Гази барадж тарихы. комментарии. часть 2. 4

РОЖДЕНИЕ ВЕНГРИИ. СМЕРТЬ КАГАНА ИСХАКА И МИКАИЛЯ ИБН БАШТУ

Мадьяры Арпада, как уже говорилось выше, в начале 890-х годов по приказу хазарского бека совместно с византийским императором Львом VI Мудрым воевали против царя дунайской Болгарии Симеона. В 892-м или 893 году мадьярский вождь Курсан, которого историки считают соправителем Арпада, в союзе с королём восточных франков Арнульфом Каринтийским атаковал Великую Моравию. Арнульф уступил Курсану все завоёванные в Моравии территории, к которым тот присоединил паннонские земли, принадлежавшие Болгарскому царству.
Мадьяры и ромеи разбили болгар Симеона, но в это время Арпад узнал, что печенеги грабят мадьярские кочевья в Этелькёзе (Ателькузу). Он попытался вернуться, однако печенеги уже заняли степь между Сулой и Доном, и прорваться на родину мадьярам не удалось. Тогда Арпад повёл их на запад.
Высказывалось, правда, предположение, что на самом деле мадьяры были разбиты болгарами Симеона и бежали, а версию о набеге печенегов на их родные места венгерские хронисты выдумали, чтобы объяснить отступление своих предков. Но в любом случае для истории Венгрии поход Арпада на запад – такое же знаковое событие, как призвание Рюрика для истории России. 
Ласло Контлер в книге «История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы» рассматривает события в более широком контексте. По его мнению, толчок к передвижению мадьяр дали действия государства Саманидов, возникшего в 875 году, когда халиф аль-Мутамид пожаловал бухарскому эмиру Насру ибн Ахмаду титул правителя всего Мавераннахра. В 902 году Насра на бухарском троне сменил его брат Измаил Самани. Контлер пишет: «Под давлением войск эмира Измаила ибн Ахмеда, начавшего широкомасштабную компанию против кочевых “турок|” в 893 г., племена узов ринулись на запад – на земли левобережного Поволжья, где пасли свои превосходные стада печенеги. Узы, истребляя людей и угоняя скот, попытались хотя бы частично вернуть себе отнятое у них бухарцами. Печенеги, в свою очередь, перебрались через Волгу – к неудовольствию венгров Этелькёза, чьи боевые отряды в союзе с византийской армией были втянуты в затяжное вооружённое противостояние с болгарами.
Разбив в 894 г. войска царя Симеона, мадьярские вожди получили ещё одно предложение, на сей раз от Святоплука, владыки Моравии (он играл самостоятельную роль в политике Карпатского бассейна), насчёт совместных действий против угрожавшего ему франко-болгарского союза. Согласно легенде, мадьяры фактически выкупили у него землю в качестве оплаты своей услуги… Набеги мадьярской конницы на Паннонию в том же году были совершены по просьбе самого Святоплука. Кроме того, основные силы венгров прошли через горные перевалы Карпат не ранее весны 895 г., когда их военные победы уже вынудили правителей европейских государств прекратить междоусобную вражду. Франки быстро заключили мирный договор с Моравией, а Симеон, вступая в союз с печенегами, отправил в Византию послов с просьбой о мире».   
В 896 году мадьяры под предводительством Арпада и Курсана заняли Трансильванию, затем Паннонию, а впоследствии ещё и земли современных восточной Австрии и южной Словакии. Оттуда они и совершали набеги на Западную Европу.

ПВЛ, не отличающаяся точностью датировок, сообщение о походе угров (мадьяр)  на запад, мимо Киева и через Карпаты, помещает под 898 годом. При этом летописец утверждает, что земли, захваченные венграми, были исконно славянскими, а позже заняты римлянами (волохами в терминологии ПВЛ):
«Идоша угри мимо Киев горою, еже ся зоветь ныне Угорьское, пришедше к Днепру и сташа вежами; беша бо ходяще, аки се половци. Пришедше от встока и устремишася черес горы великия, иже прозвашася горы Угорьскиа, и почаша воевати на живущая ту волохи и словени. Седяху бо ту преже словени, и волохове прияша землю словеньску. Посем же угри прогнаша волхи, и наследиша землю ту, и седоша с словены, покоривше я под ся, и оттоле прозвася земля Угорьска. И начаша воевати угри на греки, и поплениша землю Фрачьску и Макидоньску доже и до Селуня. И начаша воевати на мораву и на чехи».
Для Гази Бараджа захват Арпадом Паннонии – это прежде всего воссоединение  волго-донских мадьяр с родственными им башкирами, которых некогда угнали на запад авары: «Находившиеся под гнетом фарангов башкорты встретили его как освободителя и провозгласили своим ханом». Воины Арпада, уже основательно подзабывшие или даже не помнившие вовсе мадьярский язык, женились на местных башкирках, и их дети вновь стали говорить по-мадьярски.

В Хазарии тем временем бек Арслан обвинил кагана Исхака Аксак-Тимера в том, что это он отослал войска в Византию, оставив страну беззащитной перед печенегами. По наущению Арслана хазары-язычники при поддержке булгарских бурджан и ковуев напали на ставку Исхака и прикончили его вместе с сего иудаистскими наставниками. Для успокоения влиятельных половецких беев, близких к роду Калги, каганом был поставлен сын Исхака Бакчуар. «Тот был объявлен правителем не по тюркскому обычаю и сразу после этого надёжно упрятан Арсланом от посторонних глаз, так что никто толком не знал даже, какой веры придерживается новый хакан. Это помогало беку изображать себя другом то мусульман, то христиан, то язычников, то иудеев, – в зависимости от обстоятельств – и делало его положение и его владения устойчивыми». Довольно скоро Арслану удалось при помощи византийского золота склонить печенегов к миру с Хазарским каганатом. Благодаря этому часть кара-булгар смогла вернуться на Киевщину, где они провозгласили балтаваром бея Рыштау – ставленника Арслана.

В Волжской Булгарии Микаиль ибн Шамс ибн Абдаллах, в своём дастане именовавший себя «Шамси Башту», неуклонно внедрял ислам, основывая по всему государству мечети и медресе. «В последние годы жизни он занимался также организацией булгарского монетного дела и поиском месторождений железа, золота, серебра, меди, угля и драгоценных камней на Урале». С этой целью он не раз плавал по Каме и добирался даже до истоков Урала и Агидели. В 900 году во время ночной бури Микаиль утонул в Агидели. Дела отца принял Абдаллах, «который был также неутомим на поприще государственных дел».
Гази Барадж далее пишет: «От Микаиля осталась книга “Шан кызы дастаны”, подаренная им Бат-Угыру при его поднятии на трон. Я читал её. В ней слова старого дастана булгар о подвигах трёх эльбиров-побратимов сплетены с сочинениями самого Микаиля. Сеид Ахмед Бакир нашёл ее непристойной и запретил. Однако у моего отца сохранился список книги муллы – подарок бека Гузы. Мулла Хасан ибн Исхак, известный своей книгой “Собрание удивительных историй – услада для читателя и слушателя”, увёз один из немногих списков дастана в Хорысдан (Коростень). Из Хорысдана он уехал в Кашан, где виделся с муллой Махмудом и пропел и пересказал ему дастан Микаиля... А написан он был простым языком, почему сеид Ахмед назвал Микаиля “недоучкой”».
Алмыш Джафар очень переживал смерть Микаиля – ведь это тот убедил Бат-Угыра мирно уступить власть в Булгаре. Авторитет Алмыша в то время не подвергался сомнению: после смерти Микаиля ему удалось в первый раз без хлопот сменить беев в провинциях. Алмыш приложил все силы, чтобы прибрать к рукам камские племена, богатые дорогостоящими северными товарами, ослабить Хазарию и захватить торговые пути по всем направлениям. Особое внимание он уделял связям с Киевом, которым хазары всячески мешали.


Рецензии