Деревенские пейзажи

   
   Утро В российской глубинке… солнце уже коснулось своими первыми ещё  не палящими, но яркими, ласково-тёплыми лучами  крыш деревенских домов. Птицы уже вовсю щебетали… Сельские петухи наперебой кукарекали приветствуя восходящее солнце и новый летний день.
На лавочки возле одного из домов сидит мужчина лет шестидесяти, и задумчиво размышляет вслух…
 Перестройка...,демократия… чёрт её дери.... Что за жизнь настала, талантам не пробиться.
 - Здорово Михалыч! Чего это ты, бурчишь, как старый дед?
 - Здравствуй Петрович. Да как тут не бурчать. Цены растут, сельпо работает два раза в неделю, и то ничего нет, одно старое запылённое барахло, продуктов нет, хлеба тоже. Приходится в район ездить, и Мишку возить в школу, а потом ещё эта... музыка.... У парнишки говорят способности, сам я понимаешь в этом ни бельмеса не соображаю...
 - Да-а, Михалыч, сынишка у тебя талант! Вон  в прошлом годе первое место на этом... как его....к-кконкурсе , вот, на конкурсе юных талантов, первое место взял село наше прославил, молодец Мишка! Грамоту получил...
 - Да, лучше бы, проезд оплатили...
 - Не-е , Михалыч, не скажи, грамота это стимул...
 - Петрович! Какой-там стимул! У парнишки даже инструмента нет! Хорошо, что в клубе пианино осталось, который колхоз приобрёл ещё при царе " Горохе "...
 - Ну, при " Горохе " или нет, а Мишка на нём научился играть, и до селе играет, да как играет... все собираемся послушать, хоть от всех этих тампексов презер.... тьфу ты, напасть..., хоть от этой всей дурости отдыхаем, слушая твоего Мишку.
 - Поверь мне придёт время, когда мы все будем гордиться им. Он прославит наш род и всё наше село!
 - Да-а, Петрович, а пока что этому самому таланту, я не могу нормальные штаны купить,  а не то, что пианино.... да, что там пианино.... Вот его хотят отправить в област на конкурс, а я даже туда не могу его свезти....
 - Погоди погоди, Михалыч, как отвезти, а школа? Он же от школы...
 - У школы денег нет. Сказали если хотите, сами везите на конкурс.
 - Так, что не поедешь?... А как же...
 - Не трави душу.... Как не поедешь, конечно повезём его, не знаю как, но повезу. Ты сам знаешь… родили мы его когда… мне уже было пятьдесят лет, Наталье моей сорок пять, чудо…. Мы уже не надеялись, а тут под старость…. Вот и стараемся  ему ни в чём не отказывать. Но он, парнишка сознательный, знает что мы его любим, но этим не пользуется, как другие. Мальчонка так хочет поехать, но не просит...
 - Да-а-а, Мишка не попросит, он у тебя хоть и пацан, но всё прекрасно понимает, Молодец парень! Моло-о-одец!...
 Ну, Михалыч, денег я тебе дам... - Петрович подмигнул, родственнику, - Тряханём мою Любушку. У неё я полагаю найдётся.
 - Да, ну найдётся, Вы так же как и мы, в одном кармане пусто, а вдругом дырка от бублика...
 - Да, погоди ты, дырка... я знаю, найдётся, да и потом..., когда Мишка играет, она первая бежит послушать... Точно даст! Всё, собирайтесь,  поедем все! Михал Егорыча поддержать! Во как!
 - Любушка, поди сюда.
 - Чего это ты, Любушка…, небось что-то от меня надо?
 - Да, моя ясновидящая, надо…, только не мне…. Садись, послушай, да сразу не пыхти.
 - Ну, Нил, давай говори, а то мне некогда, хочу в сельпо, говорят масло привезли…
 - Да погоди, ты со своим маслом. Тут такое дело… Мишку в область приглашают на конкурс…
 - Хорошее дело на конкурс. А я тут при чём?
 - Погоди не перебивай! На конкурс-то в область надо ехать, а денег нет…
 - ну…
 - Бублики гну! Ты же знаешь денег у них нет, а школа не даёт…. Так, вот Любушка, может мы… того подмогнём?
 - Как подмогнём? У нас у самих-то….
 - А те которые….
 - Ну, ты же знаешь на что они предназначены?...
 - Да, знаю, знаю чёрт это всё дери… 
- знаешь, а говоришь! В каком времени живём? На детей и не надеемся, разлетелись кто куда. Случись, что как нас…
 - Да, погоди ты, ничего не случится, слава Богу, здоровьем мы не обиижены! Рано об этом думать! А-а мальчонке помочь надо…, ты сама любишь слушать как он играет… талант! Один такой, в роду Анисимовых! Да и на всё село, да на весь район! Потом Любушка, родственники мы, и они нам помогали, когда Егор был при деле Вспомни!...
 - Да-а, Мишка талант! Играет, ну прям, душа оттаивает…, да, грех не помочь, а деньги… найдутся деньги, только уговор, я тоже с Вами!...
 - Дай я тебя расцелую, родная моя, ввсю нашу жизнь, ты меня поддерживаешь! Так я побегу, к Егору!...
 - Побегу, смотри не споткнись, бегун!
 - Егор! Выйди! Его-о-ор!
 - Нил! Чего, ты там?! Заходи, впервой чтоли, мы как раз чай собрались пить присоединяйся!
 - О, чайку я с удовольствием!
 - Здравствуй Нил! Чего это, ты без Любы?
 Здравствуй Наталья! В сельпо она пошла.
 Нил, сел за стол, пододвинул поближе чашку с чаем, отхлебнул и восхищённо причмокнул.
- Вот, Наталья, люблю я твой чай, особый, ароматный! И как это у тебя получается?
 - да, она мастерица, добавляет разные травки, кстати сама и собирает их. – ответил за жену Егор.
 - Знаменитый чаёк!
 - Михалыч, я по делу, и ты наталья не уходи, всех нас касается.
- Так вот, родственники везём Мишку в область или нет?
 - Петрович, ты же знаешь…
 - Знаю, знаю, вот поэтому и пришёл. Слушай Твой конь на ходу?
 - Вообще-то на ходу…
 - Так, вот, давайте все поедем в область, на твоей машине. Мишку на конкурс, а мы за него будем болеть, а Егор? Поехали?
 - А как же…
 - Деньги на дорогу и прочее у нас есть, моя Любушка кубышку откроет, но просит , чтобы и её взяли и Наталью!
 - Как же так, Петрович?
 - А вот, так, наталья, собирайся в область поедем, себя покажем…
- Спасибо тебе и Любе, но это, по теперешним ценам дорого обойдётся…
 - Ну не дороже денег!
 - Петрович дорогой! – Егор обнял родственника.
- Спасибо Выручили Вы нас! Век не забуду!...
 - Брось ты, Мишка нам не чужой, он наша гордость, мы хотим чтобы он стал большим музыкантом, и вырвался из этой нищеты. Всё готовтесь, едем!
 Так Егор с Нилом, стали готовить автомобиль к дороге. Готовились они основательно, ехать было четыреста километров.  « Волга «, хоть и была старая, но благодаря хорошему уходу и бережному отношению находилась в отличном техническом состоянии. Через три дня, с самого раннего утра « квинтет « поехал в областной центр. На заднем сиденье межжду Своей мамой и тётей Натальей мирно посапывал Мишка, Будущий пианист, звезда, Михаил Егорович Анисимов. Ему снился сон Большой зал, симфонический оркестр и дирижёр, он в чёрном с отливом фраке, сидит за роялем и играет концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром…
 - Миша, просыпайся, подъезжаем – услышал он голос отца.
 - Что, пап, уже приехали? – спросил он протирая глаза.
 - Почти, уже до центра мало, давно я здесь не был, но всё ещё помню город, тут до консерватории недалеко минут десять. Так, что просыпайся.
 Мама, а мне такой сон приснился, будто я играю с большим симфоническим оркестром в огромном зале, фортепианный концерт Рахманинова.
 - Да, сынок, сон в руку, ты уже в областном центре, участник конкурса, дальше больше. Всё будет, и оркестр и большой зал. Ты не главное не волнуйся, играй как-будто ты не на конкурсе, а в нашем клубе, и играешь для своих селян.
 - Я не волнуюсь мама…, ну, совсем немножечко.
 - Не дрейфь, Михал Егорыч Всё будет хоккей!- приободрил мальчика Нил Петрович.
 - Я, в тебе ни капельки не сомневаюсь! Ты будешь ба-а-альшим музыкантом! Высший класс! Во! – Петрович поднял вверх большой палец.
 - Выйдешь в люди, будешь разъезжать по всему миру! Будешь приезжать наведывать нас, с дедом Нилом на рыбалку ходить! – Поддержала тётя Люба.
 Они приехали в консерваторию, и незамедлительно пошли отмечаться в конкурсной комиссии. Отметившись они пошли готовить Мишу . И вот Миша, обычный деревенский мальчишка преодолевая волнение идёт к роялю. На нём ладно сидит чёрный « бостоновый « костюм, подаренный ему сельской портнихой Мариной. Она специально Для конкурса сшила  из старых запасов отличной ткани, этот костюм и подарила его Мальчику.
 - Пусть он принесёт тебе удачу! – сказала она принеся подарок в дом Анисимовых.
 Прошло два тура, Миша Вышел в финал конкурса. Мальчик уверенно шёл к победе, позади остались более заметные пианисты. Наконец настал завершающий этап. Народ, сидящий в зале а так же члены жюри, достойные уважения именитые музыканты, были поражены игрой, технике самой игры, простого сельского мальчишки. – Он, с каждым туром набирает всё больше и больше. – говорили они между собой в перерывах. – Талант налицо, у него большое будущее, надо его только правильно направить.
 Первое место и приз, жюри единогласно присудило Михаилу.
 - Эту победу, я посвящаю Вам И всем нашим односельчанам – Сказал Миша, когда его родители и Петрович с тётей Любой бросились поздравлять его. Радости родственников не было предела.
 - Мы гордимся тобой, сынок!  - Сказал утирая слёзы радости Егор Михайлович.
 - Я была уверенна в тебе мой мальчик! – Радовалась за сына Наталья.
 Обратно ехали в приподннятом настроении. Победителя конкурса встречало всё село, они по местному телевидению отслеживали музыкальный конкурс проходивший в областном центре.
 - Чего сидишь Михалыч? Может на рыбалку? – А, здорово Петрович. Да, не хочется, тяжеловато в груди, нездоровится.
 - Да брось, не здоровится, я годков на пять старше буду, а ничего…
 - Каждому своё Нил, чувствую  скоро …
 - Слушай Егор! Брось, ты это дело, чувствует он, соберись, всё пучком! – Старался приободрить родственника Петрович.
 - Садись, Нил, поговорить надо.
 - ну, давай поговорим. – ответил Петрович, чувствуя по интонации Егора, что разговор серьёзный предстоит.
 - Давай, что там у тебя. Сказал Нил набивая трубку табаком.
 - Я был в районе у Врача, тот дал мне направление в областной центр. Когда на прошлой неделе я поехал проведат Мишку в области, зашёл и к  врачу…
 - Да, Наталья твоя обиделась, за то что не забрал её с собой, проведать сына…
 - Не хотел я чтобы она знала, что я ещё и в областную больницу заеду…
 - И что, там такого, что жене твоей нельзя знать?
 - Болен, я сильно… неизлечимо болен…
 -  да, что ты – Петрович выронил трубку.
 - Да Нил, неизлечимо болен… мне не хотели говорить, но я объяснил врачу моё положение и попросил чтобы мне честно всё сказали. Ну, вот он и рассказал, что да как. Вобщем… мало осталось…
 -  А как же?...
 - Вот об этом хотел и поговорить. Наталья и Миша ничего не знают, сказал, что давление немного поднялось. Не надо им знать, особенно Мишке, бросит всё и приедет. Ты же знаешь Парень должен скоро закончить консерваторию, он не должен бросить всё. У него вся жизнь впереди.
 - Слушай Нил, тебе как к двоюродному брату и старому другу решил обратиться. Когда придёт моё время… не оставь моих… Самое главное не давай Мишке возвращаться назад, пусть продолжает заниматься музыкой, уверен он далеко пойдёт. А здесь, что? Никакой перспективы… развалили колхоз развалили страну….. Пусть возьмёт в город мать, как сам устроится. Здесь жизни не будет, жалко если парень всё оставит…. Я надеюсь на тебя, знаю, что ты сможешь найти нужные слова, чтобы убедить Мишу и Наталью…
 - А может, тебе стоит всё рассказать?...
 - Раньше времени не стоит , да вот ещё…. Передашь это ну… ну, самт знаешь, это я им написал. – Егор протянул Петровичу плотно запечатаный пухлый конверт.
 - Тут, я всё написал… И скажешь, чтобы не обижались на меня, не хочу я тревожить их покой.
 
Петрович осторожно взял, конверт.
 - Ну, раз такое дело…, давай… А тебе слово даю… - Петрович смахнул слезу.
 - Что, ты, Нил, я же ещё тут! 
 Родственники крепко обнялись.
 - Михалыч… ты, прости меня… ну если я или Любаша…. Когда-нибудь…
 - Нил, Нил Никогда я от Вас плохого не видел! А помнишь как мы Мишку в область на конкурс возили?! Все свои сбережения Люба потратила на это дело, я и там об этом помнить буду! Спасибо Вам родные мои!... Они вновь обнялись…
 В сентябре Егора Михайловича не стало. Он ушёл так же тихо, как и жил. После похорон, к Наталье с мишой подошли Петрович с супругой.
- Вот и нестало нашего Михалыча, тяжело мне об этом говорить, да и смотреть как он угасает…, знать, что близкий неизлечимо болен, и не знать как ему помочь, это тяжело.
 - О, чём это Вы, Дядя Нил? – Спросил удивлённый Михаил.
 - Да, только я и знал, что он неизлечимо болен.
 - Как, так, нил.
 - Егор, сам мне всё рассказал, ещё весной. Просил, держать всё в тайне. Он не хотел, чтобы Вы знали, не хотел причинять тебе боль, Наталья. Зная Мишу, он не хотел, чтобы сын вернулся домой из-за его болезни…
 - Миша, твой отец очень хотел, чтобы ты, закончил консерваторию и стал музыкантом, Егор не хотел, чтобы ты возвращался в село, он хотел тебе и маме лучшей жизни. А вот этот конверт он велел передать Вам, там он всё написал. – Петрович, протянул Михаилу конверт, Наталья заплакала, заплакала и Люба.
 На сороковой день, после поминок, Наталья попросила Любу с Нилом остаться.
 - Спасибо Вам родственники, за всё. За поддержку, за то, что мы всегда жили дружно, за то, что не забываете Егора. За всё спасибо! В письме Егорушка, завещал, чтобы Михаил после годовщины, забрал меня в город, чтобы я не жила одна…, я не хочу уезжать, но так он хотел. И ещё дом он хотел чтобы мы оставили и иногда сюда приезжали…
 Михаил подошёл к пожилым супругам.
 - Вам, дядя Нил, папа завещал, свою « Волгу», и свои удочки,
 
- Петрович прослезился
 - Да зачем мне машина…
 - Нил, муж знал как тебе нравится эта « Волга» пользуйся! На рыбалку поедешь, будет тебе память от Егора.
 - Да, Михалыча я итак буду помнить, ведь мы с ним…, - Петрович расплакался.
- Дядя нил, тётя Люба! Я как встану на ноги и Вас заберу к себе.
 - Спасибо, сынок на добром слове, ты очень похож на своего отца, такой же благородный… Лучше, ты приезжай, а за Вашим домом мы будем приглядывать, - утирая слёзы ответила Люба.
 Прошло два года, Михаил стал разъезжать с гастролями по стране. Молодого пианиста повсюду ожидал оглушительный успех, на его концерты было трудно попасть, очереди за билетами выстраивались огромные.  Однако При всём этом он не забывал посещать родное село. Каждый раз по приезде, он устраивал большие концерты. Не забывал Михаил, и Петровича с Любой.
 - Спасибо тебе, Миша, что ты не забываешь нас, своё родное село – Говорил он крепко обнимая Мишу.
 
- В очередной приезд Михаил спросил Нила Петровича.
- Дядя Нил, а чего это село такое пустое, где народ?
 - Да, нет работы, молодёжь не удержать, живём в каком веке, а элементарных условий для жизни нет, в школе десять учеников осталось. Клуб не работает, магазин тоже, пропадает село, скоро одни старики останутся.
 - Но ведь. Так не должно быть… это же наше село…
 На следующее утро Михаил пошёл к главе администрации села. Там он пробыл пол-дня. Вернулся он довольный.
 - Ты, знаешь Мама, у меня идея!...
 
- Какая идея, сынок?
 - Я был в сельсовете, разговаривал с главой…, Мам , а что если мы попробуем возродить село?!
 - Как возродить? Да, разве это возможно?
 - При желании, возможно. Надо только всё основательно продумать. Я пожалуй привлеку к этому делу Павла. Он с отличием закончил « Плехановку» думаю он согласится.
- А как же твои концерты ? Ты всё бросишь?
 - Нет, что, ты теперь наоборот есть стимул, много работать , выступать совершенствоваться!
 Но даже на отдыхе Михаил не забывал музыку, гуляя в лесу сидя на берегу речки, он вдохновлённый деревенскими пейзажами чистым воздухом начал потихоньку сочинять музыку. Каждый приезд в родное село заканчивался написанием очередного произведения. ОН решил объединить всё в один концерт, и даже придумал название.
 Вскоре Михаил взялся за свою идею по возрождению села. В первую очередь он связался с другом Павлом.
 - Привет, слушая у меня потрясающая идея, я хочу поднять своё село. Молодёжь уходит из села, а этого нельзя допустить. Надо создать все условия для жизни на селе, поднять хозяйство дать людям работу, и чтобы всё было на самом деле общее.
 - Это, как? Ты, хочешь возрадить колхоз?
 - Хочу, только немного по- другому, настоящее коллективное хозяйство. Чтобы всё было общее…
 - Утопия…
 - Да, погоди ты! Кое-что я уже придумал, ну в остальном поможешь ты.
 - Как я? Ты, что предлагаешь мне поехать в село?
 - Ну, да, ты же сам хотел большого дела, самостоятельности…
 -  Хотел…, но ты знаешь сколько денег, трудов… народ привлеч, я сомневаюсь, что потянем.
 - Ты, же голова! У тебя много идей было, организатор ты, отличный я знаю! А деньги найдутся! Решайся поговори с Машей и собирайтесь, на первых порах будешь жить в нашем доме. Он добротный все удобства, потом отстроишся, соглашайся!
 Ну, мне надо подумать… да и с Марией надо посоветоваться….
 Друзья решили начать весной, а пока Михаил уехал на гастроли. После небольшого летнего перерыва он решил, дать к большой, написаный им сольный концерт. Перед концертом Михаил взял вступительное слово
 - Дорогие мои слушатели, - волнуясь начал он впервые разговаривая с зрителем. , голос его немного дрожал.
 - Сегодня я впервые исполню произведения, написанные мною  Я назвал этот концерт « Деревенские пейзажи « И посвящаю его Моим родитялям и всем моим односельчанам, благодаря которым я стал музыкантом и стою здесь перед Вами…
 Концерт имел оглушительный успех, люди пришедшие послушать Михаила приветствовала его стоя, и долго не хотели отпускать его.
 Павел-же начал вести подготовку, собирать необходимые документы. Он стал искать среди сельчан людей которые остались бы работать и жить в селе. К весне все необходимые бумаги были готовы. Провели собрание жителей села. Многие согласились с  доводами и решили остаться в колхозе.
 Вскоре с гастролей Вернулся Михаил, и завертелось. Павел оказался отличным организатором. В первую очередь отремонтировали старую технику, купили новую. Михаил который теперь стал ехать и на зарубежные гастроли, договорилсе В Голландии о закупке партии  племенных бычков и тёлок молочных пород.
 В одной из зарубежных гастролей, музыканту предложили весьма солидный контракт гражданство и прочие блага, чтобы он остался у них, но Михаил отказался.
 - Я никогда не променяю свою страну и отчий дом на что-то другое. Однажды ему предложили взять другую фамилию или псевдоним, мотивируя, это тем, что дескать фамилия Анисимов не звучит не кассовая…
 - Ни за какие деньги и кассовость, я не променяю фамилию отца своего и его имяю, В роду Анисимовых изменников не было и небудет, я горжусь своей фамилией и отчеством, и дети мои будут с гордостью носить Фамилию Анисимов.
 Прошло ещё три года родное село Михаила было не узнать. Добротная школа, детский сад, новый дворец творчества. Некоторые жители стали возращаться, работы хватало всем. Продукция колхоза пользовалась спросом, пошла первая прибыль, словом село оживало. Павел уже отстроился за это время у него родилась дочь.
 А Михаил ездил по гастролям, почти все заработаные деньги он отправлял в родное Село. Он стал знаменитым пианистом, каждый город каждая страна желала видеть его в своих концертных залах. Но всегда после гастролей он обязательно находил время, чтобы приехать в родное село. Михаил любил ходить с уже очень старым, но всё ещё бодрым Петровичом, на рыбалку, на те места, где он будучи мальчишкой ходил с отцом рыбачить.
 - Отец,твой, царство ему небесное, любил эти места… - говорил он.
 - Молодец, ты Мишка, что не забываешь нас, не забываешь отца. Любишь своё родное село, вон как поднял!... Мы Всегда верилив тебя! Моллодец сынок! Я говорил, Михалычу, что мы ещё будем гордится тобой!
 - Петрович, своё село я никогда не променяю ни на что. Я помню всё, как за меня болели переживали, помню как собирали мне деньги на учёбу, тётю Марину-портниху, которая сшила мне костюм и подарила на удачу, кстати мама его сохранила. Я не забуду этого никогда не забуду Вас с тётей Любой, как  Вы помогли мне поехать в область на конкурс, как тётя Люба потратила все свои сбережения… На глазах у Михаила выступили слёзы, он сглотнул, комок, который подкатил к горлу Воспоминания о той прошлой жизни нахлынули на него. Он помнил Всё … Но ему было хорошо … Он был счастлив …


Рецензии
Это жизнь, настоящая жизнь с её радостями и бедами... Так приятно за Мишу и за то, что он добром отплатил за добро. Спасибо большое, Аркадий, за добрый, светлый, позитивный рассказ! С уважением, Алёна.

Алёна Токарева   06.09.2021 20:00     Заявить о нарушении
Большое спасибо за столь приятный отзыв и время проведённое на моей странице! Очень приятно! Желаю Вам успехов, новых открытий и творческого долголетия! С уважением!

Аркадий Аванесян   06.09.2021 23:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.