по именам друга, брата и жены Ирода. Крестоносцы не смогли приступом овладеть цитаделью, и ее гарнизон сдался только после падения города. Крестоносцы восстановили цитадель, затем ее обновили мамлюки в период Оттоманской империи.
От Яффских ворот мы углубились в христианский квартал. Шли мы по узким улицам старого города. Чтобы не заблудится, наш экскурсовод раскрыла свой красный зонт, который выделялся в толпе и на фоне голубого неба.
Вскоре мы подошли к магазину сувениров. Хозяева магазина, арабы, хорошо говорящие на русском языке, объявили, что в качестве платежа они принимают любые деньги: шекели, доллары, евро и даже российские рубли все в соответствии с курсом.
Цены были указаны в долларах, но хозяева предупредили, (основную массу нашей группы составляли туристы из России), что из уважения к России они делают нам 50% скидку. (старый психологический фокус, сначала цены увеличиваются в несколько раз, а потом как бы делается большая скидка).
В магазине были сувениры для любой конфессии. Рядом с иудейскими минорами и кипами, хамсами и могендавидами лежали мусульманские платки (куфии), а также христианские иконки, свечи и крестики различной величины.
Отоварившись, мы направились к Храму Гроба Господня.
3.2.Храм Гроба Господня
В христианском квартале не менее 40 церквей, монастырей и хостелей для христиан-паломников. Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как Храм Гроба Господня, расположен в центре квартала, построенный на том самом месте, где, согласно священным писаниям, был распят и погребен Иисус Христос после того, как завершил свой скорбный путь по Виа Долороза из Суда до места распятия на Голгофе. Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, строилась одновременно с частично сохранившейся Вифлеемской базиликой и была освящена в 335г. За время своего существования храм был подвержен разрушениям и восстановлениям.
Современный храм Гроба Господня - это огромный архитектурный комплекс, включающий: - Голгофу с местом Распятия; - ротонду - архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия; - Кафоликон, или соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимской Православной Церкви; - подземный храм Обретения Животворящего Креста; - храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.
На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.
Сразу после входа в Храм, нас повели к Алтарю Распятия. Подниматься туда было тяжело, нужно было преодолеть 18 крутых ступеней. Алтарь с изображением распятого Христа находится между алтарем Скорбящей Богоматери и Часовней подъем по ступеням сделали трудным, чтобы паломники и посетители почувствовали, как было тяжело Иисусу подниматься на Голгофу, да еще нести на себе тяжелый деревянный крест.
Животворящее Древо Креста Христова обнаружено св. царицей Еленой с большим трудом в углублении, куда оно было сброшено с другими крестами после распятия. В южной части находится алтарь, где был положен крест с пригвожденным к нему Иисусом. Здесь находится дверь, из которой в 629 г. император Гераклит вышел как победитель, неся на себе крест, на котором был распят Христос. В соответствии с преданием, когда он шел, его корона упала с головы, и это было рассмотрено как божественное указание. С тех пор патриарх и другие священнослужители проводят церемонию с непокрытой головой.
Спустившись вниз с противоположной стороны (опять крутых 18 ступеней), мы направились к Камню помазания. Камень помазания, на котором находилось тело Христово перед положением в Гроб, также находится в пределах Храма Гроба Господня и представляет собой обрамленную каменную плиту. Над этим камнем горит восемь неугасимых лампад хорошей европейской работы - дар одного русского путешественника. На этом камне освящают иконы, кресты и прочие предметы христианской символики. Тамара освятила здесь часть своих покупок. После этого мы пошли к кувуклии.
Слово "кувуклия" (греческое "кувуклион") означает "ложница, царская опочивальня". Современная кувыкия представляет собой часовню размером около восьми метров в длину и шесть метров в ширину, располагается под сводами Храма Гроба Господня. Святая Гробница, в настоящее время состоит из двух комнат: небольшая «погребальная камера» 2,07x1,93 метра, почти наполовину занятая каменным ложем - аркосалием, и входное помещение (комната), называемая приделом Ангела, размером 3,4x3,9 метра.
После выхода из кувуклии Тамара зажгла купленные свечи от священного огня и тут же погасила, тем самым также освятив эти свечи. После этого нас еще некоторое время водили по Храму, показывая, где и что принад-лежит разным христианским конфессиям. По дороге нам показали «Пуп земли», а также привели в Придел Адама.
С древности христиане называли Иерусалим, центром Земли, основываясь на словах псалма: «Боже, Царь мой от века, устраняющий спасение посреди земли!» (Пс.73:12), а также на словах пророка Иезекииля: «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него - земли.» (Иез.5:5). В самом же Иерусалиме, чуть ли не со времен св. царицы Елены, стали указывать Пуп Земли прямо напротив входа в пещеру Гроба Господня. Тогда же это место сделалось символическим христианским центром Земли, местом спасения всего человеческого рода. По православной традиции оно и сейчас находится внутри Храма Гроба Господня. Чтобы обозначить его точное местоположение, здесь ставят символическую невысокую мраморную чашу с шаром внутри, на котором начертан крест.
Точно неизвестно, когда и кем поставлена здесь эта чаша. Возможно, греки-христиане, таким образом, символически отметили в Иерусалиме христианский центр Земли в противовес находившемуся в Дельфах, в храме Аполлона, омфалит – камню, символизировавшему центр языческого мироздания.
Придел Адама. Это место на территории бывшей Голгофы. «Голгофа» переводится с древнееврейского, как «Лобное место». Согласно преданиям, под ней лежит череп Адама. По трещине возникшей после распятия Христа в земле рядом с Голгофой кровь Христа стекала вниз и очистила первородный грех. По этой причине, в византийской традиции у подножья Креста изображался череп. Еще немного походив по Храму, мы вышли на улицу.
3.3. По Мусульманскому кварталу
Дальше, чтобы попасть к остальным христианским святыням, нам нужно было пройти по Мусульманскому и Еврейскому кварталам. Идя по Мусульманскому кварталу, мы шли по узким улицам старого города, где по обе стороны были расположены различные палатки и магазинчики. Были там палатки с фруктами и овощами, но, в основном, здесь велась продажа сувениров. Так же, как и в магазине, который мы посетили вначале нашего путешествия, здесь были сувениры, принадлежащие ко всем религиям.
Проход в этот квартал, для обеспечения безопасности, был возможен только после тщательного досмотра личных вещей и прохода через «раму» Документы не проверялись Пройдя через контрольный пост и спустившись по лестнице, мы оказались в Еврейском квартале на площади около «Стены плача».
Какое значение для евреев имеет «Стены плача» я здесь писать не буду, скажу только, что не менее, чем для правоверных мусульман Мекка, а для христиан Храм Гроба Господня. Каждый еврей хотя бы раз в жизни должен побывать около нее и дотронуться до ее святых камней. О «стене» много написано.
После «Стены плача» мы направились к выходу из старого города. Выходили мы через Мусорные ворота. Мусорные ворота получили свое название потому, что во времена Второго Храма, в римские и византийские времена через них вывозился мусор из города.
Ворота ведут прямо к Стене Плача, а в обратную сторону - к арабской деревне Силуан (еврейское название - Шилоах), где стоял когда-то город Давида. Отсюда - арабское название ворот Баб эль-Силуан. Однако в мамлюкский и оттоманский периоды ворота назывались Баб аль-Маграба по названию квартала Муграб.
3.4. За Мусорными воротами.
В XIX в. воротам вернулось прежнее название. Ворота расширены в наши времена, однако на них сохранились украшения оттоманского периода. После прохода через Мусорные ворота с левой стороны открылся вид на Масличную гору. Масличная гора – самая высокая гора в Иерусалиме находится к востоку от Старого Города и Храмовой горы через долину Кидрона. Получила свое название по оливковым плантациям, существовавшим на ее склонах с древности. Гора является средоточием еврейских и христианских святынь. С ней связан ряд еврейских традиций о приходе Мессии и Страшном суде, перенятых также христианством и мусульманством.
Масличная гора имеет три вершины. На северной вершине (826 м над уровнем моря), ныне обычно называемой горой Скопус, расположен кампус Еврейского университета в Иерусалиме. На средней вершине (814 м) - Лютеранский центр с благотворительной больницей имени германской императрицы Августы Виктории (1910). На южной вершине (816 м) - арабское село Ат-тур (от арамейского названия Масличной горы - Тураейта).
На южной оконечности Масличной горы, на ее западных и южных склонах, расположены: - еврейское кладбище, святость которого определяется его непосредственной близостью к долине Кидрон; -так называемые Могилы пророков -пещера с 36 погребальными нишами, где, согласно еврейской традиции, похоронены пророки Хаггай, Мал’ахи и Зхария. Здесь же расположены многие христианские святыни (Гефсиманский сад, гробница Девы Марии, русский монастырь Марии Магдалины и другие).
После этого мы направились к могиле царя Давида и горнице Тайной вечери. Место, где проходила Тайная Вечеря, и могила Давида расположены в одном и том же здании.
3.5.У гробницы царя Давида
В период Второго храма на Сионской горе находилась одна из семи синагог Иерусалима. Здесь, по легенде, был похоронен Царь Давид. В византийский период при Давиде и Джеймсе, еврейском и христианском основоположниках города Иерусалима, эти синагоги были центром литургического восхваления во время церковной службы, проводимой в церкви на Горе Сион. Это дало основание полагать, что оба они были похоронены на Горе Сион. По традиции считается, что могила Давида находится здесь, в том же здании, где проходила Тайная Вечеря, а могила Джеймса - в Армянском Кафедральном Соборе.
Из уединенного дворика францисканского монастыря XIV века через дверь, расположенную напротив недавно установленной скульптуры
Царя Давида, мы прошли в помещение на нижнем этаже, которое сегодня является синагогой. Дверь, расположенная по правую сторону комнаты, открывает вход в помещение для молитв. В южной стене находится михраб (молитвенная ниша в мечети, в стене, обращенной к Мекке), покрытый керамической плиткой. Михраб был построен в период правления мамлюков и теперь скрыт за книжными полками. В следующей комнате располагается огромный саркофаг – кенотафий: на этом месте, по легенде, покоится прах Царя Давида.
Саркофаг покрыт бархатом, а на нем венцы Торы из различных синагог еврейских общин, которые были уничтожены во время Холокоста. На бархате золотыми буквами написано (на иврите): «Царь Израиля, Давид, живет и существует». На могильной плите виден резной орнамент, выполненный еще во времена крестоносцев.
Ниже уровня этажа, на котором располагается кенотафий Царя Давида, находятся строения, относящиеся к временам крестоносцев, византийцев и римлян. Таким образом, первоначальное строение относится ко второму веку нашей эры.
Под усыпальницей есть вход в пещеру, обнаруженную И. Пьеротти в 1859 г.
3.6.Горница Тайной Вечери
Горница Тайной Вечери, как она называется сейчас, имела разные названия: «трапезная комната» или «столовая », «пиршественный зал», но в дальнейшем приобрела одно устойчивое значение – «горница, где проходила Тайная Вечеря». Она расположена на втором этаже.
По существующей легенде это то самое место, где Иисус Христос и его двенадцать учеников устроили трапезу первого седера наступления еврейской пасхи. (седер-застолье накануне наступления еврейской пасхи -ПЕСАХа).
На этом седере Иисус заявил своим ученикам, что один из них его предаст. Им будет тот, кто во время трапезы коснется его руки. Во время одного из розливов вина Иуда случайно коснулся руки Иисуса, после чего Иисус сказал Иуде, что тот предаст его.
Последнюю перед арестом ночь Иисус провел в (как она сейчас называется), Церкви Всех наций и Гефсиманском саду.
3.7.В Гефсиманском саду и Церкви Всех наций
На месте, на котором, по преданиям, Иуда предал Христа, еще в V веке была построена базилика. В 1919-1924 гг. была сооружена современная церковь Всех наций. Внутри церкви на потолке 12 куполов и гербы 12 стран, пожертвовавших деньги на ее строительство. На стенах мозаикой выложены картины, отражающие «Гефсиманское моление», «Предание Спасителя» и «Взятие Христа под стражу».
На полу перед алтарем -терновый венец, опоясывающий скалу, на которой молился Иисус. Синие витражи создают внутри церкви полумрак, что символизирует последнюю земную ночь Иисуса.
Гефсиманский сад раскинулся на западном склоне Масличной горы. До наших дней сохранилась лишь часть сада библейских времен, однако, до сих пор цветут восемь олив, посаженных еще в I веке н. э.
Сюда пришел Иисус в ночь перед распятием, здесь он пережил горечь предательства и был арестован.
Прямо напротив Гефсиманского сада в стене Старого города расположены Золотые ворота. Их второе название - Врата милосердия - в наше время являются одной из башен в восточной части системы фортификаци онных сооружений, выстроенных между 1536-1539 годами по повелению султана Сулеймана Великолепного.
Назначение этой фортификационной системы заключалась в том, чтобы предохранить жителей Иерусалима, (как мусульман, так и «неверных») от нашествий соседей – бедуинов. Встав к Золотым воротам лицом, можно увидеть в их средней части двойную арку, обильно украшенную орнаментом. Это – остатки действитнльных ворот, которые некогда вели во внутреннее пространство города-крепости Элия-Капитолина, отстроенного римлянами на развалинах еврейского Иерусалима, разрушенного в ходе Первой римско-иудейской войны.
Когда-то сразу за этими воротами начиналась одна из центральных улиц города- крепости, проходившая с Востока на Запад. Со времени принятия христианства в качестве официальной религии Византийской империи и превращения Иерусалима в центр паломничества христиан, эта дорога должна была вести прямиком к храму гроба Господня.
Отстраивая в ХVI веке крепость вокруг Иерусалима, султан Сулейман приказал заложить проем под аркой Золотых ворот, превратив их в башню. Сделано это было из религиозных соображений: мусульмане, воспринявшие от иудеев и христиан веру в Единого Бога, с большим уважением относятся к преданиям этих религий.
К XVI веку многие христиане и иудеи воспринимали Золотые ворота как те, о которых упоминает в своих пророчествах Иезекииль, призывавший в годы Вавилонского пленения своих соплеменников к возвращению на Родину: "И сказал Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены".
на Родину: "И сказал Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими.
Среди христиан даже возникает легенда о том, что именно через эти ворота на Храмовую гору восходил Иисус, что никак не соответствует действительности, поскольку в его времена вход на верхнюю террасу Храмовой горы находился не с Востока, а с Юга. Таким образом, соорудив вокруг Иерусалима линию крепостных укреплений, Сулейман Великолепный оставил 7 ворот для людей, входящих в город, и одни - для Бога.
На склонах Масличной горы, обращенных в сторону Иерусалима, разместилось гигантских размеров иудейское кладбище, самое дорогое в мире: за место на нем платят около миллиона долларов.
Дело в том, что по представлению верующих иудеев Мессия появится на Восточном склоне Храмовой горы. Считается, в момент его явления камни, прикрывающие проем под аркой Золотых ворот, рухнут и те, кто покоится на Западном склоне Масличной горы, воскреснув, первыми, узрят Спасителя...
3.8.Церковь Успенья Пресвятой Богородицы
И напоследок, в этот день мы посетили церковь, где похоронено все семейство Девы Марии. Она находится у самого подножия Масличной горы. Полуподвальное помещение, построенное в романском стиле, относится к эпохе крестоносцев XII в. Принадлежит греко-православной церкви.
Огромный свод церкви поддерживается 143 столбами, вниз, под уровень земли ведут ступени. С двух сторон на спуске 2 ниши. Правая - алтарь, посвященный родителям Марии, Ио-ахиму и Анне. Здесь же, в этой нише, в 1661 г. была похоронена французская королева Мелисенда. Ниша, напротив, с левой стороны, посвящена св. Иосифу. Считается, что он здесь похоронен.
Могила самой Марии находится в самом низу, в искусственной пещере в скале и закрыта мраморной плитой, в которой пробиты 3 специальных отверстия для желающих прикоснуться. Своды над склепом Марии принадлежат еще самой первой церкви, стоявшей здесь и построенной в IV в. византийским императором Феодосием I.
В церкви есть представительство русской, коптской, сирийской и армянской общин. Существует ряд версий, описывающих смерть и захоронение матери Иисуса. По современной католической традиции, Мария умерла на Сионской горе, там, где сейчас стоит Собор Успения - аббатство Дормицион, но не была похоронена вообще, а вознеслась на небо к своему сыну.
Иные же церкви считают, что Мария была похоронена, правда, место смерти и захоронение указываются разные. По одной версии, Мария умерла и похоронена у себя на родине в Ципори - так, по крайней мере, считали крестоносцы.
По другой - апостол Иоанн увез Марию в Малую Азию - ныне Турция, где она умерла и была похоронена в городе Эфес, что и является сейчас его главной достопримечательностью. Эта традиция, кстати, наиболее ранняя.
На этом экскурсионный день был окончен, продолжался он почти весь день с перерывом на обед. Домой мы вернулись, когда уже начало смеркаться.
Свидетельство о публикации №220073101388