Кассета. Глава 2. Фэррэс

Каждое произнесённое слово –
это музыка нашей души.

Назрела необходимость навести порядок в наших мыслях. Целый научный центр во главе с Марком Изотовым занимался проектной работой в когда-то заброшенном здании. Шесть отделов, шесть этажей. Институт Марка курировал секретные разработки по заданию правительства.
***
Я не забуду этот день. День перемен, день бунта, день насилия. День, когда навязанная мысль рушит стереотипы прошлого, генерируя новые идеи. Без смерти нет рождения, нет дальнейшей жизни…
Институт работал круглосуточно. Для увлечённых – линия времени имеет свою скорость. Когда мысль приходит в голову сразу двум людям – это совпадение, но, когда одной мыслью были увлечены 12 человек – это была лишь долгая и кропотливая работа лидера. Только так никто и не догадался об этом.
Изотов всегда отличался скромностью, он вызывал уважение окружающих, умел постоять за себя и что самое главное – шёл до конца, пока не будет достигнута поставленная им цель.
В любом коллективе есть согласные и несогласные люди с теми правилами, которые установлены. Шесть отделов, каждому из которых отводился целый этаж здания были в руках Марка лишь инструментами, по выполнению целей, которые ставило правительство.
Как успокоить периодические срывы работы? Ведь люди или работают, или жалуются на работу, третьего не дано – размышлял Марк.
С каждым научным руководителем Изотов поддерживал доверительные отношения, но он видел, что у каждого из руководителей в отделе начинался хаос. Интуиция его никогда не подводила. Марк постоянно общался не только с руководителями, но и с «народом», ведь он сам вышел из простой семьи и с большим уважением относился к каждому сотруднику своей организации, к его мыслям и идеям. Его особый интерес проявлялся к неформальным лидерам, которые в обход руководителя пытались «организовать» работу их отдела удобным только им способом.
22 октября 2157 года Изотов получил последний заказ от правительства, ему также сообщалось, что финансирование его организации больше не будет предусматриваться.
Марк был поставлен перед сложным выбором: или принять заказ и получить Место в правительстве, прекратив деятельность Института, сократив всех сотрудников или отказаться от Места и распоряжаться организацией по своему усмотрению.
Выбор был очевиден. Здание ему досталось по наследству и было его собственностью. Что делать с рабочими и как объяснить людям – что их работа, дело их всей жизни больше не востребовано никем? – вот один из главных вопросов, который волновал лидера, а то, что правительство ещё обратится к нему за услугами он даже не сомневался и он оказался прав...
Попрощавшись с представителем правительства, глава Института остался в своём кабинете наедине, чтобы обдумать будущее своих сотрудников, своей организации и его роли в ней.
Решать сложные и ответственные вопросы нужно в комфортной обстановке.
Обновлённый кабинет был удачным местом для этого.
Марк подошёл к окну и удивился странной картине. На подоконнике сидели два ворона и казалось, что они спорили. Решение родилось само собой…
***
Чем занималась организация? Современными разработками. Здание объединяло учёных различных областей. Но ключевым фактором было то, что каждый специалист был гением в своей области и всегда пытался доказать свою значимость перед другими. Это было на руку Марку. Ведь когда людьми движет идея и отсутствуют ограничивающие правила, то их творения могут быть безгранично гениальными. А это вызывало восхищение, хотя и приходилось часто идти на неоправданные жертвы, уступки и бесконечные компромиссы.
Изотов решил в тот день, что пора разделить каждый отдел на две группы и предоставить власть не только согласным с его позицией, которую доносили руководители отделов до своих подчинённых, но и тем, кто сопротивлялся новому и жил по своим моральным нормам.
Увидев двух воронов, Марк понял, что если не формально в каждом отделе есть второй лидер, то он обязан его признать официально и с его помощью увлечь остальных сотрудников. Момент был выбран как нельзя кстати.
Изотов созвал Совет шести, в который входило шесть руководителей отделов. Почему совет не назывался Советом семи, – потому, что сам Марк не считал себя участником Совета, он принимал только окончательное решение, но право высказываться о текущих проблемах, обсуждать острые вопросы Изотов позволял руководителям самим.
Марк часто присутствовал на этих встречах в качестве наблюдателя и старался не вмешиваться при обсуждениях. Ведь те руководители, которых он когда-то сам назначал, были компетентнее его в вопросах, за которые отвечали их отделы.
В этот раз, игнорируя Правила Совета, которые подразумевали закрытую встречу в переговорной и объявление о повестке собрания за день до его проведения, чтобы каждый мог подготовиться, Марк сообщил каждому руководителю за час до встречи о том, что с собой нужно взять зачинщика конфликтов – неформального лидера.
Таким образом через час в кабинете должно собраться двенадцать человек, не считая самого Изотова.
***
Этот час был непростым. Марк положил перед собой лист бумаги и начал рисовать новую структуру. Если созыв собрания был первым шагом, то подготовка к нему стала вторым шагом из числа тех, которые изменили многих людей. Точнее позволили им измениться самим, изменения были более внутренние, чем внешние. Но, однозначно, они ощущались.
Марк составил план разделения сотрудников Института сначала на два риила, именно так он решил назвать половины отделов, которые станут обособленными подразделениями, но не потеряют своей прежней взаимосвязи.
Левый риил – отвечает за создание новой информации, генерацию идеи, активизирует творческий процесс, ответственен за формирование основных мыслей по проекту.
Правый риил – отвечает за восприятие информации, её обработку, аналитику и использование.
Помимо этого, он подумал, что должен быть Верховный риил – который, впоследствии, будет осуществлять контроль практической реализации задуманного и к этому риилу будут относиться люди, обладающие качествами вышеперечисленных риилов. Таким образом, Верховный риил сочетает в себе качества левого и правого риила.
 Кроме этого, он составил список из новых должностей: Модиф, Фидэль, Мэтр, Рэгент, себя он обозначил – Рэконсилом, а Абсолютом он назвал нечто высшее, что, по его мнению, существовало и направляло на реализацию задуманного. Каждая должность несла в себе определённый смысл, которым он поделится со своими сотрудниками, когда придёт нужное время.
Удел успешного руководителя, считал Изотов, – это не только забота о своих подчинённых, управление ими как одним механизмом, механизмом целостным, слаженным и настроенным; но и умение чувствовать время, ощущать важность момента, и корректировать курс организации.
Марк посмотрел на столбец со списком должностей, выделив в каждом слове по букве:
МОДИ{Ф}
ФИД{Э}ЛЬ
МЭТ{Р}
{Р}ЭГЕНТ
Р{Э}КОНСИЛ
АБ{С}ОЛЮТ
– ФЭРРЭС! Именно так отныне будет называться наша организация – подумал Марк и вошёл в переговорную.
***
– Дорогие друзья, прошу садиться! – начал Марк сидя, когда все собрались. – Я благодарен каждому из Вас за уделённое мне время! Я созвал Вас в необычном формате, чтобы решить необычный вопрос. Сегодня правительство официально объявило мне о том, что наша с Вами организация прекращает своё существование. Это означает, что мы больше не представляем интереса и от нас отказались! Дело всей нашей жизни признано «пустышкой», а каждого из нас выбрасывают за пределы научной деятельности!
Сказать, что удивились все – ничего не сказать! Каждый был возмущён этими словами! Возникла неловкая пауза. Что говорить дальше – думал Марк. Вот передо мной люди, в глазах которых читается страх. Люди, которые понимают, что они ТОЖЕ как-то должны сообщить про решение о роспуске организации, но ОНИ боятся это сделать! Но Марк не боялся этого! Он сознательно подвёл людей к «пропасти», из которой есть выход и этот выход он им сейчас предоставит. Он успешно справился с первым пунктом своего плана – напугать, да ему это удалось.
Господа – продолжил свою речь Марк, – я прошу каждого из Вас поверить мне. Дела в Ваших отделах сейчас идут не лучшим образом, и Вы это прекрасно понимаете. Я не откажусь от Института, и Ваша работа для меня самое ценное, что есть в моей жизни! Уверен, что вместе мы сможем преодолеть любые препятствия! Но работать с коллективами, в которых царят бунт и разлад – я не намерен!
Сейчас я прошу каждого из Вас сделать простой выбор – сохранить за собой позицию лидера законодательно или покинуть нашу организацию!
Марк сделал паузу в расчёте на то, что пришедшие сотрудники, которые не занимали руководящие должности посчитают, что их хотят «поставить» на места руководителей, которые, по их мнению, не справлялись.
Проголосуйте! – вновь заговорил Марк в зловещей тишине и спустя некоторое время продолжил, выделяя глаголы тоном, не требующим отказа –  Каждый, кто считает себя достойным руководить коллективом – встаньте!  Встали все. Этого и ожидал Марк.
–Хорошо – продолжил Марк. – Я официально объявляю каждого из Вас Дванацтом Верховного Совета ФЭРРЭСа. Теперь одно предупреждение – то, что Вы услышали в этом кабинете сегодня – никому не сообщайте! Никому! И прошу Вас пожать руки друг другу представителям своих отделов. Теперь Вы – коллеги!  Объявляю Вам о завтрашнем собрании, на котором пойдёт речь о нашей новой структуре! А сейчас я более не занимаю Вашего времени, ещё раз благодарю за то, что Вы оказали мне честь своим присутствием. До свидания. Марк встал и вышел.
***
Марк никогда не был сторонником перегружать людей обилием информации. Он старался всегда быть последовательным и логичным в решении вопросов. Но он обладал своей логикой, которая иногда не поддавалась объяснению, а поэтому предугадать его следующий шаг было довольно сложно и удавалось далеко не всем.
Он привык решать вопросы самостоятельно и мгновенно. Люди часто ленятся принимать важные решения, либо они их откладывают на потом, или забывают вовсе. Но Марк решал всё и сразу. Он мог параллельно решать вопросы, принимая радикальные сию секундные решения. Но делиться этими решениями с другими был не готов, ведь сначала человека нужно подготовить к решению или человек должен сам прийти к этому решению – вот высшее мастерство управления людьми.
***
До сегодняшнего дня в подчинении Марка было шесть отделов: отдел персонала, отдел проектирования, отдел моделирования, отдел тестирования и эксплуатации, отдел сопровождения и развития бизнеса, отдел перспективных исследований.
Почему нельзя было организацию рассматривать как обычную с отделами общепринятого типа: отдел логистики, бухгалтерия, лаборатория физики и т.д.?
Марку это было не интересно. Создание Института в непривычном и понятном только ему формате он считал креативным детищем своей жизни. Он пытался создать единое пространство, включающее в себя специалистов разных должностей и уровней, разных специальностей из различных областей знаний. Это ему удалось.
Итак, время пришло. На прошлом собрании Марк каждого назвал Дванацтом. Он решил, что Совет шести уже не актуален. Он создал Новый Верховный Совет, который сможет найти ответ на вопрос: «Как возможно управлять событиями прошлого?».
Марк всегда ставил перед собой амбициозные задачи и добивался их изящного решения. Этот раз не стал исключением.
– Господа, добрый день! – поприветствовал Марк присутствующих. – Поздравляю Вас с новым проектом, которым отныне будет заниматься ФЭРРЭС…


Рецензии