Анализ и синтез

Мы постоянно дробим себя на части. По большому счёту, мелкие, несущественные, часто навязанные.

Я — гражданин такой-то страны.
Я — представитель такой-то национальности.
Я — часть такой-то семьи, организации, клуба...

Наше большое общее «я» постоянно вынуждено отождествлять себя с какой-то одной маленькой частью, в рамках которой мы существуем вот-прямо-сейчас. И бегаем такие маленькие, единично-половинчатые, мечтаем о том, чтобы встроить себя в какую-то цельную систему, слиться с ней — это то, чего хочет наше сердце. Быть чем-то цельным.
Но наши мысли методично продолжают делить эту цельность в разрозненные кусочки: «Есть он и я, есть это и вот это, есть...»

Два процесса: анализ и синтез.

Анализ расщепляет целостность на кусочки — этим путём идут наши мысли. Один изначально общий, единый мир они дробят на страны, нации, конфессии, организации, семьи, предметы... В конечном итоге, каждый время от времени решает, что он — один. Отдельно.
Никто не говорит, например, «я — гражданин мира», отождествляя себя с чем-то бОльшим, чем просто отдельно взятый кусок земли. Целый мир! Только вдумайтесь. Никому обычно не приходит в голову сказать «я — организация», мы пользуемся формулировкой «я состою в организации, я — её часть». Все эти категории однажды были придуманы и обозначены человеческой мыслью, выделены путём анализа.
Это ни плохо, ни хорошо — просто принцип функционирования.

Синтез собирает кусочки в целое — так работают чувства и эмоции.
Нам мало одной эмоции. Мы хотим их как можно больше, как можно ярче — больше радости, больше счастья, отдаёмся самозабвенно грусти, ищем новых эмоций... С одним и тем же человеком, занятием, местом или же с разными — не суть. Важно, что соединяем, аккумулируем. Появляется «мы», некая цельная конструкция.

Чувства объединяют, мысли разделяют.

Невозможно перестать мыслить. Невозможно перестать чувствовать. Два этих процесса встроены в нашу жизнь, если не сказать, что они составляют её.

В пространстве, построенном мыслями, чаще бывает больно и одиноко. И хотя без этих элементов едва ли нынешняя жизнь была бы полноценной, хочется верить, что баланс между разумом и сердцем всё-таки возможен.

Удивительнейшая, невероятная, ценнейшая способность человеческих существ (а по-хорошему говоря, обязанность, но уж ладно) — не терять связь с Чувствующей Вечностью внутри себя самого даже в прорве провоцирующей на мысли окружающей смуты.

Ловкость магии без прикрас и никакого мошенничества. А нам того и надо.


Рецензии