Руководитель зоны посадки

                Руководитель зоны посадки


                1. Красивые края

     Прибывшее по замене звено капитана Анисимова Александра, в составе второго летчика старшего лейтенанта Жидко Виктора, ведущего 2-й пары капитана Ибрагимова Рустама и четвертого летчика ведомого 2-й пары старшего лейтенанта Пашкова Юрия в полку сразу приобрела большой авторитет. Это произошло после посадки этого звена в сложных метеоусловиях, когда на аэродроме «Ключево» повисла нижняя облачность нижним краем 100 метров, а под облаками шел проливной дождь. Все летчики авиаполка стали относиться к ним с большим почтением и уважением, т.к. никто не ожидал, что «Кокайтинские летчики», прибывшие с Узбекистана, которые «постоянно летают под палящим солнцем Юга..», смогут посадить самолеты в дождливую погоду при ограниченной видимости и высокой турбулентности воздуха. После этого случая не только летчики полка, но и группа руководства полетами авиачасти стали уважать их как классных летчиков, и родившееся когда-то неправильное мнение что: «..южные летчики умеют летать только в солнечную погоду ..» исчезло бесследно и никто больше об этом не вспоминал.
       Польская земля отличалась не только красивыми лесными массивами, но и чудного очертания озерами и удивительным климатом. После солнечного Узбекистана, особенно ее южной части Сурхандарьинской области, откуда и прибыло по замене звено капитана Анисимова А., было трудно привыкнуть к дождливой погоде польской земли. Весенние и осенние дни дожди продолжались почти каждый день, а над землей на низкой высоте примерно чуть выше верхушки деревьев опускалась плотная облачность, которая полностью закрывала солнечный свет, и под облаками становилось так темно, что было трудно понять это раннее утро или поздний вечер. После этого начинался дождь, который постепенно превращался в ливень, и видимость ухудшалось настолько, что было трудно различать линии дорог и очертания стоящих вокруг домов. В летние месяцы процесс образования низкой облачности и возникновение дождя происходил быстрее. Мелкий дождь усиливался до ливня, из-за чего низкие облака быстро освобождались от своей влаги и поднимались вверх,  превращаясь в кучевые облака причудливых форм. После ливня исчезали низкие облака и появлялось яркое солнце, а на фоне сине-голубого неба появлялись кристально белые кучевые облака сказочных форм. От яркого и теплого солнечного света пробуждалась насыщенная влагой вся растительность и устремляясь вверх вырастала до громадных размеров. Так, высота обычной травы достигала до метра, несмотря на то, что на аэродроме каждую неделю специальный трактор скашивал траву до основания, а на деревьях  количество листьев было таким большим, что под деревом нельзя было увидеть солнце. В зимние месяцы после обильных снегопадов исчезала облачность, и открывалось сказочное снежное царство, полное удивительных форм деревьев накрытых снегом, а вдоль озер появлялась неописуемой красоты красочная радуга, от которой рябило в глазах, а на душе было тепло и уютно.

      2. Сложная погода

    Самое интересное, что в период дождей облачность проходила быстро и опускалась очень низко. Складывалось мнение, что они задевают верхушки деревьев, хотя реальная  высота их нижнего края составляла от 100 метров до 300 метров от поверхности земли. Высота этой облачности  достигала 2500-3000 метров, а дальше за ровной  белой гладью верхней границы облаков начиналось невероятной красоты сплошное сине-голубое небо, с ярким обжигающим глаза солнцем, из-за которого было невозможно открыть глаза, и летчики были вынуждены немедленно опускать светофильтры защитных шлемов, т.к в противном случае прогорали ресницы. Что интересно, всех летчиков части от других военнослужащих можно было отличить по обгоревшим от солнца ресницам и характерному загару лиц, в районе лба и очертаний глаз. Нижняя  часть лица у всех летчиков была светлая, потому, что на нос и подбородок одевалась кислородная маска, которая обеспечивала дыхание летчика чистым кислородом в каждом полете, и прикрывало от загара нос и подбородок летчика. В верхней части был только светофильтр, он хоть и защищал глаза, но кожу лица не прикрывал, в результате чего у всех летчиков были контрастные лица, кожа на лбу и в районе глаза смуглые от загара, а нос и подбородок светлые, поэтому  летчики очень смешно смотрелись, особенно когда они улыбались.
Из-за дождливой погоды в Польше трудными участками любого полета для всех  истребителей были: взлет и набор высоты, когда летчик пробивает облачность вверх и выходит за облака, а также заход на посадку и посадка, когда летчик пробивает облачность вниз, выполняя маневры для захода на посадку. После выхода из облаков, летчик, как правило, попадал под сильный дождь и в этих  условиях выполнял посадку. Полет в облаках требовал от каждого летчика невероятного напряжения т.к. приходилось  пилотировать самолет по приборам, не видя поверхности земли в условиях турбулентности, электризации и обледенения.
       Правильность снижения самолетов по траектории снижения на земле и точность выполнения посадочных маневров летчиком контролировал представитель группы руководства полетами – руководитель зоны посадки (РЗП). Он наблюдая по локатору метку самолета и сопоставляя ее с линией снижения,  нарисованной на индикаторе локатора специальным карандашом, подсказывал отклонения летчика по высоте и по направлению от заданной траектории снижения. Если летчик не устранял ошибку, то РЗП давал ему команду на исправление по радио.
Благополучность посадки самолета в сложную погоду, зависело не только от мастерства пилота, который пилотировал самолет, но и от правильных команд руководителя зоны посадки, который должен был вовремя заметить ошибку летчика и дать ему команду на исправление. Если он своевременно не давал команду летчик мог не выйти на посадочную полосу и не выполнить посадку на аэродром.
Когда у летчика, отказывал, какой-нибудь важный прибор, который показывает направление или положение самолета, его жизнь целиком и полностью зависела от мастерства руководителя зоны посадки.
               
       2. Руководитель зоны посадки

      Шел 1987 год, первая неделя марта месяца. На аэродроме «Хойна» несмотря на мелкий моросящий дождь и низкую облачность с нижним краем 200 метров учебно-тренировочные полеты начались вовремя ровно в 08.00 местного времени.
В связи с тем, что погода была сложная, и верхний край облачности составлял около 3000 метров,  командир полка решил выполнять полеты по варианту «установленный минимума погоды для данного аэродрома». По данному варианту все летчики в одиночных полетах могли  набрать часы (налет) в облаках и потренироваться в пилотировании самолетов «вслепую», т.е. по приборам (без видимости земли).
В эту летную смену все звено капитана Анисимова выполняла одиночные полеты. Капитану Ибрагимову было спланировано 2 вылета. Первый полет прошел без замечаний, самолет летел ровно, отказов техники не было, погода была спокойная, в воздухе не было тряски от турбулентности и электризации.   
Взлет  по второму вылету капитан Ибрагимов выполнил в строго установленное время, согласно плановой таблицы полетов. После взлета Рустам пробил облачность и по установленной схеме выполнил отход в заданную пилотажную зону для выполнения полетного задания. Выполнив задание, Рустам доложил по радио об окончании задания и остатке топлива на самолете руководителю ближней зоны:
- «Старт» 873, задание в 4-й закончил, остаток 1100.
- 873, «Круг» выходите на радиомаяк на высоте 3200 метров, - дал команду руководитель ближней зоны.
- 873 понял, выход на радиомаяк  3200 метров, - доложил Рустам. 

ПРИМЕЧАНИЕ:
Руководитель ближней зоны (РБЗ) обеспечивал: контроль отхода самолетов в пилотажные зоны, выполнение там полетных заданий в пределах зоны, а также выход самолетов на аэродром для выполнения маневра захода на посадку. В расчетных точках РБЗ передавал управление экипажами руководителю зоны посадки (РЗП), который обеспечивал снижение самолетов по траектории снижения и выполнение посадки на аэродроме.

      Выполнив полет на радиомаяк по стрелке курсового прибора, который показывал направление на радиомаяк (находившегося в центре аэродрома) Рустам дождался пролета радиомаяка по опускании стрелки вниз на 180 градусов и доложил:
- 873 радиомаяк прошел, прошу в расчетную точку на 3200 метров.
- 873 «Круг» разрешил в расчетную точку 3200 метров, - ответил РБЗ.
- 873 понял, в расчетную, 3200 метров, - ответил Рустам.
Пролетев установленное время - 2 минуты 40 секунд с расчетным курсом на высоте 3200 метров Рустам доложил:
- 873 в расчетном, 3200, разворот на посадочный.
- 873 «Посадка», выполняйте разворот на посадочный курс со снижением 200 метров, - дал команду РЗП.
- 873, выполняю разворот, на посадочный, со снижением 200 метров, - ответил Рустам.
Рустам выключил секундомер, установил расчетную скорость и плавно перевел самолет в разворот. Самолет накренился вправо и начал выполнять разворот, в это время Рустам по авиагоризонту хотел установить крен 20 градусов, но не тут-то было, силуэт самолета, который должен показывать положение самолета замер неподвижно.

ПРИМЕЧАНИЕ:
Авиагоризонт (АГД) - специальный прибор показывающий положение самолета относительно искусственного горизонта, совпадающим с плоскостью Земли(естественным горизонтом) .

       Рустам поводил ручку управления самолетов влево, вправо, вверх, вниз из-за чего самолет послушно выполнял развороты влево, вправо, поднял нос вверх и опустил вниз, но силуэт самолета на приборе АГД не шевельнулся. После нескольких попыток встряхнуть силуэт самолета на приборе АГД Рустам понял, что он отказал. Он посмотрел на правый борт, где находился выключатель данного прибора, и сделал несколько попыток включения и выключения, двигая выключатель вверх-вниз, но силуэт самолета оставался неподвижным. Выполнив разворот на посадочный курс за облаками, пилотируя самолет по естественному горизонту за бортом, Рустам уменьшил скорость, выпустил закрылки в первое положение и доложил:
- 873, на посадочном курсе 3000 метров. Отказ прибора АГД. Проверил все включено. Буду заходить по дублирующим приборам.
- 873, Посадка. Вас понял, соблюдайте режим снижения. Развороты выполняйте по указателю поворота и по времени, - дал команду РЗП.
- 873, вас понял, развороты по времени, - ответил Рустам.

ПРИМЕЧАНИЕ:
Полет по дублирующим приборам без искусственного авиагоризонта (АГД) считается одним из самых сложных полетов для любого летчика. В обычном полете в солнечную погоду, все летчики определяют фактическое положение самолета (летит самолет с разворотом влево, вправо, вверх или вниз) по линии естественного горизонта, и если его невидно по указателю искусственного горизонта, поэтому он безошибочно и точно выполняет развороты, набор высоты и снижение. Но когда на самолете отказывает этот прибор АГД, узнать точно фактическое положение самолета для летчика становится практически невозможно, и если он потеряв самообладание допустит резкие движения рулями управления, он может не поняв, создать такое положение самолету, из-за которого самолет может потерять скорость, свалиться на землю и разбиться. Поэтому, только используя другие приборы, и выполняя, очень плавные ступенчатые движения ручкой управления самолетом, он может произвести аварийную посадку на аэродроме. Так по указателю высоты летчик мог определить самолет идет вверх или вниз, по указателю поворота определить, куда самолет разворачивается влево или вправо, а по секундомеру определить на какой угол развернулся самолет.      

      Рустам перевел самолет на снижение с установленной вертикальной скоростью, по курсовому прибору. Он держал «золотую» стрелку радиокомпаса под треугольным индексом в верхней части прибора (строго по оси самолета), под стрелкой по вращающейся шкале радиокомпаса можно было определить курс следования самолета. Когда самолет Рустама по индикатору локатора радиотехнической системы посадки (РСП) уходил от заданной траектории снижения, четкий голос РЗП давал ему немедленные для исполнения команды:
- 873, Посадка. Уклоняетесь влево отклонение 100 метров, отворот вправо 10 секунд., - или другую команду:      
- 873, Посадка. Уклоняетесь вправо отворот влево 5 секунд., 873, Посадка, идете ниже (или выше) глиссады 50 метров уменьшите (увеличьте) вертикальную скорость снижения.
По этим командам, Рустам плавно отклонял ручку управления самолетом, добиваясь отклонения вертикальной стрелки указателя поворота на одно деление влево или вправо, что соответствовало развороту с креном 15 градусов, а по секундомеру выдерживал время, указанное с земли. Так, точно выполняя команды руководителя зоны посадки, Рустам выполнял снижение по установленной глиссаде.   
На все эти команды Рустам отвечал кратко и четко «Понял…Выполняю..». Из-за выполнения посадки с отказавшим основным прибором Руководитель полетов на аэродроме дал команду всем остальным экипажам сохранять свое место в зонах, и соблюдать режим радиомолчания, понимая, что Рустам выполняет аварийную посадку и от того как он будет правильно выполнять команды руководителя зоны посадки, зависит выйдет он на аэродром для посадки или нет. В эфире стояла гробовая тишина, только 2 человека нарушали эту тишину, летчик у которого отказал прибор, и человек который заводил его на посадку. Как назло погода ухудшалась, в облаках появилась болтанка, которая нет-нет встряхивала самолет, а в наушниках радиостанции Рустама стоял треск от электризации самолета, и мешала слушать команды с земли. Каждый бросок самолета вверх, вниз или  в сторону приходилось немедленно парировать и сохранять равновесное положение самолета. Движения ручки управления самолетом должны быть идеально точными, и достаточными, если опоздать, с учетом запаздывания стрелки указателя поворота, можно было в любой момент потерять равновесное положение и не осознавая, что происходит перевернуть самолет и столкнуться с землей. Полет по дублирующим приборам на истребителе можно было сравнить с ходьбой по высокому канату, без страховки. Канатоходец, если теряет равновесие, падает вниз, и его спасает сетка, которое ловит его до земли, а летчик-истребитель, если теряет положение самолета, а еще на малой высоте, то все – катастрофа, или, как говорят летчики «Полный рот земли».
Строго выполняя команды РЗП, самолет Рустама прошел контрольные высоты 2000, 1000, 600 и 300 метров. На высоте 200 метров стрелка радиокомпаса отклонилась на 10 градусов и встала на место, показывая летчику, что радиокомпас переключился с дальней приводной радиостанции на ближнюю приводную радиостанцию. В наушниках Рустама сработал звуковой сигнал прохождения дальней приводной радиостанции расположенной на расстоянии 4 км от начала посадочной полосы, предупреждая летчика о подготовке к посадке, показалось, что время остановилось, и сердце тоже. Рустам выпустил закрылки самолета в посадочное положение и выполняя команды РЗП продолжил полет выдерживая стрелку под треугольным индексом курсового прибора. Самолет неожиданно вышел из облаков и попал под моросящий дождь. Рустам, прищурившись посмотрел вперед и увидел два расплывающихся белых пятна справа и слева от себя. Он догадался, что это были посадочные прожектора, свет которых из-за дождя сливался в одно сплошное белое «мессиво». Прожектора были развернуты вперед к самолету по краям посадочной полосы, показывая начало полосы в виде входных ворот. Затем он увидел линию моргающих зеленых огней полосы, по которым выравнил самолет и приготовился к посадке.
- 873, закрылки полностью, полосу наблюдаю, разрешите посадку, - запросил посадку Рустам.
- 873, посадку разрешил. Ветер встречный 5 метров секунду, дождь, видимость 1,5 - 2 км, полоса мокрая, торможение по скорости, - разрешил посадку руководитель полетов.
- 873, посадку разрешили, условия принял, - ответил Рустам.
Истребитель, несмотря на проливной дождь, мягко произвел посадку на бетонную полосу и выпустил парашют. В конце посадочной полосы, сбросив тормозной парашют, истребитель порулил по рулежной дорожке в сторону стоянки самолетов. Через 10 минут выполнили посадки остальные истребители и тоже зарулили, на стоянку самолетов. Когда земли коснулись колеса последнего истребителя, из-за ухудшения погоды и усиления дождя командир полка дал команду Руководителю полетов закрыть полеты.
      
      Полеты закончились, и все летчики полка и группа руководства полетами собрались в высотном домике, в классе предполетных указаний на разбор полетов. После вылета, капитан Ибрагимов, весь мокрый от проливного дождя забежал в высотный домик, сложил в свой шкафчик защитный шлем и кислородную маску, протер мокрое лицо полотенцем, быстро расчесал волосы и побежал в класс предполетных указаний. Когда он зашел в класс практически все места были заняты, но место рядом с майором Герасимовым, здорового, выше среднего роста богатыря было свободно, и он кивнул рукой, приглашая к себе Рустама.
      
      На разборе командир полка сообщил о выполненных задачах за летную смену и о своем решении закрыть полеты из-за ухудшения погоды.
В заключении разбора полетов, командир полка, вкратце рассказал всем летчиками об отказе пилотажного прибора у одного из летчиков.  Об умелом управлении с земли самолета терпящего бедствие Руководителем зоны посадки, о том, что благодаря собранности и полного взаимного доверия летчика и руководителя зоны посадки, удалось посадить грозный истребитель на своем аэродроме, а не угонять на запасной аэродром, где была простая погода.
После этой речи командир полка поднял капитана Ибрагимова и руководителя зоны посадки майора Герасимова, и окинув взглядом всех летчиков сказал:
- Вот, они наши герои, товарищи офицеры, поэтому….. за грамотные и умелые действия, за хорошую профессиональную подготовку и боевую выучку капитану Ибрагимову и майору Герасимову от имени командования – объявляю БЛАГОДАРНОСТЬ..
- Служим Советскому Союзу, - сказали хором, стоявшие рядом, 2 офицера, и улыбнулись друг другу.

      После окончания разбора полетов и выхода всех офицеров с класса, капитан Ибрагимов и майор Герасимов пожали друг другу руки в знак благодарности, и обнявшись пошли в ВОЕНТОРГ, чтобы отметить очередной удачный вылет, который мог закончиться катастрофой… 

20 апреля 2017 года.
Город Ош.
Тиллаходжаев Равшан    


Рецензии