Глава 3. Не зная броду...

 

 Старшая сестра  Галия  в 1941 году закончила среднюю школу. Учёба, экзамены уже в прошлом… Впереди загадочная новая жизнь…
 
 Совсем нежданно-негаданно грянула война . Со слезами на глазах проводили отца на войну, лишь братья  были как-то смущенно спокойными.  Через некоторое время её друг Анвар, девятнадцатилетний влюбленный в неё учитель математики, добровольцем отправился на защиту Родины. Прощаясь, он ей говорил:
 - Ты жди меня и подрастай, пока я фашистов с нашей земли выгонять буду. Она  молча улыбалась  ему… Никто и думать не мог, что с войны он не вернётся.  Война жестока, не предсказуема, а жизнь продолжается...

    Городскому отделу ЗАГСа нужен был молодой, грамотный сотрудник. И Галия взялась за это дело. Она была исполнительной, аккуратной и относилась к этому благородному делу со всей серьёзностью. Работала с утра до позднего вечера — ЗАГС находился в трёх километрах от дома, приходилось идти пешком.

   Приходилось добираться и до самых дальних кишлаков. Но ей нравилась своя работа, её тоже встречали с радостью, как родную. Кроме выдачи всевозможных справок и документов она привозила многодетным матерям и денежное пособие.
 
 Работа есть работа. Конечно, были и трудности. Некоторые кишлаки находились на другом берегу горной быстрой речки, через которую нужно переходить вброд.  Вот этого перехода она боялась, тем более переходить можно только в одном месте. Быстрым течением реки её сносило в сторону.  Хорошо, что ей помогал  братишка Атлас.
 
  Однажды вечером она спросила его:
 - Атлас, поедешь завтра со мной  в тот дальний кишлак?
 - Конечно!- с радостью откликнулся он,- Я отпрошусь с последнего урока!
- Не отпрашивайся, с утра я занимаюсь документами, после твоих уроков поедем.

Атлас с удовольствием шёл с ней на работу: во-первых, он всегда ухаживал за колхозным   конём Карагач, который был дан для работы старшему брату. Если  Анас завален своими расчётами и отчётами, Атлас на коне. Он и холит его, и кормит, и купает, а конь тоже отвечал взаимностью своему верному седоку. В свои 12 лет он был уже хорошим наездником.

 Во-вторых, он очень хорошо плавал в этой бурной реке. До войны  с мальчишками каждый день пропадали там. Сейчас после школы много дел дома по хозяйству: и дров натаскать, и за продуктами не просто сходить, а выстаивать очереди, скотину накормить, но прежде корм ещё и заготовить

 Мама целый день на работе, хотя у неё грудной ребёнок. Не хватало рабочих рук. Перед тыловиками ставились высокие планы. Все: и взрослые, и дети работали и осознавали, что  "Всё для фронта! Всё для победы!"

 Атлас  ходил в школу и полностью отвечал за дом, за  младшего  братишку и сестрёнок. Съездить со старшей сестрой на работу — это для него праздник. Пока Галия  оформляет документы, он гарцует верхом на коне перед ребятнёй, кого-то может прокатить великодушно. Правда, за это попадало от сестры. Гостеприимные узбечки их угощали чаем, даже в дорогу давали гостинцев-не накормить гостя, тем более детей, у них это грех.

  Обратный путь готовил им сюрприз. Управившись с делами, они хорошо закрепили кожаный мешочек с документами на спине коня, а сумка с гостинцем у Галии и, довольные, направились в сторону реки. По дороге им попался аксакал,  который остановился перед Атласом  и проговорил:
- Ай, молодец!
Кому адресовалось это восхваление: Атласу, сестре-красавице или коню -  было непонятно, но, в ответ вежливо приветствовал его молодой наездник:
 -Рахмат , амаки!
-Ты сюда ходи,  туда далеко, здесь река  совсем  маленький и земля близка.

 Атлас был удивлён - здесь есть брод, о котором знает только этот старец!  Вот здорово! Сразу захотелось ему испытать новый путь.  Он  среди своих сверстников был отчаянным смельчаком. Любил всё новое и  небывалое.

 - Галия, всё-таки здесь ближе, садись на коня, а я рядом, не бойся, - деловито убеждал он её, взяв крепко под уздцы коня и начали свой путь.
Зная, что братишка не по годам   уверен в себе, она попыталась его переубедить.
 -Атлас, может, по старому броду пойдём? Здесь волны, кажется , выше,- как-то тревожно заметила она.

 Он тоже почувствовал - что-то здесь не так,но было уже поздно.
- Главное, прижаться к коню и не отрываться,  когда волна идёт на тебя.
–  Держись крепче! – успел крикнуть сестре, но  волна вышибла её из седла.
 Атлас успел удержать её и крикнуть:
-Держись руками за хвост коня и не разжимай их до самого берега, слышишь!
- Ой, сумка с пирогом!
 - Какой еще пирог! Держись  крепко, от волны прячься за лошадь.

   Человек и конь. Рядом. Идут. Пробиваются -  шаг за шагом против стихии. Атлас  знал, что идти  нужно всегда под углом к волне.  Ни на минуту не забывал о сестре - постоянно оглядывался, чтоб удостовериться, что она  на месте.

 Вдруг откуда-то набежала тучка и  закрыла солнце. Небо потемнело. Галия замерла от страха. Ей казалось, что от этой холодной воды леденеет сердце, но не спускала глаз с коня и братика своего...  Сквозь летящие брызги волны она видела сильного вороного коня, грудью разрезающего волну и Атласа, в миг повзрослевшего,  гордо,с какой-то одержимостью шествующего рядом с конём. Хотя  эта замедленная, как во сне,  картина давала ей спокойствие, веру в победу над стихией, но  показалась целой вечностью!

Первые тёплые капли дождя вернули её в реальность. Вот уже хорошо просматривался берег. Атлас вспомнил, что здесь, в радиусе шага, должен быть подводный камень, ровный, без выступов, с которого он нырял  на спор с пацанами.
 -Надо найти и  встать на  него, чтобы конь не споткнулся и не сломал себе ногу, и ,обходя нас, Карагач  окажется под углом  к сильной волне и  вырвется вперёд -  тогда  мы спасены!

 Словно Природа смилостивилась над детьми: волны стали успокаиваться, удивлённое солнышко выглянуло из-за тучки, а тёплый дождь только согревал их после этой горной холодной речки.

- Атлас, мне было очень страшно - я без тебя просто утонула бы. Спасибо тебе! - сказала Галия.
 Он взглянул на противоположный берег -  увидел  согнутую спину  удаляющегося старика -  помолчал  немного и добавил:
- Скажи коню спасибо!

 Засмеялся Атлас,  засмеялась  Галия,  развеселились горы, даже строптивая река  весело понесла свои воды в  Сурхандарью.  Дети, перебивая друг-друга , благодарили коня:
- Карагач, спасибо!
- И хвост твой целый.

 Радовались дети-победители, победители стихии и  людской , ничем необъяснимой лжи или злобы.  Мокрые, но живые…   




 В нашей семье существовал такой закон: что бы с нами ни случилось, что бы мы ни натворили всегда рассказывать родителям правду, только правду и просить совета у мамы.  Галия,  Атлас, Анас и мама обсудили этот случай.
- Странно, почему он вас отправил на верную гибель? - вспыхнул Анас.
- Сами не поняли,- недоумевал Атлас.
- Ты уж молчи! Будто не знал, что брод только в одном месте.
- А я пожалуюсь на работе начальнику, я всё-таки находилась при исполнении...Его вмиг вычислят,- вмешалась Галия.
- Я  и сам его вычислю,- перебил нетерпеливо Анас.
Мама молчит… Даёт всем выговориться. Думает. Все замолчали тоже.
- Вы - дети коммуниста. Ваш отец  помогал братьям-мусульманам строить  социализм.  А старик привык жить  по своим традициям и понятиям,- задумчиво и неторопливо говорила мама и добавила:
- У нас такая радость! Вы победили и эту бурную реку, и ложь! Победители не судят! Дети, Бога благодарите! А старика просто забыть и отпустить.
 

   


Рецензии
Мудрая мама у детей. Хороший совет она им дала. Не мудрено, что и дети под стать.
Спасибо, Фания!

Роза Исеева   19.02.2021 09:22     Заявить о нарушении
Благодарю, дорогая Роза! Была в отъезде - приезжаю и вижу от тебя подарок! Здоровья и творческих удач!)

Фания Мингазова   21.02.2021 09:32   Заявить о нарушении