Критикам...

Довольно часто мои стихи и  стихи других поэтов посещают критики и  «умники», которые возомнили себя всезнающими и взяли на себя право критиковать всех налево и направо. То не о том поэт пишет, то не так. Но чаще всего речь идёт о глагольных рифмах, об окончаниях: (ый) , (ее) , а так же о том, что в современном русском языке неверно писать: мгновен(ье) , признан(ье), через ь знак, потому что надо писать (ие).  Лично я не могу представить стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»  с (ие)... Исчезает  нежность, мягкость и особая притягательность произведения.
Так же считается, по мнению критиков, неверным рифмовать в первой строфе 1 и 4 строки, во второй строфе 2 и 4 строки и так далее, что особенно часто приходится выслушивать поэтам от самодовольных «критиков».
Проконсультировалась, и не у одного профессионала в этой области, прежде, чем писать эту статью. И от всех получила вполне однозначный ответ:  многое, что недопустимо в прозе, допустимо в поэзии, если конечно же  автор не злоупотребляет этим, полагаясь на особо тонкий вкус и слух поэта.
Глагольные рифмы, а так же разнобой рифмования строк в разных строфах,  допускали многие классики и, оказывается, порой даже создавалось намеренно для особой выразительности и восприятия читателем стихотворения.
Хочу добавить, что польза от критиков несомненно огромная. Не раз после посещения моих стихов этих строгих ловцов слов и рифм, я возвращалась к с своим стихам и делала соответствующие выводы. Но только в том случае, когда критика адекватная  и идёт от знающего человека профессионала и преподносится тонко и верно, без зазнайства и оскорблений, а ещё с любовью к самой поэзии...
Для неадекватных критиков публикую стихотворение, известного и любимого многими, вошедшего в десятку самых читаемых современников, российского поэта, композитора, художника, публициста и философа Терентiя Травнiка «Без любви».

Кто критикует без любви,
Тот без пяти минут убийца.
Я не ошибся – да, убийца!
Как ты его не назови –
 
Того, кто душу словом высек,
Кто душеньку словцом вспорол,
В угоду изощрённым мыслям
С ногами влез к душе на стол.
 
Как часто в замечаньях строгих,
Произнесённых без любви,
Разбойником с большой дороги
Желание помочь сидит.
 
5 апреля 2015
Терентiй Травнiкъ

А для особо самодовольных  «критиков» привожу  самое любимое мной стихотворение всемирно известного гения А. С. Пушкина, где есть и глагольные рифмы, и строфы с разнобоем в рифмовке строк и ещё кое-что, а главное – это смысл, именно то, что я хотела здесь  сказать в своей статье – что нет свободнее человека, чем поэт. Можно конечно же писать по законам, правилам и нормам, подгоняя под стандарты все свои стихи, и часто именно этим и уродуя их, писать о том, что ждёт от тебя читатель, а так же жить только по правилам, по нормам, бояться выглядеть смешным и неправильным, можно... Вас может даже будут называть поэтом, но внутри вас Поэта не будет.

Из «Египетских ночей»

Поэт идет: открыты вежды,
Но он не видит никого;
А между тем за край одежды
Прохожий дергает его…
«Скажи: зачем без цели бродишь?
Едва достиг ты высоты,
И вот уж долу взор низводишь
И низойти стремишься ты.
На стройный мир ты смотришь смутно;
Бесплодный жар тебя томит;
Предмет ничтожный поминутно
Тебя тревожит и манит.
Стремиться к небу должен гений,
Обязан истинный поэт
Для вдохновенных песнопений
Избрать возвышенный предмет».

— Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На чахлый пень? Спроси его.
Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Таков поэт: как Аквилон
Что хочет, то и носит он —
Орлу подобно, он летает
И, не спросясь ни у кого,
Как Дездемона избирает
Кумир для сердца своего.
А. С. Пушкин
-----------------------------------------
На мой взгляд, критиками становятся, чаще всего, те, кто не умеет вдохнуть жизнь добрым словом, кто не умеет сказать по доброму так, чтобы человеку захотелось свою жизнь превратить в творчество...
У меня был такой человек... На мои неуклюжие и несмелые первые шаги в поэзии, он просто сказал:«Ты станешь поэтом! Я – уверен!» – эти слова меня всю жизнь и грели и пугали, и поднимали со дна...



Лейли Забавина


Рецензии
Классикам вольности прощались, и даже оправдывались с обоснованием гениальности этих вольностей, только после того, как они вошли в сонм классиков. Удачи Вам...

Николай Орехов   31.07.2020 12:05     Заявить о нарушении
Может поэтому они и стали классиками...

Лейли Забавина   05.08.2020 11:52   Заявить о нарушении