Шквал на Печоре

О своенравном характере реки Печоры я уже знал не понаслышке. И что бывает на реке внезапная смена погоды без всяких предпосылок и подготовки природы еще не встречал. Начинается смена погоды постепенно до самого сильного своего значения и так же постепенно затухает.
В 1976 году в один из осенних дней мы шли с Нарьян-Мара в Печору толканием с двумя тысячетонными баржами, учаленных в кильватер( две баржи длинной по семьдесят пять метров и буксир тридцать два метра)
 . Длина состава 182 метра, груза на них не было, состав ласточкой скользил по тихой глади Печоры со скоростью 10 км/ч. Светило солнце, спокойствие  пятнадцатикилометрового плёсового участка, в районе села Великовисочное, действовало успокаивающе.
Впереди нас, километров в пяти, идёт теплоход «Комсомольский» с одной шестьсотпятидесятитонной пустой нефтеналивной баржой, на вахте мой однокурсник-Володя Онну.
Поговорив по рации, он спросил: "Нет ли у нас одной из запасных частей для ремонта дизеля?". Я ответил: «Есть и могу дать». Теплоход «Комсомольский» уменьшил ход, мы стали догонять. Сбавив ход, подходим к его борту.

 Вдруг, вначале один сильный, а затем второй резкий порыв ветра бросил наш состав на их баржу, появилась угроза навала.
 Мы по рации попросили, чтобы он срочно добавил ход и ушёл вперед.
  Но тут же налетел еще более мощный шквал, на реке поднялась на глазах большая, крутая волна, с белыми "барашками",мутная пелена заполнила все пространство реки, сильный ветер стал бить под углом в наш состав.
 
Добавляем обороты на полную мощность, но 450 лошадиных сил теплохода не в состоянии, противостоять силе ветра. Работаем во всю мощь двигателей, но против такого шквала ветра с дождем устоять не можем.

 Наш состав набирает скорость, но уже в обратную сторону.
 Нас несет с работающими винтами вниз по течению. Следующим порывом ветра нас бросает в сторону берега, видя опасность попасть на него, бросаем якорь с одной, а затем и с другой баржи. Но тщетно, якоря не помогают.

 Мы на берегу,  благо берег глинистый и слегка обрывистый. Волной теплоход и баржи бьёт о берег, качает  так, что попытаться разбуксироваться просто невозможно. Волны летят до самой рубки.
 Кроме членов команды шесть человек практиканты с Печорского речного училища, им по 17 лет. Вся команда в рубке, у ребят глаза округлились от неистовства стихии. Практически предпринять ничего невозможно... только ждать.

Вглядевшись вдаль, видим, как из этой беловато- желтой мглы и сплошного дождя на нас таким же образом движется теплоход «Комсомольский», его 450 лошадиных сил не хватило даже удержать и одну баржу.
 И вот когда до нас осталось метров 200-300, природа и это неистовство тяжело вздохнуло один, два, три раза и как по волшебству всё стало стихать.

 Через 15 минут практически полный штиль, через 30 минут – тишина, светит солнце. О недавней стихии напоминает грязная вода, плавающие кусты, деревья возле берега и мокрые баржи.
 Берег, где нас «припечатал» шквал, глинистый, приглубый.

 Дав слабину буксирам, выводим корму теплохода на чистую воду, оттаскиваем баржи, «набиваем» буксира втугую, берем оборот через  корму и продолжаем свой рейс.

 У молодежи шум-гам, обсуждают случившееся в течение всего одного часа…Я молчу…Думаю о страшных возможностях стихии и милости природы…
Мне тогда было всего 27 лет, я самый «старый» на моем теплоходе «Советский».
   


Рецензии
Потрясающий рассказ! Реально всё представляется. Вот это впечатления. Я тоже такое пережил, только на берегу. Чехонь на Каме на резинку ловил. В мае дело было. Солнце, штиль. Вдруг, как по команде "Все вдруг" ветер закрутился, тучи из-за гор налетели. Низовой шквал воды с прослойками ветра гонит Каму вспять. Я от воды отскочил - куда бежать? Присел под берегом, укрылся куском полиэтилена. Вижу вверх по Каме летит лодка резиновая ( по воздуху летит, мало погодя "Казанка" как на подводных крыльях тоже вверх по течению несётся; людей в лодках, понятное дело, нет. Волосы дыбом от страха. Тут вода с гор пошла сверху с гор через меня, встал на ноги, оглянулся - того страшнее - глина жидкая лавиной на меня с гор идёт. На ногах устоял, по колено глина стекала с обрыва. Натерпелся страху я тогда. Улетел шквал также быстро как и навалился. Солнце, штиль, вода грязная, я весь, грязный. Снасти даже искать не стал, по урезу воды пошёл домой.
Было это в том месте,где Белая впадает в Каму, там разливы такие, что другой берег только в бинокль видно. Вот там народу тогда много погибло. У нас в районе только пятеро утонуло, а в Башкирии не знаю - не наша республика.

Александр Павлович Антонов   26.01.2024 13:36     Заявить о нарушении
Дорогой Александр! Видишь в памяти все осталось и видимо надолго. Сколько схожих моментов в нашей жизни. А для тебя это еще и тема для рассказа. У меня в жизни столько всего было, что вопрос- Кто ТЫ - мой Ангел -хранитель?... остается открытым. Моя любимая говорила- Почитаешь предков - Они тебе помогают! По всей видимости оно так и есть. Как-то ты сказал - Что на все вещи смотришь - ТРЕЗВО, без потусторонних сил. Но в моей жизни столько всего переплетено - Что почитать предков и те высшие силы, что помогают по жизни... Я просто не могу согласится. Дома есть иконостас( собирала супруга). Есть семейная реликвия - простенькой деревянной рамочке под стеклом печатный рельеф, Пантелеймона спасителя ( даже в фильме если вспомнишь есть фон этого изображения - Пантелеймона). Иконка простенькая но видимо намоленная. Приезжала в город сестра - матери моей жены( но она была на двадцать лет старше).Она с этой иконкой на коленях почти километр с берега шла к ним домой. И всегда говорила - Дошла... Значить еще год буду жить. Последний год жизни не приезжала, но прожила -106 лет. Передала потом иконку матери моей жены( я ни разу ее за всю жизнь не назвал - Тещей - только мама). Иконка и для нас тоже стала - нашей семейной реликвией. Вот так как-то В жизни все складывается. Всего доброго! А тетерочки сегодня опять прилетали.

Анатолий Бызовской   26.01.2024 15:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.