Праведник

« … Я въехал в Орёл утром 5 августа. Представьте себе картину: светает, кругом ещё горят дома, наши орудия и танки вступают в город – они покрыты цветами, из громкоговорителя несутся звуки «Священной войны…», - таким увидел наш город в 1943 году корреспондент газеты «Санди таймс» и радиокомпании Би-би-си Александр Верт.
Британский журналист  упоминает о встрече в освобождённом Орле со священником: «…старик 72 лет, в грязной одежде, совсем глухой, с седой бородой и крестом на серебреной цепи…».
Речь идёт о настоятеле Ахтырского собора Иоанне Петровиче Маккавееве.  Во время оккупации он  спасал от смерти военнопленных и евреев, оказывал  широкую помощь населению города и получил благодарность от Сталина за вклад в Победу.

Из среды православного духовенства
Будущий протоиерей  Иван Петрович Маккавеев  родился 14 августа 1872 года в селе Архангельское (Собакино) Орловского уезда Орловской губернии. Он был потомственным священником: все его предки, о которых что-либо известно, происходили из среды православного духовенства, их жизнь была связана с Центральной Россией - орловской землей.
После окончания в 1893 году Орловской духовной  семинарии Иоанн Маккавеев служил дьяконом Введенской церкви села Вышнее Ольшанное  Ливенского уезда.
Священник, учитель, строитель и врач
В 1898 году Иоанн Маккавеев был рукоположен в священники Покровской церкви села Бортное Мценского уезда.
С этим селом долгие годы была связана жизнь  И.П. Маккавеева и его близких. Иван Петрович имел большую семью: жену Александру Ивановну (урождённую Вуколову) и тринадцать детей, пятеро из которых умерли младенцами.
Маккавеев был не только духовным пастырем для своих прихожан, но и, насколько мог, стремился обустроить их жизнь: побуждал заводить сады и пасеки, давать детям образование. По его настоянию было построено здание церковно-приходской школы и  земского училища, а перед Первой мировой войной — новое здание церковно-приходской школы повышенного типа. Отец Иоанн не только служил в церкви  и преподавал в церковно-приходской школе, но и лечил больных - в селе врача не было. В карманах обычно носил аспирин, хину и градусник.
Лев Николаевич Толстой, собиравший помощь голодным в один из неурожайных годов, заезжал в Бортное. Одна из старших дочерей Ивана Петровича – Лидия Ивановна – вспоминала, как она, маленькая тогда девочка, сидела под столом, за которым писатель беседовал с отцом. Поэтому ей запомнились в основном мягкие удобные сапоги Льва Николаевича.
Во время русско-японской войны из Манчжурии отцу Иоанну прислали свои пожертвования (26 руб. 60 коп.) солдаты, призванные из Бортного. Они просили о «сооружении» в храме родного села «святого образа Казанской Божьей Матери» и просили отслужить перед ним молебен за их здравие.
Многогранной общественной и преподавательской деятельности И.П. Маккавеева приходится только удивляться. Он  был Председателем Покровского Волостного Попечительства о семьях нижних чинов, призванных на войну (с 1904 по 1917 гг.), казначеем и делопроизводителем церковно-приходского попечительства, председателем Покровского общества трезвости. В 1908 году организовал что-то вроде кассы взаимопомощи, которая была связана с Орловским Союзом кредитных сельскохозяйственных товариществ, благодаря чему крестьяне могли освободиться от ростовщиков. Избирался на Епархиальные съезды духовенства, состоял членом Благочинного Совета.
До революции деятельность И.П. Маккавеева была  отмечена наградами: орденом Святой Анны 3-ей степени, крестом и медалью в честь 300-летия дома Романовых (1913 г.), медалями в память царствования Александра III (1896 г.), в память 25-летия церковно-приходских школ, а также несколькими церковными наградами.
 Переезд в Орёл
До Бортного докатывались, как волны, отголоски собы¬тий Февральской и Октябрьской революций. В Гражданскую войну Ивана Петровича приходили арестовывать, брали в заложники, но он все-таки уцелел.  В середине  1920-х годов начались гонения на церковь и священнослужителей.
1929 год прошёл неспокойно – власти активно начали закрывать церкви, арестовывать священнослужителей. В бортненском храме служение прекращается в июне того же года. С 16 июня отца Иоанна определяют настоятелем храма в с. Ловчиково Малоархангельского уезда, но и его 10 декабря закрывают. На этом служение отца Иоанна временно прерывается. Очень скоро приходится расстаться с Бортным и, как оказалось, навсегда. Однажды, к Ивану Петровичу пришел председатель сельсовета, бывший его воспитанник, сирота, живший в детстве вместе с его детьми, и сказал: «Отец Иоанн, Вас записали на раскулачивание». Это означало ссылку, и, возможно, концлагерь. Протоиерей Иоанн, видимо, уже готовился к такому повороту событий. Сборы, продажа дома и участка заняли немного времени. В марте 1930 года  семья Маккавеевых переехала в Орёл.
Чтобы прокормить семью Иоанн Петрович был вынужден работать на шпагатной фабрике, обучался на вечерних курсах счётных работников при орловском Центральном рабочем кооперативе, работал в бюро контроля переводов при этом же кооперативе, на опытном плодово-ягодном пункте им. Мичурина.
29 ноября 1940 года  семью Иоанна Петровича постигло несчастье, возрасте 72 лет от туберкулеза умирает его жена, Александра Ивановна (Шурочка, как её называл батюшка).
Настоятель Ахтырского храма
3 октября 1941 года  в Орёл ворвались фашисты. В оккупированном городе Иван Петрович  стал священником Никитского (Ахтырского) храма.
Как настоятель, проявил себя настоящим патриотом, делавшим всё для спасения людей.  С 28 августа 1942 года до конца августа 1943 года действовало приходское попечительство Никито-Ахтырской церкви города Орла («Общество бедных»), основанное протоиереем отцом Иоанном. Целью попечительства была помощь нуждающимся семьям, беспомощным старикам, детям, потерявшим родителей. По призывам Иоанна Маккавеева в храме производились добровольные пожертвования. Помощь ежемесячно получали не менее 100 человек.
Входила в работу попечительства также и помощь военнопленным. Желая помочь им, община Никитской церкви по инициативе настоятеля храма обратилась в комендатуру с просьбой разрешить военнопленным посещать в Великие праздники храм, что было, хотя и с большими трудностями, но разрешено. Пленные три раза посещали Никитский храм - в 1942 году на пасхальной неделе два раза в количестве 1500 человек и в 1943 году тоже на пасхальной неделе в количестве 600 человек.
С риском для жизни  священник прятал бежавших военнопленных и лиц, преследуемых нацистами.
В фондах Орловского краеведческого музея хранятся документы, подтверждающие этот факт. Вот один из них.
Мария Яковлевна Данелюк утверждала, что священник Маккавеев помог укрыться от гестапо ей и членам её семьи:
«Я, Данелюк Мария Яковлевна, проживаю в г. Орле по улице Пушкинской, дом 33. По происхождению еврейка… Во время оккупации была вынуждена скитаться в г. Орле. В 1942 г. меня выявили как еврейку и я с семьёй (дочь и муж) должна была погибнуть. Тогда я обратилась к своему соседу священнику Маккавееву И.П., который посодействовал мне скрыться из г. Орла и укрыться в д. Кобяково Моховского района. Благодаря этому я с семьёй осталась жива».
В период оккупации И.П. Маккавеев оказывал  широкую помощь населению города. После бомбёжек он посещал пострадавшие дома, бесплатно хоронил убитых и утешал оставшихся в живых.
В своих проповедях он старался поднять национальный дух жителей Орла, и в последние дни перед освобождением города призывал граждан к неподчинению распоряжениям германского командования об эвакуации.
Перед освобождением города Маккавеевы вынуждены были скрываться. Отцу  Иоанну угрожал арест за отказ эвакуироваться и открытую агитацию в храме против эвакуации. Во время боёв во двор его дома попадает авиабомба, но, угодив прямо в выгребную яму уличных «удобств», серьезных разрушений не приносит. Угнали в Германию одну из дочерей священника – Тамару, а также её мужа. Но в Белоруссии колонну угоняемых жителей освободили. Там же, в городе Слуцке, родилась его внучка Зинаида.
5 августа 1943 года
5 августа город Орёл был освобождён.  В этот день  британский журналист Александр Верт встретил  на одной из полуразрушенных  улиц нашего города священника И.П. Маккавеева, рассказавшего  корреспонденту
о том, что «в силу обстоятельств» он престал отправлять функции деревенского священника в 1929 году. Когда пришли немцы, священнослужитель  подумал, что может помочь делу России, если снова пойдет служить в церковь. «Вокруг меня образовалась группа верующих, и нам дали церковь. Должен сказать, что при немцах церкви в Орле процветали, но они превратились, чего немцы не ожидали, в активные центры русского национального самосознания».
2,8 миллионов  рублей фронту и благодарность от Сталина
Вскоре после  этих событий протоиерей Иоанн Маккавеев назначается благочинным для всех православных приходов Орловской Епархии.
Отец Иоанн собирает пожертвования на нужды фронта на общую сумму 2 миллиона 850 тысяч рублей.
В апреле 1944 года он пишет письмо Сталину: «Верующие и духовенство церквей Орловской области, полные безграничной любви и преданности Вам, Богопоставленному Вождю Великого Советского Союза и бесконечно благодарные своей родной героической, доблестной Красной Армии, ко дню третьей годовщины Великой Отечественной войны собрали и внесли в фонд Красной Армии на постройку танковой колонны «Дмитрия Донского» 1634636 р., а также приобрели облигаций третьего военного займа на сумму 354700 р.
Кроме того, собрали и передали средств на подарки раненым бойцам 162633 руб. Для детей фронтовиков, инвалидов Отечественной войны и семьям военнослужащих 356180 р. Овощей и продуктов на сумму 346804 р., а всего средств на сумму 2508149 р.
Сбор средств продолжается. Просим Вас, Дорогой Вождь Советского народа Иосиф Виссарионович, танки, построенные на собранные нами средства передать Первому Белорусскому фронту. Молим Всевышнего о сохранении Вашего здоровья и даровании скорейшей победы над немецко-фашистскими войсками. Слава нашей героической Красной Армии. Слава великому полководцу и дорогому нашему маршалу Иосифу Виссарионович Сталину».
24 июня 1944 года батюшка получает правительственную телеграмму: «Прошу передать верующим и духовенству Орловской области, собравшим 1634636 руб. на строительство танковой колонны «Дмитрия Донского» для первого Белорусского фронта, 162633 руб. на подарки раненым бойцам, вещей и продуктов на 346804 руб. в фонд помощи детям фронтовиков инвалидов Отечественной войны, семьям военнопленных 356180 руб. Мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».
Арест
3 июля 1944 года протоиерей Иоанн  был арестован по обвинению в сотрудничестве с немецким командованием. Следствие и тюремное заключение длились почти девять месяцев, и всё это время прихожане старались спасти отца Иоанна. 
В семейном архиве потомков Маккавеевых сохранились копии их писем, где говорится о  добрых делах священника во время оккупации. Под ним — десятки подписей жителей Орла: ««В черные дни оккупации г. Орла немцами (3/X.41-5/VIII.43) церковь была единственным местом, где мы находили утешение в наших скорбях. Особенно ободрял нас в этот тяжёлый период наш приходской священник отец Иоанн Маккавеев и призывал нас к бодрости и взаимной помощи. После бомбежек он посещал пострадавшие дома, хоронил бесплатно  убитых и утешал оставшихся в живых. По его инициативе было создано при нашем храме общество бедных, которое деньгами и делом помогало слабым, престарелым и больным. Кроме помощи своим приходским бедным наше общество по его инициативе много помогало нашим русским военнопленным, томившимся в г. Орле в тюрьмах и лагерях. Особенно большая помощь оказывалась военнопленным в дни больших церковных праздников, когда наш о. Иоанн Маккавеев с амвона призывал прихожан к помощи. В последние дни оккупации, когда население города было объято паникой вследствие строгого приказа коменданта об эвакуации, о. Иоанн Маккавеев не побоялся смело выступить в храме, и призывал нас всех быть спокойными и никуда не уходить от своих братьев, отцов и сыновей. Он сам остался, и благодаря ему в нашем приходе все остались. Когда был освобожден город, он нас собрал и отслужил благодарственный молебен, сказал проповедь и плакал от радости вместе с нами. Мы считаем своего священника Маккавеева советским патриотом и просим освободить его и вернуть к нам...»
Освобождение и награждение
В конце концов, невиновность И.П. Маккавеева  была доказана. Его освободили из Орловской тюрьмы № 1 УНКВД 16 марта 1945 года.
Уже с 12 апреля Маккавеев  вернулся к «временному исполнению обязанностей настоятеля Никитской церкви» и члена Епархиального Совета.
16 апреля 1945 года из Главного бронетанкового управления Красной Армии была  получена телеграмма, в которой сообщалось, что на средства, внесенные верующими и духовенством Орловской области, были собраны танки танковой колонны «Дмитрий Донской» и переданы войскам гвардии генерал-полковника танковых войск М.Е. Катукова.
Более того, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года Иоанн Петрович Маккавеев был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».
Настоятелем Никитской церкви Иван Петрович продолжал служить до 1947 года, когда по собственно¬му прошению был уволен за штат с объявлением ему благодарности от имени архиепископа Орловского и Брянского Фотия и епархиального совета.
25 ноября отец Иоанн отслужил последнюю литургию и попрощался с прихожанами.  В дальнейшем И.П. Маккавеев переехал в поселок Бутово под Москвой, где жил до самой кончины. 29 сентября 1964 года на 93-м году отец Иоанн ушёл из жизни земной. Его отпевали в Подольской церкви, торжественно, как и подобает протоиерею.   
Служение Иоанна Петровича Маккавеева – это  жизнь праведника, жившего с любовью в сердце и с готовностью к самопожертвованию.
Потомки Маккавеева 
 Потомки  Маккавеева верой и правдой трудились и трудятся на благо страны.  Сын  священника Николай Иванович Маккавеев (1908 -1983) -   заслуженный деятель науки РСФСР, доктор географических наук, профессор, гидролог и основоположник отечественной речной гидротехники. Во время Великой Отечественной войны  добровольцем ушёл  на фронт.  В декабре 1941 года Николай Иванович получил однодневный отпуск для защиты кандидатской диссертации в блокадном Ленинграде; однако в связи с бомбардировкой защита неоднократно прерывалась. Из-за опоздания с возвращением в часть был направлен в штрафной батальон 5-го отдельного понтонного полка на Невскую Дубровку. В марте 1942 года был тяжело ранен,  в ноябре 1942 получил 1-ю группу инвалидности и демобилизован. Свою жизнь посвятил науке, умер в 1983 году, похоронен в Москве  на Кузьминском кладбище.
По стопам отца пошёл и внук протоиерея, доктор географических наук,  Пётр Николаевич Маккавеев (1955-2020).  После окончания в 1978 году МГУ работал в Институте океанологии, был одним из ведущих морских гидрохимиков страны, заведующим Лабораторией биогидрохимии Института океанологии РАН, умер 23 мая 2020 года.
В Москве живут внук И.П. Маккавеева - Александр Николаевич Маккавеев, кандидат географических наук, заместитель главного редактора журнала «Геоморфология» и правнук - выпускник МГУ, историк Николай Александрович Маккавеев.         

Фотографии и документы из семейного архива А.Н. Маккавеева, (г. Москва).               
Автор благодарит Александра Николаевича и Николая Александровича Маккавеевых за уточнение некоторых фактов биографии его деда и прадеда.


Рецензии