Австрия. Театральная династия Йедерманна

Жизнь в новой стране полноценно начинается тогда, когда ты получаешь удовольствие от понимания языка и оттенков, на нём выраженных. Когда ты перестаёшь разглядывать улицы, площади и витрины, людей - кто и в чём,- когда ты растворяешься во всём этом со своими мыслями и настроениями, тебе хорошо внутри от покоя и удобства быть собой, а ноги несут в нужном направлении, заходят в нужные места, язык проговаривает нужные фразы и передаёт нужную информацию, а ты всё ещё в своём состоянии и размышлениях. И выныриваешь, если хочется понаблюдать за этюдами жизни, а не потому, что опасаешься во что-то не вписаться.
Быть дома - это удивительное ощущение счастья. И точно такое же обновление дарит искусство, не по факту проката по всему миру, а потому что ты знаешь этих людей по сцене и с экранов как местный среднестатистический обитатель этой страны, их лица, роли для тебя хрестоматийны, как для детей герои книг и календарные праздники.

Вписаться в новую жизнь или как улитке не вылезать из старой, от которой ты уже отвернулся? Для многих это серьёзное испытание и понимание себя: по чему ты тоскуешь? Что тебя задевает и заставляет сравнивать? Отвечайте на пять вопросов «почему» и доберётесь до истины в себе: чему завидуете, на что претендуете, кого унижаете из собственной трусости, что скрываете под своим стремлением всем понравиться и угодить, как боитесь быть использованным другими в их целях потому, что всех используете сами для своих. Много интересного узнаете о своей душе и её проявлениях. Так работает принцип «психологической химчистки» и никто за вас эту работу не сделает.

И тогда становится понятным, ради чего вы затеяли новшества своей жизни в лице новой страны, нового города, новой культуры, нового круга знакомых: ради бегства от старой грязи своей жизни (которая так и осталась невычищенной) или от невозможности терпеть суд тех, кто про эти грехи хорошо осведомлён? Ради желания приносить пользу людям или использования людей для лёгкого и быстрого заработка? Ради открытости к новой культуре и уважения другого социального порядка или упорному ограничению себя старыми привычками и беззастенчивому обману этого порядка? Не стоит во все расчёты и планы вписывать личную выгоду, обязательно споткнётесь. О самодовольство и вседозволенность.

Как это произошло и уже 100 лет происходит с зальцбургским (и далее везде - этот сюжет занимает идеи театров во многих странах мира) Имяреком: как перед Смертью в человеке пробуждается Совесть. И все старые ужимки и прыжки, ценности и привилегии рушатся в прах. Такой как ты есть, без денег и власти, ты никому не нужен, а значит - и себе тоже? Вот он центральный вопрос бытия - а нужны ли мы себе сами и что нас делает значимыми для себя и через это для других. И где эти подлинные другие, а не фальшивки, готовые предать в любой момент? Тот, кто приносит другим пользу не ради своей задницы, везде - ВЕЗДЕ - чувствует себя дома и притягивает к себе достойных людей. Тот, кто лепит из себя «звезду любого масштаба», нигде и никому не будет нужен (кроме таких же как он рвачей).
Казалось бы, как просто и вечно, но каждое время вносит в эти правила жизни свои оттенки и узнаваемость себя и общества вокруг. Именно поэтому так интересно ставить и играть эту мистерию. Здесь не удаётся сфальшивить, никакие техники и приёмы не срабатывают: актёры должны сыграть себя самих в подобных обстоятельствах - это гарант успеха. Здесь не перевоплощаются в роли в традициях актёрских школ, здесь раскрывают свою человеческую сущность, на что редко кто способен и умеет себя открыть без страха.

Всё это пишу ради представления одной семьи, где в трёх поколениях мужчины и женщины играли в «Йедерманне» в Зальцбурге. Начнём с Корнелиуса Обоньи (Cornelius Obonya), - самый близкий мне образ не обманщика, а запутавшегося человека: он сын Ханнса Обоньи (Hanns Obonya) и Элизабет Орт (Elisabeth Orth), племянник Кристианы и Марезы Хёрбигер (Christiane und Maresa Hoerbiger) и внук Аттилы Хёрбигера (Attila Hoerbiger) и Паулы Весселы (Paula Wessely). Его дед играл роль Йедерманна с 1935 по 1937 и с 1947 по 1951 - в общей сложности 8 лет. Его бабка играла роль "Веры" два года в 1961/62 (помимо других ролей в программах Фестиваля). Его отец играл многие годы в этом спектакле роль "Бедного соседа" (помимо ролей в других спектаклях Фестиваля). Его мать работала в спектаклях Фестиваля с 1969 по 2012, играла роль "Добрых дел" в 1972 и роль "Веры" с 1990 по 1993 в Йедерманне. В этом году она участвует в одной из четырёх встреч с «речью» о столетии и перспективах Фестиваля. Её сестра, Кристине Хёрбигер, одна из тёток Корнелиуса, играла роль подружки богача Бульшафт с 1969 по 1971 годы. Сюжет «Имярека» преломлялся в актёрской судьбе этой семьи в течение почти что века, в их работах или их коллег по цеху - этот сюжет для них как домашняя Библия.

Помимо Фестиваля в Зальцбурге все названные здесь артисты этой династии замечательные представители австрийской культуры, театра и кинематографа в стране и зарубежом. На каждого из них вы без труда найдёте диапазон их участия в спектаклях и фильмографию. Качество предсказуемо ярких героев и интересных сюжетов. Смотрите, познавайте культуру Австрии, и пусть хоть немного эти знания дадут вам себя почувствовать здесь как дома. Каждый запутавшийся в «Имяреке» может исправиться - даже в последнюю минуту жизни. Каждого социопата-манипулятора никакие Добрые дела и никакая Вера не пробудят к человечности. Они обречены на позор, рано или поздно личины сползают с сути больного сознания.


25.07.2020


Рецензии