Тундра тоже пахнет

Уголовный розыск на вертолёте и «дисперсное давление»: что происходило во время экспедиции Greenpeace и «Новой газеты» в Норильск.

Друзья!
Читаю в Сети  такие страшные материалы, подготовленные https://greenpeace.ru/. Вот выдержки из их  недавней статьи, написанной по следам экологической катастрофы в российской Арктике.
«..НОРИЛЬСК ВЗЯТ В КОЛЬЦО ЗАВОДАМИ «НОРНИКЕЛЯ» и окружён угольными разрезами. Роза ветров каждый раз приносит новые запахи его жителям. В меню: газы Медного завода, завода «Надежда», хлорно-кобальтового цеха. Раньше был ещё Никелевый завод, от выбросов которого, по словам жителей, во рту был неприятный привкус крови. Недавно его закрыли. Через весь город тянутся трубы от ТЭЦ, вдоль озера Долгое их охлаждают специальные фонтанчики — здесь в жаркие полярные дни и белые ночи под ледяными брызгами гуляет местная молодёжь. 
Рано утром 24 июня мы сидели возле промысловой хижины на стоянке Кресты, где находились шесть рыбаков, представители долган и нганасан. Большинство приехало из посёлка Усть-Авам на речке Дудыпта.
Они рассказали, что никаких предупреждений и официальных оповещений местного населения не было. Дизель в реке коренные жители тоже не видели. Но две недели назад совсем пропала рыба, сетка была в мазуте.
Рыбак показал нам все заброшенное хозяйство метеостанции и потом несколько старых ледников 60-70-х годов, расположенных по берегу. Их использовали для хранения рыбы и оленины, сейчас остался один рабочий ледник, которого всем хватает
Рыбаки узнали об аварии случайно: кто из соседнего села Усть-Авам, кто от проезжающих мимо. Рассказывали, что разлилось какое-то пятно и идёт в сторону речки Пясина. «Мы живём на рыбе, — объяснил нам Женя — нганасан, один из хозяев этой рыбопромысловой точки. — Из-за этой аварии, может, рыбы и дальше совсем не будет. Она же чувствует, уйдёт — и всё".
«..МЫ СПРОСИЛИ, ОТКУДА СЕРГЕЙ БЕРЁТ ВОДУ ДЛЯ ЧАЯ: «С Пясино мы воду не пьём уже сто лет. Тут комбинат на этих реках стоит. Мы пьём с проточных рек и с озера Дорофеевка, в 10 километрах в тундре. Так что не переживайте, вы чай не из Пясино пьёте». 
«…В ЧЕРЕДЕ ДНЕЙ, КОГДА МЫ БЕЗУСПЕШНО ПЫТАЛИСЬ ВЫВЕЗТИ ПРОБЫ ИЗ НОРИЛЬСКА, случилось воскресенье. В этот день в аэропорту выходной, рейсов нет. Зато предприятия «Норникеля» работу продолжали, и мы поехали на одно из них — Талнахскую обогатительную фабрику (ТОФ).
Туда нас позвал Василий Рябинин, бывший инспектор Росприроднадзора. В первые дни после аварии на ТЭЦ-3 Василий записал видеообращение, где рассказал о реальных масштабах разлива и о том, как эту информацию пытаются скрыть. Он решился на этот шаг, когда понял, что не может улучшить экологическую ситуацию в Норильске и бороться с нарушениями. После видеообращения слишком активного инспектора отстранили от работы по аварии. Попытки скрыть реальные масштабы произошедшего Василий назвал «преступлением против наших детей» и уволился из Росприроднадзора.
Василий задумал поход на ТОФ, потому что знал: прямо сейчас там происходит сброс отходов из хвостохранилища в лес и тундру. Они ручьями выносятся в речку Хараелах, которая впадает в то же самое озеро Пясино — именно его так старательно пытались оградить бонами от дизельного загрязнения.
…В следующие дни Следственный Комитет возбудил дело против «Норникеля» по статье 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды). По словам Василия, сброс воды, загрязнённой тяжёлыми металлами, сернистой кислотой и поверхностно-активными веществами, — лишь один из многих происходящих прямо сейчас сбросов производственных отходов «Норникеля» в озёра Таймыра». 
…Что ж, хоть это сделано! Сверсекретность и страх!? За свою шкуру «всесильного» олигарха Потанина!? Алчный и нахальный упырь  надеется на свои миллиарды «зелененьких». До того уверовал в силу своего громадного денежного мешка, что отчекрыжил даже часть заповедной территории на Камчатке. (см.файл ниже).
«Статус объекта всемирного наследия также не смутил авторов проекта: в Центр всемирного наследия была отправлена заявка на «незначительное», в интерпретации авторов, изменение границ объекта. Заявка будет рассмотрена на ближайшей сессии Комитета всемирного наследия.
В качестве компенсации исключаемой территории к природному парку был присоединён памятник природы «Кальдера вулкана Горелый» и небольшой смежный участок. Поскольку эта местность и так являлась особо охраняемой природной территорией, то её слияние с природным парком – формальность, не восстанавливающая общую площадь заповедных земель региона.
Проект «Парк «Три вулкана» получил поддержку и региональных, и федеральных властей. Строительство первых объектов запланировано на 2022 год. Этого нельзя допустить.
Камчатка – уникальный природный регион, и курорт «мирового уровня» не должен строиться за счёт природного достояния мирового уровня. Российское отделение Гринпис выступает за восстановление границ природного парка «Южно-Камчатский» и перенос туристско-рекреационной зоны за пределы особо охраняемых природных территорий. Мы направили обращения врио губернатора Камчатского края Владимиру Солодову и в Генеральную прокуратуру РФ.
ООО «Парк «Три Вулкана» создано группой «Интеррос» Владимира Потанина и структурами Сергея Бачина, председателя Совета директоров курорта «Роза Хутор». Владельцы «Роза Хутор» давно планируют строительство ещё одного курорта – на территории Кавказского заповедника. Владимир Потанину принадлежит «Норильский никель», авария на объекте которого в мае 2020 года привела к крупнейшей экологической катастрофе в российской Арктике. Представители «Норильского никеля» препятствовали независимой экологической экспертизе последствий разлива дизельного топлива. Урон экосистемам Таймыра в результате этой аварии не оценён до сих пор».
Так что недавние экологические поправки в Конституцию РФ г-ну  Потанину и иже с ним не указ!?
Вл.Назаров
*********************
НА КАМЧАТКЕ «ПОТЕРЯЛИ» ТРИ ВУЛКАНА
Владимир Солодов, исполняющий обязанности губернатора Камчатского края, 11 июня подписал постановление, изменяющее границы природного парка «Южно-Камчатский»: из территории исключено более 15 тысяч гектаров. Эта территория понадобилась для строительства горнолыжного курорта.
Проект «Парк «Три вулкана» разработчики презентуют как инвестиционный проект, что, по их словам, станет «прорывом» в туристической отрасли Камчатского края и внесёт большой вклад в экономическое развитие региона. В рамках проекта планируется строительство горнолыжных трасс, гостиниц, туристических лагерей, сети дорог и морского порта.
Однако для реализации столь значимого начинания на Камчатке не нашлось другого места, кроме территории природного парка.
Для того, чтобы уместить масштабный проект площадью 280 квадратных километров, пришлось подвинуть границы природного парка «Южно-Камчатский». Сделать это оказалось просто: в короткие сроки был изменён региональный закон, а затем и положение о природном парке. Как это удалось? Сейчас в Камчатском крае по закону можно исключать из особо охраняемой природной территории участки, «на которых расположены природные комплексы и/или объекты, в отношении которых осуществление мер охраны… возможно без сохранения режима особо охраняемой природной территории».
Восточный склон вулкана Вилючинский и вся территория вплоть до тихоокеанского побережья, включая бухты Вилючинская и Жировая, лишились природоохранного режима и отданы под строительство транспортной и туристической инфраструктуры.
Исключённый из природного парка участок входит в объект ЮНЕСКО «Вулканы Камчатки». Это живописные горные и приморские ландшафты, реки – нерестилища тихоокеанских лососей, места обитания редких и находящихся под угрозой уничтожения животных и растений, в том числе белоплечего орлана и сапсана.
Очевидно, что при строительстве такого числа инфраструктурных объектов и при планируемой посещаемости до 400 тысяч человек в год уникальные природные комплексы будут полностью утрачены. Это ещё один пример того, как вопросы охраны природы и сохранения биоразнообразия на планете оказались менее важными, чем реализация единичного проекта.
Статус объекта всемирного наследия также не смутил авторов проекта: в Центр всемирного наследия была отправлена заявка на «незначительное», в интерпретации авторов, изменение границ объекта. Заявка будет рассмотрена на ближайшей сессии Комитета всемирного наследия.
В качестве компенсации исключаемой территории к природному парку был присоединён памятник природы «Кальдера вулкана Горелый» и небольшой смежный участок. Поскольку эта местность и так являлась особо охраняемой природной территорией, то её слияние с природным парком – формальность, не восстанавливающая общую площадь заповедных земель региона.
Проект «Парк «Три вулкана» получил поддержку и региональных, и федеральных властей. Строительство первых объектов запланировано на 2022 год. Этого нельзя допустить.
Камчатка – уникальный природный регион, и курорт «мирового уровня» не должен строиться за счёт природного достояния мирового уровня. Российское отделение Гринпис выступает за восстановление границ природного парка «Южно-Камчатский» и перенос туристско-рекреационной зоны за пределы особо охраняемых природных территорий. Мы направили обращения врио губернатора Камчатского края Владимиру Солодову и в Генеральную прокуратуру РФ.
ООО «Парк «Три Вулкана» создано группой «Интеррос» Владимира Потанина и структурами Сергея Бачина, председателя Совета директоров курорта «Роза Хутор». Владельцы «Роза Хутор» давно планируют строительство ещё одного курорта – на территории Кавказского заповедника. Владимир Потанину принадлежит «Норильский никель», авария на объекте которого в мае 2020 года привела к крупнейшей экологической катастрофе в российской Арктике. Представители «Норильского никеля» препятствовали независимой экологической экспертизе последствий разлива дизельного топлива. Урон экосистемам Таймыра в результате этой аварии не оценён до сих пор.
https://greenpeace.ru/
************************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
1 августа 2020 года.


Рецензии