Апокал. Рёв 135
- на авторском сайте Анатолия Бочкарёва "Ревущаябочка.рф"
https://bo4ka-rev.ru
- на авторском канале А.А.Бочкарёва - в Яндекс Дзен - "Ревущаябочка".
Статьи и нарративы из книг автора. С использованием документальных фото, картинок и анимации.
Источник изображений: https://images.yandex.ru
* * *
ЗА СТОЛЕТИЯ всеподавляющего державного ига ордынской империи национальный патриотизм в России полностью сублимировал полную безнадёгу своих перспектив. Сказать «отчаялся и разложился» - ещё ничего не сказать.
Теперь это как никогда унылое скопище религиозно-мистических, языческих-физиологических и откровенно кликушеских психопатий. У давно свихнувшегося народа и национализм может остаться только таким. Ничего удивительного.
ВСЁ ЗДЕСЬ ВПЕРЕМЕШКУ: агрессивная шизофрения, мстительная паранойя, заунывная мания давно иссякшего величия, плачущий вой живописных гебефреников и прочих посконных апологетов с глазами-блюдцами фактически исчезнувших «национальных ценностей». По обветшавшим народным сусекам вперемешку с крысами теперь скачут практически одни лишь «сусики и суслики» «всех родов, величин и сортов».
На фоне здоровых, по-прежнему пассионарных национализмов Западной Европы - русский кажется совсем уж беспросветным болотом, в котором ещё обитают одни только озабоченные кикиморы, да крепко сдвинутые по всем фазам водяные, домовые и лешие. Все эти товарищи и господа из буйного и тихопомешанных отделений давно жуют одну и ту же жвачку, толкут одну только загнившую вонь в своих ступах. А воз и ныне там - куда Макар телят не гонял и где волки жить боятся.
Хотя их всё меньше и меньше, несмотря на то, что неуклонно редеют ряды борьбы не за державное, а за национальное величие русского народа, всё же шизофрения пополам с паранойей ещё не всех выкосили. Местами остаются ещё и «порох в пороховницах и ягоды в ягодицах». Кое-где полно ещё и всяческих мухоморов. Если долго-долго варить, да ещё и в нескольких котелках - то ничего, сгодятся для разнообразия современного меню.
Пока живы и некоторые вероятно действительно «ценные мысли» из всего наследия национального патриотизма в России, скукоживающегося вслед за исчезновением русского народа, в итоге всё-таки не потянувшего лямку истории.
НА ПРОПАДАЮЩЕМ КОНТРАСТЕ с конкретно затухающим голошением сермяжных кикимор и домовых ещё проблёскивают мысли и чувства относительно разумных национально-патриотических деятелей. По слухам есть и такие. Однако и их голос, похоже, становится всё слабее и слабее, и впрямь словно реликтовое излучение погибающего в сингулярной коме красного гиганта.
«Их голос всё тише и тише». Как SOS с корабля, таки уходящего ко дну. Не только «за давностию лет» и полного умственного паралича от врождённой мозговой сухотки. Не только из-за всё усиливающейся «зажатости» безумной московской державой, никогда и никому не доверяющей, даже самой себе, способной саму себя вдрызг уделать буквально за пару дней.
Но и оттого, что даже и самих этих «светлых гениев России», естественно, давно и крепко накрывает…
Ну да ладно. Как говорят в хосписах: надежда ещё есть. Шансов нет.
ИТАК, «сборная мыслей» в базовой комплектации, как будто не слишком потускневшая.
Ещё высится над обступившей протоплазмой.
Перестроечною Смутой русские совершают свой великий грех, поддаются соблазну переустройства, реформ своего непролазного хозяйства. Ну вот как без греха, тем более такого необходимого?! Для того-то он и нужен был. Поэтому его и нужно совершить, пережить, как самое великое, самое замечательное бедствие.
И в нём именно наконец покаяться. Побыть на базаре мира, измазаться почти до неузнаваемости и уйти, плюясь и крестясь, сохраняя себя. "Но чтоб мир спасти, да пребудет Русь в Затворе, в Монастыре, в Крепости, в Темнице-Теремнице".
Каждая Перестройка всегда отбрасывает одну шестую (уже восьмую) часть света к стратегии Великого Затвора, в Крепость спасительного отшельничества. Она вновь умирает, чтобы опять сохранить себя, а затем в очередной раз к ужасу боссов рационального обустроенного мира трансцендироваться, ожить,
Воскреснуть, спасти остальной Свет: восторжествовав над ним, пусть на какой-то миг, но спасительный. Достаточный для того, чтобы мировое Устройство перед лицом восставшей из Небытия человеческой Трансценденции опять оказалось несостоятельным.
ВОТ НА КАКОЙ СЧЁТЧИК русские посажены с рождения, вот что они должны миру! Да так, что никак не могут с ним рассчитаться.
ВОТ для чего вообще русским Перестройка! Чтоб раскрыться доверчиво, подставиться под самые страшные грехи мира, принять всю вину за них на себя, отчистить его, отсанитарить, и потом в Затворе, в отшельничестве за очередным ЖЕЛЕЗНЫМ, АВТАРКИЧЕСКИМ ЗАНАВЕСОМ их покаянно замолить. Взойти на Голгофу.
Достигнув титанического всемирового каяния, затем возродить и вызволить свою метафизическую Родину-мать буквально из самого Небытия - горячей своей любовью и беспредельной преданностью.
«Чтоб ни случилось с тобой - я не оставлю тебя!» Вот это - чисто русский текст. Это и есть самое Чистое Чувство.
ИМЕННО, ИМЕННО КОГДА ИХ МАТЬ уже целиком в нехорошей субстанции как в санкциях (и наоборот), опять пьяна в стельку и вся запуталась в грехе,
КОГДА, перестроившись до полного изумления, она уже продана и перепродана, изглодана и изгрызана гогочущими пророками, олигархами и прорабами, и наконец являет собою «одне кости» -
только тогда настоящие, "старейшие" и "новейшие" русские начинают так любить её, что в светлый день Пасхи действительно воскрешая её из мёртвых - воскрешают и всё человечество. Душой. Чистым Чувством уже из-бытого Конца.
Иоанн Шаховской не уставая говорил о первом метафизическом признаке русского народа, о "Вере в закон высшего нравственного равновесия". "В глубине жизни, во все века своей истории, и до наших дней, верил и верит многострадальный русский народ в Божью правду и её конечное торжество в мире".
(Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Избранное... сс. 428, 429).
ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ СПАСЕНИЕ МИРА можно воскресить себя. Это показал ещё Иисус. Русь как никто восприняла этот урок, сделав жизнь Христа и его Голгофу содержанием своей сущности и своего бытия.
ТАКОВ русский онтологический императив. Она себе это так давно намолила, что это наконец стало правдой.
ТАКОВ предписывающий алгоритм во-осуществления, повелительное предписание Irrationale animal, сон разума, породивший очередную химеру по теперь уже откровенно собачьей кличке Russian Perestroika.
ТАКОВ Круг Чистого Затвора (по-немецки - автаркии), истинный удел Руси.
ТАКОВ категорический императив русской Перестройки.
"Гнётся Русь - да не ломается". "Чудо сопровождает Россию сквозь века". "Русская история вся катастрофична. Вся. Катаклизм на катаклизме, катастрофа на катастрофе. Русский народ, неся через века православную идею воплощения истин веры, идеалов праведности и милосердия в окружающую жизнь, бесконечно "продирается" сквозь те обстоятельства, которые ему в этом препятствуют".
(Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление Смуты. Слово к русскому народу... сс. 15, 220).
РОССИЯ ОБРЕЧЕНА не только на Чудо Воскрешения, но и на беспроглядный мрак и ужас запускающего его катаклизма, Распятия. Наконец на то, чтобы и самой его себе устроить. "И родину народ сам вытащит на гноище как падаль" (Максимилиан Волошин).
В перестроечную трясину Русь неизбежно и сама сползает, обессилев духом в вечном противоборстве с миром-захребетником, но потом, когда до отказа хлебнёт радостей жития только для того, чтобы жить-раевать, "в отсеке лишь дня сегодняшнего" -
тот дух в самый последний миг вновь возвращает ей своё присутствие.
ИМЕННО ТАКОВ метафизический противовес великому и самонадеянному миросозидателю - бесчувственному бреду Чистого Разума. Только с ним основание оснований мира и бытия оправдывается и получает окончательность, устойчивость. И мир продолжает в очередной раз быть.
"...Без нас нельзя, - писал русский философ В.В.Бибихин, - без нас не вся правда. ...Особенность нашей цивилизации... в том, что за человеком не признаётся право на самовольное, по его человеческому разумению, устройство в мире.., в ...мудром знании, что никакое самоустройство человека на земле его в конечном счёте не устроит".
(Бибихин В.В. Язык философии... с. 372).
Ну как это можно настолько обуять себя гордыней, чтобы самому, по собственному произволу, по воле своей попытаться что-то переделать из произведённого богом, или даже, чёрт возьми, сотворить наново?!
Да ещё нацепить на себя американскую улыбочку, эту ЯВНУЮ ХУЛУ НА ИСТИНУ, ведь мир не таков, чтоб ему улыбаться. А тем более верить его улыбке. В России постоянно улыбаются — и то далеко не всем - только блаженные - сусики, кто не в себе, кто нищий духом.
В РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ улыбка для чужих всегда связана с обманом. У русских если улыбается чужой человек - значит непременно с какой-то целью, значит он прохиндей, мошенник, лихой человек. И так всегда было. Русские предпочитают улыбаться только родным и близким.
Но пуще всего они страшатся, когда им улыбаются. После того, как русским людям улыбались - власть, гости дорогие и прочие лживые благодетели - им всегда становилось плохо. Обязательно приходила беда.
"Воздержание от самоустроения произошло у нас явно не на почве несамостоятельности и неспособности отдельного хозяина. Как раз умение нашего крестьянина не зависеть даже от, казалось бы, обязательных экономических связей, обеспечить себя и выжить в нечеловеческих условиях, сохранив человечность, имеют себе тоже мало равных. Наша государственность воссоздавала себя на протяжении столетий потому, что народ ждал и надеялся, оставляя простор чему-то такому, что должно было быть надёжнее человеческой изобретательности". (Там же. с. 373).
ЗАПАДЕНИЕ В ПЕРЕСТРОЙКУ, Голгофность Чистого Чувства, раненость, женская страдательность русской души, принятие на себя всех грехов мира и их искупление, непрестанное чудо Пасхи -
и есть неизменный ответ России на западную Критику Чистого Разума, на дьявольскую, интеллектуальную конструктивность Ничто, легшую императивом каждому сущему поступать только так, как следует поступать всему миру, каждому существовать лишь так, как велит ему основание его позвоночника, КАК УРЧАТ ЕГО КИШКИ, подключённые ко всепланетной единой сети "Спроса-Потребления" -
как необходимо существовать и всему-всему остальному - только по всеобщему основанию.
Россия своим прилежным утрированием Запада и своим очередным сокрушительным провалом именно на этом пути подражания ему, именно по такому способу существования просто вновь полностью дискредитирует и аннигилирует его.
«Честь и слава великому русскому народу - самоотверженному строителю коммунизма и капитализма!
За то, что не построил ни того, ни другого!»
"Все званы, кто родился в мире". (Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Избранное... с. 438).
Всё сущее необходимо. Не менее отборно разумного. Но не только для того, чтобы послушно громоздиться на всеобщем основании, на западном позвоночнике. Русь звана и необходима пуще всех именно в силу полной своей рациональной неуклюжести и ненужности уже состоявшемуся миру, именно в состоянии своей беспросветной, не-разумной запутанности.
В этом смысл русского существования, русской незваной званости в мир. В этом - конечная русская неуязвимость и богоданность. Поэтому-то к русскому, к России по-настоящему, хоть с умом, хоть без ума - никому и никогда не подступиться. Не отгадать!
Не потому что тот, кто бы и с чем бы ни пришёл на Русь, окажется недостаточно силён или мудр. И не потому что Русь обладает каким-то совершенно особым физическим и бытийным измерением, вследствие которого она просто несовместима с остальным земным существованием.
СУТЬ НЕ В ЕЁ "трагической огромности", которая одна якобы сделала бы такими же недотыкомками, как полагал В.С.Гроссман, и француза, и немца, и англичанина с итальянцем. ИХ – НЕ СДЕЛАЛА БЫ! Но всегда потому, что тайна заключена в недоступных пониманию пророков и прорабов глубинах русскости,
потому что только пока существует непостижимая, чистая метафизическая Россия - существует и мир земной и бытие постижимое. И бог. И наоборот.
Только через такую абсолютную рациональную неподступность самораспятья русского вновь и вновь спасает Господь всех своих детей. И самого себя тоже.
РУССКИЕ для того и есть, для того и созданы, чтобы мир и существование никогда не превратились в машину, производящую и потребляющую.
"Мы вызов тому Ренессансу, каким ему всегда грозит оказаться, - заключает В.В.Бибихин, - планом чисто человеческого обустройства на земле. Мы, так сказать, для того чтобы случилось иначе. Наша правда в том, что мир, который всё равно никогда не может стать и никогда не станет устройством, на эту нашу метафизику обречён. ...Россию устроит только мир, и мы взвешены между страшным и обещающим смыслами этой правды. Россию не устроит ничто меньше мира. Только в мире может кончиться наше никого не устраивающее, меньше всего нас самих устраивающее нестроение. Дело поэтому для нас вовсе не в "модернизации" и не в подражании благополучным странам. Похоже на то, что мы скорее готовы увидеть правду в конце мира, чем в обеспеченном благосостоянии устроившегося для своего удобства человечества".
(Бибихин В.В. Язык философии... с. 376).
(«Зачем нам мир, в котором не будет России?!» В.В.Путин. Самый «светлый гений». Всадник Апокалипсиса.)
Новая тотальность, восстающая соборность русского бытия и есть последнее Средство против глобальной тоталитаризации мира. Святая Русь и есть единственный восприемник, акцептор бога, продуцент его живого чувствования.
Каждая русская Перестройка - новое явление Голгофы, крестного распятия, спасения мира. Она-то и есть выездная, превентивная сессия Страшного Суда.
Пока Русь для Запада останется лакомым и недосягаемым кушем и Запад тот не перестанет танталово корчиться на неё - мир уцелеет. Пока мир не прекратит совершенно дико и глупо воспринимать и переделывать русских - он останется существовать, чтобы только существовать, чтобы добывать себе средства ко всё более райскому существованию.
До тех пор сохранится и останется в силе пост-перестроечное, истинное отношение Руси к Западу, высказанное ещё Константином Леонтьевым: "О! Как мы ненавидим тебя, современная Европа, за то, что ты погубила у себя самой всё великое, изящное и святое, и уничтожаешь и у нас, несчастных, столько драгоценного своим заразительным дыханием".
(Цит. по ст. Гришин А.С. Миф об антихристе в русской истории и литературе конца XIX-XX веков.- В кн. Антихрист (Из истории отечественной духовности): Антология. - М.: Высшая школа,1995. с. 405).
ПОКА РУСЬ в смертниках и в долгу у мира и бытия, пока она не перестаёт оговаривать себя им на потребу, пока она одерживает над собой одну жуткую Победу за другой, но и разбитая и изглоданная вдребезги всё же не решает ещё, что у неё с миром тем всё кончено и что она уходит от него проклятого навсегда -
до тех пор человечество не сгинет, оно ещё сможет продолжать по-кукушечьи деловито гнездоваться в Чаше своего "великого Смысла", устраиваться над бездной поудобнее, по-основнее.
ПОКА конец мира останется пульсаром в одном только образе русской Перестройки, пусть тот мир молится, чтобы русские не вздумали демобилизоваться, не перестали быть его Перво-Приводом к Перво-источнику, последней его возможностью к Трансценденции.
Потому что без привода любое устройство обязательно замирает, теряет всякий смысл. И вновь обращается в Ничто.
Мир приговорён к России. В общем, пожизненно. Да и Россия приговорена к миру. Посмертно: «Всем чмоки. Увидимся».
«И увидел я вдали смертное ложе. И что умирают победители как побеждённые, а побеждённые как победители.
И что идёт снег и земля пуста.
Тогда я сказал: Боже, отведи это. Боже, задержи.
И победа побледнела в душе моей. Потому что побледнела душа. Потому что где умирают, там не сражаются. Не побеждают, не бегут.
Но остаются недвижимыми костями, и на них идёт снег».
(Василий Розанов. Опавшие листья. Короб второй и последний). (Розанов В.В. Уединенное ... с. 297).
ПЕРЕСТРОЙКА (впрочем, как и обратное «вставание с колен») - ЭТО ЕЩЁ И ПОНЯТИЙНАЯ КАТАСТРОФА. Прежними понятиями ничего не описать и не понять. Регулярно наваливающееся на людей полное непонимание мира рождает радикально неверное мышление, абсолютно ложное чувствование шедших и идущих повсюду процессов. Отчего и возникают всяческие домыслы, абстрактные химеры, не имеющие ничего общего с действительностью.
Ещё Людвиг Витгенштейн подметил, что «мир имеет структуру языка». С радикальной сменой понятий, слов и чувств, меняется и мир. Зачастую и наоборот - с революционной ломкой старого мира меняются и понятия и уж тем более чувства - основные доминанты никогда не останавливающегося процесса глобальных изменений.
ЧУВСТВО само по себе всегда переменчиво, оно зыбко, относительно и несправедливо, если иметь в виду всех людей без исключения. Потому что основные конфликты происходят как раз на основе чувства, а не разума, не абстрактного понятия.
ЧУВСТВО всегда колеблется, мечется, часто переходит из крайности в крайность. На то оно и Чувство. Беспрестанные флюктуации (колебания) и фрустрация - напряжение, ищущее выхода любой ценой - его основные черты.
Как можно это всё описать строгими научными терминами, каждый день меняющимися понятиями, а то и категориями?!
Как можно колоссальный слом общественного бытия и человеческих сущностей отразить в условиях ещё и понятийной и чувственной катастрофы?! Практически нереально.
Поэтому строго говоря, с формальных позиций «Критику Чистого Чувства» написать конечно невозможно.
А если кто и совершит подобное - ему только и останется что признать полное несовершенство такого труда и бесконечную человеческую слабость и собственную уязвимость перед лицом таких, практически не охватываемых человеческим и разумом и чувством, буквально, НЕПОСТИЖИМЫХ СОБЫТИЙ ИСТОРИИ.
Только что и останется тогда, как «сжечь рукопись в камине», стереть весь текст... и отчаянно «склеить ласты», подобно тем храбрецам, которые также пытались отважиться на подобное сумасбродство… или тем музыкантам, наконец услышавшим высшую музыку и правду мироздания из зловещей русской песни про чёрного ворона...
ВПРОЧЕМ, НЕКОТОРЫЙ ВЫХОД пожалуй всё же просматривается даже в такой, заведомо безвыходной ситуации. Можно пойти по пути фиксации не фактов материальных событий, а чувственного отношения людей к ним. Постараться всё же реконструировать динамику изменения понятий и чувств в те роковые времена -
через призму сегодняшнего авторского отношения к ним.
Можно попытаться собственной, АВТОРСКОЙ, ЧУВСТВЕННОЙ РЕФЛЕКСИЕЙ отобразить всю гамму флюктуаций Чувств на те или иные события, в том числе и во время их совершения. Контрастировать, контаминировать их существовавшими различными отношениями к ним, порой радикально не совпадающими подходами и точками зрения. Можно даже выписывать некую синусоиду или своеобразную спектрограмму всех оттенков воспринимающего те события Чувства, его колебаний, бросков из одних крайних оценочных суждений в другие.
В принципе, именно такой подход использовали советские историки, порой некритически вплавляя в свои верноподданнические тексты разнообразные мнения бесчисленных «фальсификаторов истории» и этим всё таки достигая некоторой стереоскопичности или полифонии своих произведений (ныне практически апокрифов).
АНАЛОГИЧНЫЙ ПОДХОД, за неимением иных, также был использован и автором «Критики чистого чувства». С некоторыми поправками на время и всё такое прочее. Тем не менее, основным ключом явилась именно авторская рефлексия, чувства автора и - особенно! - неизбежные герменевтические выплески смыслов, происходящие во время изложения их в цифре или на бумаге.
Именно с её и их помощью была предпринята единственная в своём роде попытка построения вполне отвлечённой теории на сугубо эмпирическом материале, да ещё и эмпирическими методами.
ТЕОРИЯ РУССКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ, вероятно, и могла быть выстроена, да и прежде всего понята – только так. Именно эмпирическим путём, с использованием обширного фактического материала. Любой философ скажет, что это абсолютно невозможно, должен быть чистый категориальный синтез. Однако люди могут рассудить и по другому. Хочется надеяться.
Такая вот, с условным выходом на уровень теоретического осмысления, авторская «эмоционализация» и «герменевтизация» известной и малоизвестной фактологии на тему Великой Отечественной войны и немецкой Перестройки России пожалуй может явиться некоторым намёком
на выход из создавшегося в русском обществе чрезвычайно жёсткого понятийного тупика и
на преодоление непроходимого барьера чувств в отношении этих событий, более полувека совершенно роковым образом не дающих всплыть со дна русскому кораблю.
Любой социолог, любой психолог, политолог и т.д. опять сообщат, что в данном контексте это также совершенно невозможно.
Однако, если и это автору «Критики чистого чувства» («Рёвы Апокала») всё же удалось, хотя бы отчасти, -
значит и в этом смысле оказалась выполненной задача «сама по себе» не слишком обычная.
«Как смог»!..
Бочкарёв А.А. «Критика чистого чувства». Ставрополь, Юркит, 1996 г.
Авторская редакция: 2019 г. Сайт: Ревущаябочка.рф
Свидетельство о публикации №220073100429