Дни сюрпризов!

   В начале осени 2012 года заметно похолодало, и прошли дожди. 10 сентября Нескучный сад по этому поводу был немноголюден. А по пути на любимую лужайку меня окружили три проголодавшиеся белки. Орехов в этот день у меня не оказалось, и я огорчился, что нечем побаловать этих пушистых красавиц... На всякий случай предложил им печенье «Юбилейное», и тут белки изменили своей ореховой диете и буквально набросились на новое угощение! Они по очереди подбегали ко мне и, забрав лакомый кусочек, отправлялись пировать на ближайший липовый ствол. Одна из белок, «откушав» очередной кусочек, так и осталась у «банкетного столика». Не отходя от «тёплого местечка», она брала лапками крошку за крошкой и спокойно пировала. Гостья демонстрировала завидное спокойствие: всё её внимание было сосредоточено на угощении. Когда исчезла последняя крошка, белка тщательно вылизала язычком мою ладонь и пальцы, и только после этого позволила мне положить на столик добавку. Такого ещё на моей ладони не наблюдалось! Разные «клювы» обедали там, но никто ещё не вылизывал «столик» так тщательно…

   На лужайке у Летнего Домика в этот день тоже было пустынно, и голуби, завидев меня, сразу же полетели навстречу. Я «сервировал» ладонь, и синицы начали свой пир. Тем временем белка забралась ко мне на плечо и принялась внимательно изучать «меню» на этот день... Затем она осторожно спустилась по моей руке на ладонь (распугав обедавших там синичек), взяла зубами кусочек печенья и вернулась со своей добычей ко мне на плечо. Там она принялась лакомиться печеньем, поглядывая на парящих вокруг синиц! Видимо, запасы орехов у белок кончились, а посетители парка с мешками провизии что-то сегодня запаздывали...

   Белка старательно дегустировала свой гостинец, держа его обеими лапками. И всё это происходило на моём плече! А синицы в это время вновь оккупировали «банкетный столик». Покончив с первым кусочком, белка повторила свой вояж по моей руке на ладонь, взяла там «добавку» и опять вернулась на «своё место» на моём плече! И так повторилось несколько раз.

   Оказавшись в очередной раз на ладони, белка решила обедать на месте. Она по-хозяйски расположилась на ладони, элегантно положив хвост на спинку, и продолжила свою трапезу. Белка брала печенье лапками и обедала, не спеша, не обращая внимания на порхающих вокруг синиц. А синицы, возмущённые тем, что их любимый столик заняли без спроса, летали вокруг ладони, садились ко мне на плечи и на козырёк шапки.

   А белка безмятежно лакомилась. Вот она «прикончила» все мелкие крошки и принялась старательно вылизывать мою ладонь язычком! Так ей понравилось угощение! Я помню, как синичка два года назад долбила мою ладонь клювиком, чтобы извлечь из неё ещё хоть что-нибудь... А белка использовала самое надёжное средство. Она постаралась так, что и руки мыть не нужно! Облизнулась последний разок и сидит себе, не уходит. Тогда я добавил ей лакомый кусочек, и белка тут же им занялась. Так она и оставалась у меня в гостях, поглощая добавки, минут десять, пока её ни прогнал решительно взлетевший голубь. За это время белка несколько раз покидала ладонь. Она совершала пробежку по мне (с плеча на плечо) и «отдыхала» у меня на груди, подбирая рассыпавшиеся по мне крошки.

   А сюрпризы продолжались! На носок ботинка присел воробей, посматривая снизу на пирующих синичек (на ладони). Ботинок послужил ему «стартовой площадкой» для перелёта на мою ладонь. И этот перелёт он не замедлил совершить! Воробей ловко «приладонился», громко свистнул и, распушив крылья, решил показать синичкам, кто здесь хозяин!

   Для эксперимента я разложил печенье на своём колене, и этот новый «столик» в нашем лесном ресторане был тут же «заказан»! На нём расположились три синицы и красавица-лазоревка! В таких «боевых» условиях работать фотокамерой не просто и удалось запечатлеть далеко не все «великолепные мизансцены». Самый эффектный момент (белка, сидящая на ладони) оказался «за кадром». На фото красовалась только её спинка крупным планом... Вот какие чудесные сюрпризы преподносит Нескучный Сад!

   На следующий день белка заметила меня, как только я вошёл в парк, и тут же поспешила ко мне за гостинцами. Я был во всеоружии (пакет орехов и печенья), и трапеза началась буквально сходу! Белка брала орехи с ладони и закапывала их неподалёку в земле. Так она оприходовала 9 миндальных гостинцев. Закапывая очередной орешек, белка поглядывала на меня: не ушёл ли? Я сделал вид, что удаляюсь, и белка тут же «застыла», сложив лапки и глядя на меня разочарованным взглядом. Я остановился… Белка насторожилась и, заметив, что я возвращаюсь на исходную позицию, снова принялась закапывать свой трофей.

   Чтобы загладить вину, я положил на ладонь сразу два орешка. Белка взяла один из гостинцев, отошла на пару шагов, а потом вернулась и решила забрать с собой и второй орешек. Первый был у неё во рту, а второй она крепко сжимала в зубах. Так, с раздутыми щеками она и отправилась в свою «кладовку». И правильно сделала, что сразу прихватила оба гостинца: из кустов появилась «синица-перехватчица»! А я едва успел переменить сервировку! Синица на лету выхватила с ладони новый орешек прямо под носом у незадачливой белки! Пришлось специально для синиц добавить на «столик» их любимое «Юбилейное» печенье. А когда орехи кончились, белка, тщательно изучив ладонь, решила, наконец, полакомиться: она принялась за печенье, не обращая внимания на прилетающих на ладонь синиц. А синички охотно угощались печеньем вместе с белкой, присаживаясь в ожидании «очереди» на моё плечо или унося крошку на мою шапку, чтобы там спокойно полакомиться!

   Ещё одна белочка без всяких церемоний забралась ко мне на правое плечо и спустилась по руке на ладонь. Она уже не впервые проделывала эту «операцию». Не обнаружив на ладони орехов, белка перебралась на моё левое плечо. Снова спустилась по руке и залезла прямо в мою сумку: а нет ли там чего-нибудь вкусненького? Повозившись в сумке и не найдя там ничего соблазнительного, белка поднялась ко мне на плечо, забралась на мою шапку и ловким прыжком перескочила оттуда на ствол ближайшей липы!

   Через полчаса она повторила свой манёвр, прыгнув со скамейки прямо на мою куртку. Зацепившись за материю коготками, белка опять «оседлала» моё плечо и с надеждой уставилась на «банкетный столик». Орехи там так и не появились, и белка разочарованно отправилась восвояси…

   А в овраге перед Летним домиком меня ожидал сногсшибательный сюрприз! Я остановился в ожидании новой группы посетителей моей столовой, которые не заставили себя долго ждать. Синичий пир начался и был в самом разгаре, когда на стволе молодого ясеня в двух метрах от меня появился поползень. Перед этим я слышал его характерный посвист и постукивание клювом по древесной коре. Выглядывая из-за ствола липы, он внимательно следил за синицами, и вдруг сделал решительный шаг: взмахнул крыльями и оказался на моей ладони!

   Впервые поползень самостоятельно прилетел ко мне! В прошлый раз он сделал лишь «поползновение»: ему помешал голубь, а хлебные крошки он брал, сидя на стволе липы. А сегодня поползень смело «приладонился» и повторил свой прилёт целых семь раз! Да, такого ещё не бывало! Поползень прилетал на ладонь и без лишней спешки выбирал подходящую крошку. Потом он отправлялся со своей добычей на ближайшую липу и прятал крошки в расщелине ствола. Гость прилетал по очереди с синичками, а в свой четвёртый прилёт оказался на ладони вдвоём с большой синицей!

   Образовалась новая «пернатая парочка», а я не взял с собой фотокамеры. И правильно сделал: в этот день ничто не отвлекало меня от общения с моими пернатыми друзьями! Мизансцена с ремаркой «те же и поползень» продолжалась минут двадцать! В какой-то момент я оказался не готовым к приёму гостей: нужно было срочно «сервировать» опустевшую ладонь. А тут в очередной раз прилетел поползень! Гость приземлился у моих ног, вопросительно глядя на меня. Я быстро подставил ему ладонь и поползень, взлетев на неё, взял печенье и, довольный, отправился на свою любимую липу!

   Часто прилетала лазоревка, и вскоре я обнаружил, что она не одна, а с приятелем (или с подружкой). В один из моментов на ладони оказались сразу две лазоревки! И такое событие на моей ладони случилось впервые! Накормив гостей, я расположился на лужайке у Летнего домика и решил немного поработать. Вооружившись бумагой и авторучкой, я принялся записывать свои свежие впечатления. Вскоре на ветку липы присела лазоревка и недвусмысленно принялась разглядывать мою персону. Поняв в чём дело, я тут же отложил авторучку и протянул гостье свою собственную ручку (то есть, сервированную ладонь).

   Лазоревка совершила мягкую посадку и принялась лакомиться мелкими крошками. Она никуда не спешила и всем своим видом давала понять, что этот «райский уголок» ей давно известен. Так считала не только она. Голубь решил срочно приватизировать мою ладонь и прогнал соперницу! Пришлось организовать ему отдельную кормушку, а ладонь оставить в качестве «личного кабинета» для лазоревки. И гостья немедленно вернулась в столовую! Заметив, что любимый «столик» ждёт её не дождётся, лазоревка продолжила свой обед. Она прилетала ко мне 6 или 7 раз, иногда задерживаясь на ладони на целую минуту. А во время её отсутствия, я успевал набросать несколько строчек своего нового рассказа.

   Нелегко, пожалуй, сразу поверить во все эти замечательные события и в их, поистине калейдоскопическое разнообразие! Но ведь синиц я регулярно подкармливаю с лета 2010 года, и за этот срок они успели ко мне привыкнуть. Старожилов парка я уже узнаю по оперению, а молодняк берёт пример со своих сметливых родителей и быстро привыкает угощаться с ладони. Общение моё с белками началось только этой весной, но белки – «народ» доверчивый и общительный, и контакт с ними устанавливается без особого труда. Удивительно, что все эти события происходят в городском парке в двух шагах от шумного и многолюдного проспекта.

   Иногда белки выбегают на проспект прямо к остановке троллейбуса, в том месте, где растут у ограды семь дубов. Кроны дубов возвышаются прямо над «остановкой», и осенью жёлуди осыпаются под ноги прохожим. Белки не прочь полакомиться свежими желудями. Сидя на ветках дуба, они «кидают» желудями в стоящих на остановке людей. Однажды жёлудь упал на мостовую, а белка спустившись стрелою вниз, успела схватить его почти из-под колёс автомобиля…

   Собаки из окрестных домов обожают прогуливать своих хозяев по дорожкам парка. С появлением белок в парке стали наблюдаться курьёзные сценки. При виде белки даже в «домашней» собаке просыпается охотничий инстинкт. Загнав белку на ствол дерева, милый пёсик, виляя хвостом, заливается громким лаем и гордо поглядывает на своего хозяина: дескать, оцени мои охотничьи способности! А белочка спокойно сидит себе на недосягаемой высоте и посмеивается. Призванный хозяином к порядку, пёсик, недовольно оглядываясь, удаляется, а белка спускается в траву и больше не обращает на него внимания. Я, кажется, уже рассказывал, как однажды белка, спасаясь от навязчивой собаки, взлетела ко мне на плечо! Сначала я подумал, что она перепутала меня со стволом липы, а потом понял, что ошибся я, а не белка! Белка спокойно восседала на моём плече, чувствуя себя в полной безопасности!
А ещё через день меня ожидали новые сюрпризы. На этот раз в ход пошли фисташки, которые привели в восторг трёх окруживших меня белок! Заметив на моей ладони горсть фисташек, одна из белок покинула свой наблюдательный пост на ветке липы и в одну секунду оказалась у «банкетного столика»! Сложив на груди лапки, она буквально обалдела от такого роскошного подарка. Попробовав первый орешек, белка набила гостинцами полный рот, помогая себе лапками. Оглядываясь на оставшиеся гостинцы, она понесла добычу в свою кладовую.

   И тут в столовой появились ещё две претендентки на угощение! Каждая гостья взяла свою порцию, и пушистые создания принялись со скрипом разгрызать скорлупки. Первая белка вскоре вернулась на место действия, и тут началось настоящее представление! Белки сердито шипели, не пуская соперниц к желанному столику, и гонялись друг за дружкой, совершая стремительные пробежки по стволу липы вверх и вниз! А потом разбежались в разные стороны. Пришлось каждой из них персонально протягивать ладонь, поворачиваясь спиной к двум другим. Так дело наладилось, и ладонь быстро опустела.

   Я положил добавку, но в этот момент неожиданно появился поползень-перехватчик! Он стремительно «оседлал» ладонь и стащил орешек из-под носа оторопевшей белки! На этот раз я захватил фотокамеру, и решительный момент настал! Быстро сменив на ладони сервировку («на второе» у нас – печенье), я застыл в ожидании повторного прилёта крылатого «перехватчика»! И этот красавец появился! И мне удалось, наконец, его сфотографировать! И даже в паре с большой синицей! В течение получаса поползень прилетал за добавкой ещё шесть раз. Он не спешил взять угощение и важно восседал на моём пальце, подняв свой изящный клювик, глядел прямо на меня, и только прилетевшая синица выводила его из «задумчивости». Мои волнения (успею ли я его сфотографировать) оказались напрасными: поползень отлично позировал, подражая синицам. Вероятно, он достаточно насмотрелся на их поведение и чувствовал себя, как и они, в безопасности. Изредка на ладонь прилетала лазоревка, но с поползнем она ни разу не встретилась. Когда ладонь вновь опустела, я разместил на ней оставшиеся фисташки. Синицы сначала кружились над «столиком», изучая новую порцию угощения, а потом стали разбирать фисташки, улетая с ними каждая в свою сторону.

   Устроившись под рябиновым кустом, синицы старательно долбили скорлупу: фисташки им тоже пришлись по вкусу. И белка совершила очередной пробег на моё плечо, а потом на ладонь. И чуть не опоздала: ей достался самый последний орешек! На прошлой неделе я целых полчаса общался с этой, давно уже мне знакомой, белочкой. Я отдыхал на скамейке в парке, а белка прибегала ко мне за орехами: забиралась на колени, а потом и на ладонь, где были разложены гостинцы. Забрав провизию, она закапывала свою добычу неподалёку в землю. Я пытался её сфотографировать, но, сидя на руке или на ладони, белка закрывала хвостом объектив или оказывалась слишком близко. Я поворачивал руку под углом, но белка в тот же момент изменяла положение хвоста, и опять в кадре оказывалась только её роскошная шубка... Белка сделала 8 или 9 визитов на мою ладонь, и забрала в общей сложности 14 миндальных орешков! Запас неплохой, до утра хватит... В заключение белка забралась прямо на фотокамеру, а оттуда – ко мне на голову. Повозившись там немного, она спрыгнула на спинку скамейки и, довольная, отправилась восвояси.

   Другая белка в этот день получала гостинцы на стволе липы. Она вертикально свешивалась, держась задними лапками за кору, а передними осторожно брала угощение. В какой-то момент раздался характерный посвист, и на стволе появился поползень. Заметив белку, он спустился по стволу до её хвоста и с этой позиции принялся внимательно рассматривать, чем это белка угощается! Белка перебегала со ствола на ствол, и поползень всё время оказывался на том же стволе. Так они и резвились парочкой. Поползень умеет принимать серьёзный изучающий вид и внимательно наблюдать за происходящим. В этом он чем-то сходен с дятлом. Только дятел, проявив любопытство, чаще улетает, а поползень – более «активный гражданин»: он любит участвовать в некоторых событиях лично!

   Третья белка брала орехи с ладони прямо на парковой дорожке! От предложенного печенья она на этот раз отказалась, а вот миндальные орешки пришлись ей по вкусу. В отличие от своей подружки, запасов она не делала, а угощалась тут же (не отходя от «банкетного столика»). Эта белка уже была героиней одной из наших историй. В прошлый раз, проголодавшаяся, она просто набросилась на печенье, а сегодня начала привередничать... Хорошо, что я заблаговременно запасся орехами и оказался на высоте положения! Гостья с восторгом оценила миндаль и сделала вид, что о печенье никогда и не слышала. Всё было бы хорошо, но белку спугнула собачка, которая прогуливала свою хозяйку по нашей дорожке. Белка умчалась на липовый ствол и оттуда неподвижно глядела на воинственную собачку, а собачка с громким лаем пыталась запрыгнуть на неприступный ствол! Её героические усилия успехом, естественно, не увенчались, да ещё хозяйка сделала ей строгий выговор и в таких выражениях, что бедная собачка совсем смутилась… Вот как замечательно можно проводить время в Нескучном Саду: а, сколько ещё таких счастливых дней впереди!


Рецензии