Социальное существо человека

СОЦИАЛЬНОЕ   СУЩЕСТВО   ЧЕЛОВЕКА
     На сайте «Проза.ру» в разделах «История и политика», «Публицистика»,        «Философия» всё чаще публикуются статьи о человеке, его мышлении, о счастье и смысле жизни, о месте человека в обществе. Казалось бы сущность человека, его место в природе и обществе давно и многократно представлены в научной и художественной литературе. Однако же интерес к этой теме не пропадает. Мы можем объяснить это тем, что каждое новое поколение начинает жить и познавать  этот мир само, а не «зазубривать» известное. Но есть ещё одна важная причина такого интереса у российской молодёжи. В России сегодня   на уровне Конституции РФ записано, что в обществе нет какой – то одной идеологии. Статья 13: «2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Поэтому каждый пытается найти и объяснить для себя устройство сегодняшней жизни. Отражение в сознании человека объективного мира характеризуется формами общественного сознания: идеология, правовое сознание (право), наука, религия, философия и др. Сегодня «деидеологизация» образования порождает пробелы знаний молодёжи о мире.

     Мы, обращаясь к теме человека в обществе, будем рассматривать социальную сущность человека, как главной единицы общества. Человек является частью живой природы, высшим животным, биологическая основа его очевидна. Социология рассматривает человека как «высшую ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры». Современный уровень научно – технического прогресса начинает отрицать в человеке природные качества, требовать от него автоматической реакции в работе, отрицает чувственную,  эмоциональную составляющие между людьми, уменьшает время пребывания человека  в естественных условиях природы. Прогресс изменяет и культуру, заменяя глубину и содержание на форму, мелодии музыки на ритм.

     «Словарь русского языка» С.И. Ожегова (Москва, 1952г.) определяет слово «существо» как «живую  особь, организм, животное, человек». Будем использовать этот термин по отношению к человеку. Биологическая составляющая существа – человека для всех людей одинакова, независимо от расы, национальности, места проживания. Поэтому дискриминация людей по расовому и национальному признакам является поводом борьбы за существование, как продол-жение жизни в мире животных. Социальная  составляющая существа – человека более разно-образна, подвижна, зависит от общества и времени жизни общества в историческом плане.

     Остановимся на биологическом существе человека. Отметим, что биологическое  существо с возрастом изменяется от младенца до пожилого и престарелого организма. В большинстве своём человек этого не скрывает, но и не афиширует своё биологическое существо. Строение человека, обмен веществ, физиология у всех людей одинаково.  Открытым для всех является внешний вид, походка, цвет волос, глаз и др. Во многих случаях физические данные являются главным достоянием человека. Например, гармоничная женская красота вошла в историю человечества. Физические данные тела необходимы современному спортсмену, в ранние века воину и гладиатору. Голос, музыкальный слух делают человека артистом. Главная роль биологического существа - обеспечивать трудоспособность человека, потому что «труд создал человека». Человек создал медицинскую науку, чтобы поддерживать своё биологическое существо. К сожалению, биологическое существо может тяжело болеть, иногда до потери трудоспособности. И в этом проявляется слабость биологического существа. Своё биологическое существо человек  чувствует в наибольшей степени, когда находится один, сам с собой.

     Что же включает социальная составляющая человека. Каждый человек с первых до последних дней живёт в семье. И это главное достояние человека как социального существа. Основой семьи являются родители, которые являются выходцами из разных семей, живущих близко или далеко друг от друга. Поэтому ребёнок является обобщением особенностей этих разных семей. Так происходит обновление биологического существа человека и одновременно продолжение семейных традиций в обществе. Если  по каким – то причинам человек остаётся без семьи, то это может кардинально изменить  его образ жизни, вплоть до понижения его социального статуса (бродяжничество и пр.)
     Социальное существо начинается с младенчества, фиксируется свидетельством  о рождении. Далее совершеннолетие, получение паспорта гражданина. Воспитание в семье – важнейший этап в жизни, во многом определяющий место человека в обществе. Главное тут воспитание трудолюбия, уважения к другим людям. Есть такое наблюдение: «Человек человеку и не друг, и не враг, а так». Это высказывание отражает отношения  людей друг к другу, часто выдаваемое за демократические свободы. По отношению к собственности выделяется общество индивидуализма и коллективизма. В России исторически складывался общинный уклад жизни людей в одном поселении. Соседи помогали друг другу в уборке урожая, покосе травы для домашних животных, строительстве дома. Этот жизненный уклад естественным образом перешёл в отношения коллективизма при советской власти. Это на государственном уровне гарантировало каждому человеку образование и право на труд. Право на труд является принципиальным достижением общества коллективизма, поскольку человек чувствует  себя свободным, если работает. Равноправным социальным существом человек может быть только в обществе коллективизма.

     Каждый человек проживает свою жизнь в рамках допускаемых биологическим существом, полученного воспитания и образования. В обществе индивидуализма (в условиях частной собственности на средства производства) человек живёт в конкурентной среде, начиная с образования и трудовой деятельности. Это активизирует его жизненную энергию, заставляет максимально использовать свои врождённые и приобретённые качества. Но это и борьба за существование внутри общества, ведущая  к классовому  расслоению. Это  большая тема анализа жизни  общества, и мы в неё в данной статье углубляться не будем.

     Если биологическое существо человека с возрастом стареет, теряет свою жизненную устойчивость, то социальное существо наоборот, укрепляется и расширяется, остаётся в обществе даже при уходе человека из жизни. В каждой семье помнят своих родителей, хранят в своих воспоминаниях, письмах и фотографиях. Творческая личность, художники, скульпторы, писатели и поэты, музыканты и артисты, деятели науки остаются в памяти общества надолго. Их творчество является базой для воспитания и образования новых поколений. Все мы даже из школьной программы знаем имена творческих людей средневековья, дошедшие до нас архитектурными и скульптурными памятниками, литературными произведениями, экспонатами музеев. Так социальное существо человека переходит в культурное достояние общества.

     Каждый из нас видит другого человека как прохожего, пассажира, покупателя, соседа, не делая из этого никаких выводов. В трудовом коллективе друг о друге каждый знает достаточно много и старается узнать  больше, чтобы иметь больше друзей. Трудовой коллектив после семьи является необходимой для нас ячейкой общества, и недооценивать этого нельзя. В обществе коллективизма это кажется совершенно естественным. В обществе индивидуализма это достигается далеко не всегда. Когда приходиться менять место работы, то мы с некоторым запаздыванием начинаем вспоминать лучшее, что было в прежнем трудовом коллективе. Этим мы проявляем свойства социального существа, необходимые для существования общества.

     Чувство счастья, удовлетворение жизнью необходимо каждому, поскольку это является стимулом для продолжения жизни. Понимание, оценка этого чувства у каждого может быть своим, поскольку психологические переживания человека многогранны. Если человек болел и выздоровел, то прилив сил вызывает удовлетворение жизнью. Достижение очередной цели после многодневных трудностей и забот приносит большое удовлетворение. Встреча  любимого, родного человека даже после небольшого расставания придаёт силы для новых планов. Оснований для счастья много, но, в конечном счёте, всё сводится к тому, что человек должен чувствовать, что он кому – то нужен. Необходимость твоей жизни, присутствие в тебе  другой жизни создаёт счастливое восприятие собственной жизни. Преодоление трудностей забывается, память о моменте счастья остаётся. Не надо стесняться и скрывать, что ты кому – то нужен. Быть счастливым это быть полноценным человеком.

      На страницах «Проза.ру» есть статьи о смысле жизни. Эта тема интересует каждое    новое поколение, тем более, если в сегодняшней России общество отказывается провозглашать смысл своего существования, ввиду отсутствия государственной идеологии. Но почему - то часто смысл жизни рассматривается слишком широко, начиная с появления и существования живой природы. Живую природу изучает наука биология, о диалектике её развития давно всё сказано. Человек является высшим представителем живой природы, но являясь разумным существом,  должен иметь какой – то свой «разумный» смысл жизни. Разумность смысла жизни, на наш взгляд, заключается  в продолжении самой жизни. Поэтому смысл жизни для человека мы видим в рождении, воспитании, нового поколения, которое было бы не менее жизнеспособно, чем предыдущее.

     У человека потребности значительно больше, чем у любого животного. Без постоянного познания природы, без регулярного труда человек не мог бы удовлетворить потребности  даже в первобытном обществе. Потребности человека постоянно увеличиваются, благодаря  его разумности. Научно – технический прогресс человек «продвигает» именно для увеличения и удовлетворения своих потребностей. Но смысл жизни всё же не в увеличении потребностей. Человек уже понял, что живая природа не может удовлетворить возрастающие потребности. Поэтому усиленно развивает технический прогресс. Это можно квалифицировать как появление у человека специфичного  технического вируса. Об этом подробнее в отдельной статье «Технический вирус» в «Проза.ру». Современный человек «забыл», что он представитель живой природы, и прогрессирует в сторону её уничтожения.

     Когда мы думаем и пишем что – то о человеке и обществе, то как правило, мы рассматриваем «праведное», правильное поведение человека. Но человек далеко не идеальное существо. Реальная жизнь гораздо богаче наших представлений, и человек может оказаться в ситуации, которую даже не предполагал. Общество давно знает о правонарушениях, совершённых человеком умышленно или случайно, например, дорожно - транспортное происшествие. Существует форма общественного сознания «Право», которое рассматривает наказание человека за нарушение предписанных законом норм поведения. Правонарушитель остаётся биологическим существом, но его социальное существо осуждается законом и подлежит наказанию. Таким образом, социальное существо человека может быть отрицательно воспринято обществом, и человек испытывает определённый поворот в своей жизни.
     Религия является одной из форм общественного сознания. Научно – технический  прогресс доказал и показал, что нет никакого сверхестественного существа, нет Бога, нет загробной жизни. Современное образование делает всех людей атеистами. Однако интерес к религии сохраняется, и судя по страницам сайта «Проза.ру», даже молодые люди с интересом  пишут на религиозную тему. Что же поддерживает и пробуждает этот интерес?  Как бы ни прогрессировал человек в науке и технике, духовная составляющая человека остаётся и требует удовлетворения. Современный образ и темп жизни разделяет людей, воспитывает ценности далёкие от культуры, насаждает антиобщественные и экстремальные тенденции. Всё это приводит к нарушению психической устойчивости. Приобщение к религии позволяет «расслабиться», найти новых единомышленников. Ну и конечно, имеет место тенденция на оригинальность, на противопоставление себя «массе». В целом это отражает сложность, многогранность социального существа человека. Религия сегодня является вынужденной идеологией теряющего духовность общества.
     С историческим развитием человечества биологическое существо человека теряет свою значимость для общества. Социальное существо становится всё более «общественно образующим». Но в природе всё имеет свои пределы. Трудно сказать, как долго человек ещё сможет увеличивать свои потребности, отрываясь от живой природы.
     Хотелось бы, чтобы читатель высказался на эту тему.

Шулепов В.Г, июль, 2020г.
г. Калининград, тел. 8-(4012)-91-94-79


Рецензии