Пустая лодка - 2

Пустая лодка - 2
Михаил Щёкотов
               

                I.
   
      Спустя некоторое время после беседы Бога и Чжуан-Цзы, они снова встретились в Небесном дворце вместе с Конфуцием и Ошо, как договаривались. Теперь уже в просторной зале Неувядающей славы. Зала имела шестиугольную форму, высокие потолки, посередине каждой стены находилось высокое, до потолка, готическое окно, стены были украшены красными и золотыми шелковыми гобеленами и большими картинами, тяжёлые темно-красные шторы с золотистыми звездами и звездочками обрамляли окна. В центре залы стоял большой шестигранный стол из красной и желтой яшмы. Каменные скульптуры, опять же из полированной яшмы, и обильно изукрашенные китайские огромные вазы стояли у стен, в продуманном беспорядке. Бог первым сел за стол, усадив жестом Конфуция по правую руку от себя. Напротив Бога сел Ошо, по правую руку от него – Чжуан-Цзы. Несколько девушек играли традиционную китайскую музыку.  На столе появились сосуды с изысканным красным чаем, прозрачные фарфоровые чашечки с тончайшей росписью. Во время чайной церемонии они не разговаривали, наслаждаясь  ароматом и вкусом напитка. Закончив с чаепитием, они немного посидели в тишине, гости украдкой любовались необыкновенной обстановкой.

      Наконец, Бог начал:
      - «Недавно мы встречались с Чжуан-Цзы, говорили об одной из его сутр, я немножко ругал его. Ошо, ты написал целую большую книгу о сутрах Чжуан-Цзы, я пытался прочесть ее полностью, но не смог. По-мойму, это не лучшая твоя книга. По крайней мере, из тех, которые я читал. Не лучшая, как по форме, так и по содержанию. Ты зря взялся за эти сутры. Может быть, в то время солнце было очень активно, напекло голову, люди, которым солнце напекло голову, решают, что они все знают, все умеют и могут всех всему научить. Люди, которым солнце напекло голову, необычайно изворотливы, они начинают рассказывать вам массу пустых, высосанных из пальца историй, пытаясь убедить всех в своей правоте. Ты уподобляешься этим людям. Ты все время говоришь, что ум мешает этому, и вот этому. И Чжуан-Цзы, и ты, постоянно создаете образы, которые, как вы думаете и хотите, оттолкнут ваших собеседников от использования ума и позволят обрести им целостное и искреннее миропонимание, возможность тотального проживания жизни. И знаешь, почему вы это делаете, потому что так гораздо проще, приобрести учеников, популярность, поднять свою значимость, всего лишь сочинив массу пустых, высосанных из пальца, историй.  Или массу непродуманных, не выверенных своим умом, поверхностных сутр. Кстати и неэстетичных, не обладающих красотой и целостностью, и совершенной искренностью. Вам кажется, что это возможно, что не надо для этого учиться всю жизнь, тренируя свой ум, оттачивая свои способности. Но вы должны понимать, что те редкие примеры человеческой жизни, когда проявленный талант создает что-то, целостное, божественное, искреннее, посредством какой-то магии или волшебства – тоже есть результат огромной работы, выполненной им или кем-то, в этой или прошлой жизни. «Родиться может то, что выношено». А вы говорите человеку, отбрось ум, шагай в пропасть».

       Бог повернулся к Конфуцию и замолчал.

       Немного помедлив, Конфуций сказал:
        - «Кто-то сказал: «Музыка бездумно обнажается, когда теряет свою красоту».
       Еще немного помедлив, он добавил:
        - «Можно вспомнить того же Басё:
       «И всего-то событий за день,   
         Еловая шишка   
         С ветки упала…»

       Бог пододвинул к себе одну из книг, лежавших на столе, и резким движением отправил ее по столу к Ошо.
        - «Это твоя книга «Пустая лодка». Открой её наугад и почитай нам».

       Ошо открыл книгу и начал читать:
        - «Сократ задавал вопросы, вникая в ответы, анализируя все, и разозлил в Афинах всех до одного. Этот человек пытался доказать, что все они дураки. Они убили его. Повстречайся он с Чжуан-Цзы – а в это время Чжуан-цзы жил в Китае, они были современниками – Чжуан-цзы открыл бы ему секрет: не пытайся доказать безумцу, что он безумен, потому что ни одному безумцу это не понравится. Если ты доберешься до сути, где можно доказать его безумство, он посчитается с тобой».

       Тут Бог останавливает его и говорит:
        - «Давай еще что-нибудь».
 
       Ошо открыл книгу в другом месте и начал читать:
       - «Думание, мышление не поведут вас, только действие, потому что мышление происходит только в голове. Оно никогда не сможет стать полным, тотальным всеохватывающим; лишь, когда вы действуете, это всеобъемлюще».

       Бог жестом останавливает Ошо и говорит ему:
        - «Хватит на сегодня. Так ты, кажется, заканчивал каждую главу этой книги. Красовался собой. Но я тебе повторю снова, это твоя самая неудачная книга. Так между делом, сова никогда не ест дохлых крыс, она ловит и ест живых мышей. Ты взялся комментировать посредственные, никчемные сутры, которые написал Чжуан-цзы. И это привело тебя к тому, что ты начал громоздить одну чушь на другую: «Думание, мышление не поведут вас, только действие», - это первая чушь. Ты громоздишь на неё другую банальность и бессмыслицу: «потому что мышление происходит только в голове». Было бы странно, если бы мышление происходило в другом месте. Дальше ты громоздишь третью чушь:  «Оно никогда не сможет стать полным, тотальным всеохватывающим». И завершаешь четвертой: «лишь, когда вы действуете, это всеобъемлюще». Пустой звон не о чем. В первой цитате нисколько не лучше, Сократ – великий мыслитель, оставил свой след в философии и своих учеников, он никогда ни пытался доказать, что все люди дураки. Почему ты так уверен, что его убили из-за зависти, скорее всего, его убили плохие люди, которым он своими рассуждениями помешал обманывать и дурить людей. Чжуан-цзы говорит: «Если ты приобретаешь репутацию и затмеваешь других, ты не избежишь беды. Не пытайся затмевать других и ни к чему приобретать репутацию с такой эгоистической целью». Но вы ведь оба, с Чжуан-цзы как раз этим и занимаетесь: пустозвонством, передергиванием смыслов, нагромождением чуши, вы пытаетесь приобрести репутацию мудрецов, а вместо этого приобретаете репутацию пустозвонов. У тебя хватило наглости затронуть своими пустыми и невежливыми рассуждениями Конфуция, устроив ему выдуманную встречу с Лао-цзы. Эта твоя книга заставила меня гораздо строже посмотреть на твои другие книги. Ну, да ладно, не будем больше о грустном. Я ругаю вас с Чжуан-цзы, и так может получиться, буду еще долго ругать вас, но при этом я понимаю, что в итоге, вы все равно полезны своими дурацкими рассуждениями. Кого-то вы заставите возразить вам, кого-то заставите думать, кого-то заставите создать свой мир философии. В конце-концов, у меня не было в тот момент никого другого, кроме вас. Надо идти дальше».
 
                II.

       Бог замолчал. Потом он взял еще одну книгу со стола и снова резким движением отправил ее к Ошо.
       - «Открой её на 113-ой странице, это твоя книга «Нирвана – последний кошмар». Когда ты не пускаешься в глупые мудрствования, а размышляешь о реальном, истинном, посмотри, как неплохо у тебя получается».

       Ошо открыл книгу и начал читать:
       - «Психологи обнаружили, что каждый ребенок проходит определенную стадию в своем развитии. Они привязываются к определенным предметам – это может быть тряпичная кукла, одеяло, что угодно. Эти предметы обретают для ребенка особый смысл, и это нужно понять. Если куклу отнять, ребенок не сможет заснуть. Ему будет чего-то не хватать. Это его ТМ, трансцендентальная медитация. Это его молитва. Тряпичная кукла – это его бог.
          Вам кажется, что ребенок и кукла существуют отдельно, Ребенок так не думает. Для него кукла – это часть его существа. Она существует где-то на грани внутреннего и внешнего. Внешнее – это мир предметов, внутреннее – ваше существо, и кукла существует как раз на стыке, она является частью того и другого.
          Это становится ритуалом. Проснувшись утром, ребенок первым делом ищет свою куклу. Если кукла на месте – всё в порядке, всё на своих местах.
          Ребенок систематизировал мир. Мир такой большой, а ребенок так беспомощен… Он не может руководить миром, но может руководить куклой, с куклой он больше не беззащитное дитя.
          Метафизика устроена точно также. Ваши боги, ваши тряпичные куклы… Если вам действительно интересно узнать, что такое жизнь, избавьтесь от всех кукол. Разбейте все иллюзии – только так вам может открыться истина. Отбросьте все ваше притворство».

       Бог останавливает Ошо жестом и говорит:
        - «Ну, вот твой текст, логически выверенный и поэтому, из него можно вывести некий ответ, скорее даже несколько ответов. Кто-то может согласиться с ними, кто-то нет, но модель рабочая. Ты можешь, когда захочешь. У тебя довольно много интересных текстов, по крайней мере, ты оживил философию, внес в неё свежую струю, дал возможность понять людям, что каждый может и должен размышлять о мире, в котором мы живем, а не только узкий круг философов. Ну что, считаю, мы неплохо поговорили. Предлагаю выпить кофе».

       Им принесли кофе в небольших толстостенных бежевых чашечках. В маленьких пиалах был подан золотистый жидкий мед, а на тончайших блюдечках лежали небольшие печенья с ореховой мукой и фисташковой крошкой. Снова появились девушки-музыканты и начали играть старинную китайскую музыку. Настроение у присутствующих заметно улучшилось. Они не разговаривали, а только улыбались немного, наслаждаясь  ароматом и вкусом напитка и закусок.


                III.

       Закончив с кофе, Бог взял еще одну книгу, лежавшую на столе и начал читать:

       - «Изложение смысла исполнено гласности, согласные
                недовольны. Перепишешь слово в слово –
                потеряешь смысл. Немногословие важно.

                Слишком сложно скажешь стихами, едва ли,   
                многие поймут смысл, да и ты, слишком неуязвим,
                много выходов, а преследователь – один.

                Можно пропустить слова, а цифры – нельзя.
                Совпадение цифр
                не всегда
                ведет к победе,
                несовпадение –
                к поражению.

           Маленькое дерево боится смерти – растет быстро-быстро.
                Большое – стоит, как скала, огромные ветви
                В лунном свете белеют».

       Он повернулся к Конфуцию:
        - «Что скажешь?».
        И не дожидаясь ответа, перевернул несколько страниц и начал читать снова:   
        - «Так трудно душу излить словами,
             Кончик пера
             Дрожит над бумагой...»

      Бог поднял голову и посмотрел на Ошо.

      Тоже глядя на Ошо, Конфуций негромко произнес:
       - «Друзьям трудно обидеть друг друга».

      И обращаясь к Чжуан-цзы, сказал:
       - «Древние говорили: «Слова мудрецов просты».

      Немного помолчал и добавил:
      - «Пятнышко на белой яшме еще можно стереть,
           А пятно на своих словах уже никогда не сотрешь…».

      Небольшое молчание снова прервал Конфуций:
       - «Учитель сказал: «Наверное, есть люди, которые берутся за дело,
           не обладая знаниями, но я такой ошибки не совершаю. Я
           внимаю всему, что слышу, и следую всему доброму из того, что
           услышал. Я всматриваюсь во все, что происходит вокруг, и
           следую всему доброму из того, что увидел».

      Бог повернулся к Конфуцию и сказал:
       - «Ты упомянул о добре, это один из волнующих вопросов – что есть добро и что есть зло. И у нас с вами есть один человек, разгадавший эту загадку. И этот человек – Альберт Швейцер. Поэтому предлагаю всем встретится с ним в следующий раз. Постарайтесь немного подготовиться к встрече, у него много интересных трудов».

     На том и порешили. Друзья посидели ещё немного, негромко разговаривая. Шутки следовали одна за другой. Играла музыка. Они сыграли в карты с камешками, Бог с Ошо, Чжуан-Цзы с Конфуцием. День заканчивался и вскоре Конфуций, Ошо и Чжуан-Цзы покинули Небесный дворец.


Music: Andreas Vollenweider - The Play Of The Five Balls
https://www.youtube.com/watch?v=SPMXyouQ1kg


Рецензии