Албания. Часть 1. Знакомство с прошлым Албании и д

Terra Incognita, или Прощание с предубеждениями.Цикл "Заметки на полях географической карты".

  Албания. Не знаю, где и когда я впервые услышал о такой стране. Скорее всего, это произошло в школе, во время заучивания наизусть названий государств, входящих в социалистический лагерь, конечно, это было ещё до ХХ съезда КПСС, который произошёл в феврале 1956 года. Затем, в течение длительного времени я ничего об этой стране не слышал. Действительно, что может заинтересовать ребёнка, которым я тогда был, в сообщениях из самой маленькой страны, вставшей на путь строительства социализма. Но вот когда лидер Албании Энвер Ходжа заявил о своих разногласиях с руководством КПСС и был подвергнут жёсткой критике во всех средствах массовой информации в СССР, а я стал немного постарше, вот тогда я и начал интересоваться и этой страной и развитием в ней ситуации. Помню, на меня очень большое впечатление произвела публикация 21 октября 1962 года в газете "Правда" стихотворения Евгения Евтушенко "Наследники Сталина", где есть такие строки: "Мне чудится, будто поставлен в гробу телефон, Энверу Ходжа сообщает свои указания Сталин". Ходжа был единственным, кого поимённо назвал Евтушенко, и это было конечно не случайно, к этому времени Албания, во-первых, полностью разорвала всякие отношения с Советским Союзом, мотивируя это предательством коммунистических идеалов, а во-вторых, Энвер Ходжа остался практически единственным политическим деятелем, на практике продолжающим сталинскую политику. В течение почти двадцати лет страна находилась в полной изоляции, не поддерживая отношений абсолютно ни с кем. Такое положение сохранялось вплоть до смерти Энвера Ходжа в 1985 году, после чего были сделаны вначале робкие попытки разрушить тот "железный" занавес, который окутывал страну, затем более решительные действия, но ведь это не так просто - выбраться из того глубокого забвения, в которое сама страна залезла по воле своего руководства. Поэтому подлинное возвращение Албании в международное сообщество произошло практически только в течение последнего десятилетия.

    Конечно, сейчас об Албании у нас пишут и говорят очень много, однако в большинстве своём эта информация связана с событиями в Косово, в связи, с чем она очень и очень однообразна, а, кроме того, ещё и тенденциозна. Именно последнее и создало у россиян негативное представление об Албании, заключающееся в некоторых устойчивых стереотипах. Вот и Подкомитет по защите российских граждан за рубежом при Комитете по международным делам Госдумы внёс свою лепту в этот негатив, включив Албанию в "Перечень не рекомендованных для посещения стран". Вот как это звучит в указанном документе: Россиянам не рекомендуется посещать те "государства и регионы, которые в связи с нестабильной политической обстановкой, военными действиями, высоким уровнем насилия, угрозой терроризма, похищениями людей, вооруженными грабежами и убийствами являются небезопасными".

      Вот что я услышал, когда рассказал своим родным и знакомым, что собираюсь поехать в Албанию:

- это самая мафиозная страна в Европе;
- там процветает бандитизм;
- там очень плохо относятся к русским;
- в Албании лучше не говорить по-русски;
- албанцы – цыганская нация;
- албанцы – мусульмане, неприемлющие христианство;
- Албания – страна бункеров;
- дороги в Албании находятся в ужасном состоянии;

   И прочее, и прочее, и прочее.

   Мнение всего моего окружения к решению посетить Албанию было весьма и весьма негативным, а когда я сказал, что собираюсь взять с собой шестилетнюю дочь, мои близкие пришли в ужас. 

  Но мне очень хотелось познакомиться с этой загадочной страной и на месте разобраться, действительно ли там все так ужасно, как то представление, которое сложилось у нас под влиянием настырных СМИ. Итак, решено, мы едем в Албанию.

   Ну а раз уж мы решились на эту поездку, то надо готовиться к её осуществлению, и начинать надо с приобретения билетов. Однако мы не знали, какими путями-дорогами добираться из России до Албании. Вот когда мы путешествовали по греческим островам, то видели на Корфу много предложений на русском языке об однодневной поездке в Албанию, но не ехать же для этого на Корфу, поэтому я обратился в Аэрофлот, самолетами которого мы чаще всего пользуемся в наших перемещениях по миру. В нижегородском офисе авиакомпании уже не удивляются нашим иногда не совсем обычным просьбам, но в этот раз они несколько задумались, ведь в Албанию российские самолеты пока не летают. Подождите минуточку, - сказали нам; но не прошло и минуты, как вариант был найден -  в столицу этой страны летает партнер Аэрофлота в альянсе "Skyteam" крупнейшая итальянская авиакомпания "Alitalia". Единственное неудобство – летим мы с двумя пересадками, вначале из Нижнего Новгорода до Москвы рейсом Аэрофлота, затем из Москвы до Рима самолетом "Alitalia", и, наконец, из Рима до Тираны снова рейсом "Alitalia". Билеты, которые мы получили, были бесплатными, мы достаточно накопили миль по программе лояльности "Аэрофлот Бонус", вот и решили использовать часть этих премиальных миль для перелета в Тирану и обратно. Наконец, билеты в кармане: 4 ноября мы вылетаем из Нижнего, а 11 ноября обратно из Тираны. Казалось бы, мы имеем целых восемь дней на знакомство с Албанией, но в последствии на поверку их оказалось лишь шесть, и именно наша невнимательность к изучению билетов после их приобретения несколько скомкала нашу программу, но об этом чуть позднее.

  Итак, билеты в кармане, вроде бы всё в порядке, на дворе июль, какие ещё могут быть проблемы, ведь существует несколько российских туристических компаний, на сайте которых в перечне стран, которые они помогают посетить, есть и Албания. Пишу письма на электронную почту - молчание, ответа нет. Почему? Я не понимаю. Да, поездку мы запланировали явно не в туристический сезон, но, по-моему, именно в межсезонье надо больше внимания уделять индивидуальным туристам.

  С конца июля по начало октября мы почти всё время были в различных разъездах, отчеты о которых я уже написал, поэтому нам было не до Албании. Однако в первых числах октября я осознал, что времени-то осталось всего ничего, а с поездкой у нас ничего не решено. Пришлось заняться этим всерьез:

-  ещё раз прошелся по туристическим агентствам и остановился на крупной компании с названием, полностью отвечающим цели нашей поездки - "GoAlbania", расположенной в здании Центрального телеграфа на Тверской.

- взял в руки телефонную трубку и сразу же дозвонился. Мне ответил очень любезный женский голос, который внимательно выслушал мои запросы и сказал, что, конечно, если это возможно, они постараются нам помочь, а ответ пришлют по электронке.

       День, другой - полное молчание, наконец, дня через три очень сухой ответ: "Мы вам ничем помочь не можем". Что же делать? В голову приходит самая простая мысль: да надо плюнуть на все эти фирмы, разработать самостоятельный маршрут, арендовать автомобиль и вперед - GoAlbania. Однако оказалось, что имеется существенная проблема: в сезон, с апреля по октябрь, Албания для россиян безвизовая страна, а с 1 ноября, оказывается, нужна виза. Опять наша невнимательность - летом прочитали, что Албания безвизовая страна и успокоились. Знать бы, когда покупали билеты, что так получится, может и перенесли бы поездку на октябрь, вроде бы какая разница-то, ан нет. Ведь у планирования поездки на начало ноября есть своя очень важная причина: у Иры день рождения 7 числа, вот мы и решили встретить его в новой стране. Поэтому пришлось мириться с действительностью. Но чтобы получить албанскую визу, нужно или ехать в Москву и самому обращаться в албанское посольство, или доверить это дело профессионалам. Мы вот уже два десятилетия дружим с туристическим агентством Юник Трэвел, туда и обратились с просьбой помочь нам получить албанские визы, а если получится, то и организовать всё-таки поездку с албанским экскурсоводом. Уже на следующий день я получил ответ, который вселил некоторые надежды: оказывается, есть одна турфирма, работающая с албанцами, которая гарантирует, что индивидуалку они точно сделают.

     Но прошла почти неделя, времени на открытие виз практически не осталось, а из Юника мне сообщают, что в той самой хитрой фирме, которая всё обещала, то ли заболел, то ли куда-то уехал менеджер, который всё это и гарантировал. Пришлось мне самому начать разрабатывать маршрут передвижений по стране, искать в Интернете отели, в которых мы должны будем останавливаться, чтобы их забронировать, а то в албанском посольстве отказывались без откликов из отелей даже принять документы. На следующий день всё, что я придумал, было отправлено в Москву. Через пару дней подтверждения изо всех отелей были получены, документы благополучно перекочевали в консульский отдел посольства Албании, а на счета в отели улетели денежки за проживания в них, такой порядок, тут ничего не поделаешь. А ещё через день объявился тот самый менеджер, тут же был найден албанский русскоговорящий гид, но изменить маршрут уже было невозможно. Уж что получилось, то и получилось. А как это оказалось в реальности, мы узнали уже только в Албании.
 
      Перелёт

      В том билете, который мы получили ещё в июле, вылет из нижегородского аэропорта значился около 11 часов утра, а поскольку регистрация в аэропорту начинается за два часа, то мы и прибыли туда полдевятого. Мне всё время со всех сторон твердят, что регистрироваться надо спокойно дома, сидя в кресле перед монитором, но от старых привычек не так легко избавиться, вот я и еду за два часа, чтобы в живую решить вопросы по такой сложной проблеме как перелёт с двумя пересадками, да ещё и двумя авиакомпаниями. Ладно, приехали и приехали.

     Но вы можете себе представить, как мы были неприятно удивлены, когда оказались в практически пустом аэровокзале. Оказалось, что с ноября тот самый рейс, на который у нас были билеты, то ли отменили, то ли объединили со следующим, но, в общем, вылетаем мы только в 12.30, лучше бы дома посидеть, чем стоять в аэропорту. Тут-то я окончательно убедился, что регистрацию надо осуществлять по Интернету, тогда я бы знал о переносе вылета, и мы бы не провели столько времени в аэровокзале. Это, конечно, мелочь, но беда в другом: паспортов-то у нас нет, они ещё в Москве, курьер их должен привезти к Белорусскому вокзалу, а задерживать человека в праздничный день, улетали то мы 4 ноября, совсем не прилично. Хорошо телефон в кармане, да номер курьера знаем - позвонили, предупредили.

     Началась регистрация, предъявляем билеты, все хорошо, мы есть в списке пассажиров, получили посадочные до Москвы, сдали багаж. Девушка на стойке регистрации предупредила нас, что получим мы его уже в Тиране, так что всё вроде бы получается вполне приемлемо. Погода была прекрасная, вылетели точно по новому расписанию. Самолет оказался совсем незнакомый – Супер Джет, отечественного производства, разработанного в КБ Сухого - вот бы мой папа порадовался, последние годы своей жизни он работал именно в этой компании. Самолет просто замечательный, очень просторный, даже мои длинные ноги без проблем прекрасно разместились между рядами кресел. Оригинальное размещение пассажирских сидений внутри салона экономкласса: до середины салона двухместное сидение расположено с правой стороны, а трехместное – с левой, а во второй половине – наоборот, и равновесие соблюдено, и максимальность загрузки обеспечена. Широкий проход, хотя и с вынужденным изгибом посередине салона не мешает коллективу милых девушек производить быстрое и очень аккуратное обслуживание пассажиров. Самолет очень понравился, нам кажется, что у него большое будущее.

     В общем, прилетели в Москву, надо быстрее бежать на электричку… Ну вот, опоздали на пару минут, пришлось полчаса ждать, а дальше произошло неожиданное: по технической причине отменили очередной поезд, еще полчаса долой, а следующий ушел в сторону Москвы с опозданием на десяток минут, да в районе Савеловского постоял ещё с пяток минуток, так что на Белорусский я приехал с опозданием почти в час. Паспорта переданы из рук в руки прямо у выхода на платформу, прыг в тот же вагон и быстрее в Шереметьево, ведь надо ещё и перекусить перед дальней дорогой.

      Ну вот, поели, теперь можно и…, нет, мы же не в сказке Андерсена, не поспать, а идти на регистрацию. Рейс, на котором мы летим, по расписанию совместный, но это как бы, а на самом деле он выполняется "Alitalia", и самолет, и экипаж - всё итальянское, а вот на регистрации стоят российские девушки. Поэтому возникли некоторые заминки с выдачей нам посадочных сразу и на следующий рейс, до Тираны, только после консультации с представителями итальянской авиакомпании все проблемы были решены, и мы получили целых два комплекта посадочных талонов, чтобы в Риме не беспокоиться.

      Самолет большой - "Аэробус-320", но старенький, и надо признаться, что он не такой удобный, как Супер Джет, и расстояние между креслами меньше, и кресла поуже, да и более шумный, хотя сидели мы далеко от двигателей, а уж что касается обеда, то, поверьте мне, так скупо нас не кормили нигде. И ещё маленький штришок - впервые ребенку не подарили на борту ничего. То есть совсем ничего. Она, хотя вроде уже большая, скоро семь лет будет, но всё равно расстроилась, привыкла уже, что в любом самолете что-то обязательно перепадает. Общее впечатление - с Аэрофлотом никакого сравнения, значительно хуже. Ну да ладно, до Рима долетели благополучно, отсутствие шенгенской визы не позволило нам выйти даже в здание аэровокзала, прошли напрямую через транзитную зону, доехали на электропоезде до другого терминала - и на посадку.

      К нашему удивлению народу на рейс Рим-Тирана набралось много, стереотип, что Албания никем не посещаемая страна, ещё действовал, - это я о нашем удивлении. Для справки: уже находясь в Албании, я узнал, что только в Рим и обратно из Тираны ежедневно летает четыре рейса, и на всех практически полная загрузка. Перелёт до столицы Албании занял около полутора часов, всех дел-то перелететь через Италию и пересечь узенькую Адриатику; наверное, из-за такой маленькой продолжительности обеда на борту не было, только чай с печеньем. А вот в Тиране нас поджидала весьма и весьма неприятная неожиданность – наш багаж долетел до Рима и там и остался, хотя на багажной бирке написано Тирана. Потеряли больше двух часов на оформление претензий, дежурный в багажном отделении, кроме албанского, никакими языками не владел, хорошо он согласился выйти в зону встречи пассажиров, где я нашёл нашего встречающего, и они прекрасно все вопросы решили. Прилёт и так был поздним, полдвенадцатого по местному времени, это ведь полтретьего по Москве, да ещё с этой задержкой, да представляете с каким настроением, в общем, около двух ночи по среднеевропейскому времени мы выехали со стоянки в аэропорту. Хорошо до отеля Versaci ехать пришлось не более десяти минут, но и тут непредвиденная задержка: он заперт, ни звонки, ни стук в дверь не помогли. Но вот минут через двадцать подъехала машина, и какой-то парень подошёл с ключами к двери. Он-то и оказался ночным портье. Понимаете, пришлось срочно куда-то уехать, ведь все рейсы прилетели, он же не мог себе представить, что мы свалимся на голову, вот и уехал. Выслушав все эти сбивчатые объяснения, и получив ключи, мы наконец-то добрели до номера и буквально упали на кровати, так спать хотелось. Вот так в непрерывных перелетах, да ожиданиях мы и потеряли один из считанных дней пребывания в Албании.

       Историческая справка

       Конечно, отправляясь в совершенно незнакомую страну, хочется загодя получить хотя бы минимальную информацию, о её истории, о её настоящем дне.

       Итак, Албания. На карте Европы эта страна появилась в начале прошлого века. Нет, албанцы, как нация были известны уже, пожалуй, с пару тысячелетий, да и живут они всё это время на одной и той же земле, но вот независимой страны такой никогда не было. Всегда она входила в какую-нибудь великую на тот момент державу – то в Византийскую империю, то в Венецианскую республику, то в Великую Македонию, то в Болгарское царство, ну и, наконец, в Османскую империю. Был, правда, один очень непродолжительный период, когда в 1190 году албанцы, возглавляемые князем Прогоном, основали первое независимое государство со столицей в Круе, но вскоре их опять поглотили более сильные соседи. А откуда появились албанцы на этих землях? А было так, ещё до новой эры существовало такое могучее государство – Иллирия, но оно кануло в лету после поражения в 167 году до н.э. от римлян. Так вот те, кого сейчас называют албанцами и произошли от этих самых иллирийцев, и язык у них, отличный от всех других европейских языков, является непосредственным продолжением исчезнувшего иллирийского. Раньше я считал, что в Европе существуют только несколько стран, которые имеют два названия – одно общепринятое и признанное во всём мире, а другое свое, домашнее. Три из таких стран широко известны и у всех на слуху, прежде всего речь идет о Греции, называемой греками Эллада, при этом себя греки считают эллинами. Это название произошло от основателя страны по имени Эллин. Затем Финляндия, называемая своим населением Суоми, в переводе страна болот, и Венгрия – соответственно Мадьярорсаг или страна мадьяров, ну ладно обе эти нации принадлежат к угрофиннам и язык у них такой самый в Европе специфический. Так вот, представьте себе, есть и ещё один такой же самобытный народ – речь как вы уже должны догадаться идет об албанцах. Албания, так называют во всем мире эту страну, а они называют её Шчиперия, что в буквальном переводе – страна орлов.

      Вот так они и жили пару тысяч лет под разными коронами и с разными иноземными правителями, но сумели сохранить свою этническую самобытность, культуру и язык. Был в этой стране и свой великий герой и свой звёздный час. Случилось всё это в XV веке, когда правили там османские владыки. Жил в то время один из влиятельных местных вельмож по имени Георгий Кастриоти, вошедший в историю под разными именами - Искандер-бей зовут его в Турции, а у нас он же известен как Скандербег, так его прозвали турки, памятуя о великом Александре Македонском.  Так вот,в ноябре 1443 года Скандербег объявил себя главой княжества Кастриоти. Заключив военно-политический союз с Венецией и вождями разных племен ("Лига Лежи") и располагая небольшим кавалерийским отрядом, базировавшимся в Круе, он развернул партизанскую войну в Северной Албании. Нанеся поражение войскам Османской империи в 1449 и 1451 годах, Скандербег был признан султаном Мехмедом II в качестве правителя Албании. Даже после смерти Скандербега в 1468 году сопротивление туркам не прекращалось, и только в 1571 году пали последние оплоты албанцев. Оставшееся в Албании население было вынуждено, в большинстве своём под страхом смерти,принять ислам. Эту историю многие из нас помнят по прекрасному фильму Сергея Юткевича "Великий воин Албании Скандербег". Албанцы хорошо знают свою историю, поэтому на гербе страны изображён чёрный двуглавый орел под историческим шлемом Скандербега с нашлемником в виде козлиной головы на красном щите, при этом двуглавый орел - символ свободы и независимости, известен в Албании с XV века.

          Но даже во время турецкого владычества северная Албания с её непроходимыми горами сохраняла полунезависимый режим. Это дало возможность в начале уже XX столетия, когда шли знаменитые освободительные Балканские войны, поднять в марте 1912 года в северных горных районах восстание, распространившееся затем на территорию всей страны. К середине августа албанские повстанцы заняли города Скопье, Дибра, Эльбасан, Пермети и ряд других. Что после этого оставалось делать туркам? Вот они и были вынуждены пойти на перемирие, после чего предоставили ограниченную автономию,но не всей Албании, как стране, а лишь объединению нескольких её регионов.Чтобы помешать соседям отхватить для себя лакомые куски воюющей страны, албанские лидеры, собравшись во Влёре, 28 ноября 1912 года провозгласили всю Албанию независимой и сформировали временное правительство во главе с Исмаилом Кемаль-беем. Напомним, что всё это произошло ещё до Первой мировой войны, и никто албанцам не помогал скинуть с себя турецкое ярмо. Вот тут и возник самый трудный вопрос. А как добиться международного признания суверенитета Албании и утвердить её границы, учитывая, что Сербия надеялась получить выход к Адриатическому морю, захватив центральную Албанию, Черногория стремилась приобрести Шкодер, а Греция мечтала присоединить районы Гирокастра и Корча. И все эти надежды и мечты возникли не на пустом месте, их открыто поддержали Франция и Россия. В противовес им Италия и Австро-Венгрия, понимая, что позиции России на Балканах и без того усилились, выступили против. Они предпочитали иметь дело с независимой Албанией, которая могла бы помочь сохранить равновесие политических сил в Адриатическом регионе. В декабре 1912 года состоялась знаменитая Лондонская конференция великих держав, к которым относились Австро-Венгрия, Великобритания, Германия, Италия, Россия и Франция, и на которой в ряду многих вопросов, возникших в итоге Балканской войны,был рассмотрен и албанский. Принятое решение парадоксальное по своей сути является замечательной иллюстрацией, что им, то есть великим державам, плевать хотелось на нужды и чаяния малых народов, они всё делают только под себя, создавая при этом многочисленные проблемы в будущем. Вот и в этом случае решение было таким: признать автономию Албании, в качестве наследственного и нейтрального суверенного княжества под гарантией великих держав с прекращением всех форм зависимости от Турции. Однако при этом размеры Албании сократились вдвое: Косовская равнина, где проживало несколько сотен тысяч албанцев, отходила к Сербии, район Печа и Дьяковицы достался Черногории, которая, взамен должна была возвратить Шкодер, а Греция получила Чамерию, населенную албанцами. Ладно, хорошо хоть так, но тут началась Первая мировая война и она тяжёлым катком прокатилась по молодой стране. Кто только на неё не нападал - вторжения следовали одно за другим: то итальянцы, то греки, за ними черногорцы, сербы и снова всё повторялось и повторялось. Однако Албания выстояла и после окончания военных действий приступила к политическим и экономическим преобразованиям. За два десятка лет после окончания войны удалось провести ряд реформ и превратить многоклановую страну, с практически феодальной системой управления в некое подобие цивилизованного государства. Но с началом Второй мировой войны Италия уже в 1939 году оккупировала Албанию. Итальянская армия в количестве 50 тысяч человек высадилась в портах Дурреса, Влёры, Шенгини и Саранды. После непродолжительного сопротивления итальянские войска заняли Тирану, а на следующий день – Шкодер и Эльбасан. Оккупация страны была завершена 10 апреля.

     После захвата в 1941 году державами "Оси" Югославии и Греции Албании были возвращены Косово и Метохия, некоторые районы Западной Македонии (Дебар и Струга), принадлежавшие Югославии, часть Черногории, а также округ Чамерия в северо-западной Греции.

      Сразу же после итальянского вторжения, в Албании, так же, как и во всех оккупированных государствах, было развёрнуто движение Сопротивления против марионеточных режимов. Уже в 1940 году началось формирование антифашистских партизанских чет (отрядов). Отдельные группы албанских коммунистов 8 ноября 1941 года основали Коммунистическую партию Албании, секретарем которой стал Энвер Ходжа, бывший учитель, получивший образование на Западе.

     К концу 1942 года в стране действовало свыше 20 партизанских чет, не считая крестьянских отрядов самообороны, контролировавших ряд районов юга и центра. На освобождённой территории устанавливалась власть национально-освободительных советов. К осени 1943 года коммунисты взяли под свой контроль большинство южных городов Албании, кроме Влёры. В октябре 1944 года немцы полностью освободили Албанию.

         После окончания Второй мировой войны состоялась очередная перекройка Европейских границ, Советский Союз по просьбе Иосифа Броз Тито настоял на передаче Косовского края вместе с почти двумя миллионами проживавших там албанцев создающейся молодой Югославской федерации.

          В январе 1946 года Народное собрание провозгласило Албанию республикой, а в марте того же года приняло конституцию Народной Республики Албании. Правительство страны возглавил Энвер Ходжа. Началась почти сорокалетняя эпоха правления в стране коммунистов. Все эти годы Албания оставалась самой закрытой страной Европы.

     После смерти Энвера Ходжи новый коммунистический лидер Рамиз Алия начал политику осторожных экономических реформ и расширения отношений с другими странами.В 1990 году была принята многопартийная система, а Рамиза Алию принудили уйти в отставку. На этом правление коммунистов в Албании закончилось.

         Начались попытки безболезненного перехода на рыночную экономику, которые закончились практически также, как и в России. Образовалось множество компаний "быстрого обогащения", использовавших схемы "финансовых пирамид", и Албания столкнулась с самым серьезным кризисом за посткоммунистический период. От действий банков пострадало свыше 300 тысяч человек. Население потеряло от 1,5 до 2 миллиардов долларов. Первые протесты начались в тот же день, когда было объявлено о банкротстве "финансовых пирамид". В конце февраля 1997 года мирные протесты переросли в восстание. По всей стране народом поджигались правительственные учреждения. На юге, в городах Влёре и Саранде, население захватило оружие с армейских складов. К 8 марта весь юг страны был под контролем народа. Во всех освобожденных городах были избраны органы народного самоуправления – "Комитеты общественного спасения" и "Комитеты сопротивления". Население объявляло свои города и деревни автономными регионами и восстанавливало там нормальную повседневную жизнь. Позже был образован "Национальный комитет спасения народа", в состав которого вошли делегаты от полутора десятков местных комитетов.

     Под давлением внутренних и внешних сил 9 марта президент вынужден был согласиться на создание "правительства национального примирения" с участием всех основных политических партий. Между тем волнения распространились на северные районы Албании. К середине марта восставшие находились на подступах к Тиране.  Дальнейшее расширение восстания было приостановлено только после того, как власти раздали оружие своим сторонникам на Севере Албании. Фактически началась гражданская война.

     В конце марта руководители страны обратились к западноевропейским державам с просьбой о военной интервенции с целью предотвращения гражданской войны. 28 марта Совет Безопасности ООН принял решение о направлении в Албанию 7-тысячного контингента многонациональных сил ООН под руководством Италии ("Операция Альба") для обеспечения охраны при проведении гуманитарных операций по распределению продовольствия. Иностранные военнослужащие размещались во всех крупных портовых городах и в международном аэропорту вблизи Тираны. Многонациональные силы оставались в Албании до 14 августа 1997. За три месяца противостояния в стране было убито 1,5 тыс. человек, еще 3,5 тыс. получили ранения.

     На парламентских выборах, проходивших в июле 1997 года, победу одержали социалисты.

     По иронии судьбы именно им, то есть бывшим коммунистам, пришлось выводить страну на путь демократии и свободного рынка. Это оказалось очень трудной задачей. Социалистическая партия должна была вернуть доверие народа, решить финансовые проблемы, возродить экономику, восстановить закон и порядок и принять новую конституцию. Были проведены широкомасштабные чистки чиновников и судей, уличённых в коррупции, отменено чрезвычайное положение. Однако после первых успехов социалисты, столкнувшись с бесконечными проблемами, вернулись к прежним методам управления.

     Весной 1999 года в стране усугубились хаос и коррупция. В середине апреля 1999 года произошёл разрыв дипломатических отношений с Югославией. В страну хлынул поток беженцев из Косова, число которых составило 450 тысяч человек. Размещение беженцев на юге Албании привело к ущемлению прав живущих там греков. Обострились также отношения с Грецией, Македонией и рядом других государств.

     Нестабильность в приграничных районах способствовала деятельности бандитских группировок (особенно между Кукесом и Тропоей), промышлявших контрабандой оружия, грабежами и вымогательствами на дорогах. Только к концу лета 1999 года полицией было разгромлено большинство преступных групп.

     На пороге XXI века страна столкнулась с системным кризисом и трудностями на пути к интеграции в современное мировое сообщество. До сих пор Албания является аграрно-индустриальной страной, в которой на долю промышленности приходится около 12% национального дохода, а сельского хозяйства – 56%.

     Большинство населения Албании номинально относятся к мусульманам-суннитам - 70%, к православным (греческая православная церковь) - 20%, к католикам - 10%. С 1967 до 1990 года Албания была единственной страной в мире, где официально, на государственном уровне, был провозглашен атеизм, многие церкви были преобразованы в театры и дома культуры. Сейчас это единственная европейская страна, имеющая мусульманское большинство. Но это всё из литературных источников, а что там делается на самом деле нам и предстояло выяснить в самой Албании.
               
                Декабрь 2011 года


Рецензии
Про Албанию слышал, и смотрел фильм, когда советские карабли или подлодки не смогли высадиться на берег*, всего хорошего автору и нам всем, мира, летописец, Донбасс.

Валентин Стронин   15.03.2023 07:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.