de omnibus dubitandum 56. 101

ЧАСТЬ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ (1737-1739)

Глава 56.101. КОЧУЯ ВОЙСКОМ НА ДУНАЙ ОТ ГОНЕНИЯ ЦАРИЦЫ АННЫ…

    После его смерти и новых походов российских войск на Кубань, начался распад Великого Войска Кубанского. В 1738 году был набег пятитысячного конного отряда Кубанских казаков на Средний Дон, где они весной выжгли полностью Быстрянский, Кумшацкий, Каргальский и Романовский казачьи городки. Этот набег был последним набёгом Кубанских казаков на Дон и на южные окраины Российского Государства.

    Непосредственное неприятное соседство Кубанских казаков, располагавшихся в приграничной полосе с Россией, на Кубани, чрезвычайно волновало российское правительство, видевшее в этом большое зло.

    В 1738 году, в конце лета, появился указ Анны Иоанновны, который свидетельствовал, как будто-бы, о прощении Кубанским казакам измены царю и отечеству...".

См. Картина Евграфа Пайманова «Слово и дело. Императрица Анна Иоанновна»

    Императрица предлагала казакам полную безнаказанность и требовала возвращения их на Дон. Однако, Великое Войско Кубанское не имело никаких оснований верить царским словам, почему Войсковой Крут категорически отверг все царские посулы. Кубанские казаки просто не верили словам манифеста Императрицы и, считали, что дальнейшее их пребывание на Кубани может привести лишь к потере ими политической свободы, а потому решили искать новую "обетованную землю".

    Оскорблённая императрица Анна Иоанновна послала новую большую карательную экспедицию российских войск на Кубань, кончившуюся, однако, ничем, в виду окончания русско-турецкой войны 1735-1739 годов.

    Указанные причины и обстоятельства имели очень большое влияние, особенно после гибели Игната Некрасова, на развитие всяких противоречий среди Кубанских казаков.

    И казачья самостоятельная республика Великое Войско Кубанское - распалась на три группы, которые собственно всегда имелись, к первой группе принадлежали, собственно, казаки-Некрасовцы, главной целью которых являлась политическая автономия казаков, сохранение полностью "Заветов Игната и укоренение старой веры среди казаков.

    Вторую группу составляли казаки – староверы /старообрядцы/, стремлением которых, было сохранение полного уклада старой веры /в учении протопопа Аввакума/ и казачьего звания.

    Третья группа - казаки позднейшие выходцы с Дона, стремившиеся к мирной жизни.

    Поэтому, вторая и третья группы, считая себя умеренными политическими противниками России, решили возможным остаться на прежних местах на Кубани; казаки-сторонники и прямые последователи Атамана Игната Некрасова, решили уйти с Кубани. Известный исследователь песенного фольклора казаков-Некрасовцев, доцент кафедры истории литературы Ростовского-на-Дону Университета Ф.В. Тумилевич, говорит: «За последние годы мне удалось найти у казаков-Некрасовцев книги, на полях которых приводится летописная хронология их истории. Казак-Некрасовец В.И. Макарчиков /хутор Ново-Некрасовский на Кубани/ подарил мне "Церковный Устав"» принадлёжавший семье Ястребовых. В конце книги имеется "Круг солнца" - календарь. На 9-м листе последнего сделанная запись гласит: "В лето 1741 год  с Кубани кочевало Войско в Трапезон, Самсон, на Дунай от гонения царицы Анны". Точно такая же запись имеется в некоторых книгах у вернувшихся из Турции 22 сентября 1962 года казаков-Некрасовцев, проживающих в Левокумском винном совхозе Ставропольского Края". /"Народная поэзия Дона", стр. 236. Издательство Ростовского-на-Дону Университета. Ростов-на-Дону. 1963 год/.

    В I74I году часть казаков Великого Войска Кубанского /казаки-Некрасовцы/, до 20.000 казаков, казачек и казачьих детей ушли с Кубани, погрузившись на свой морской флот, состоящий из свыше 250 морских чаек, 15 думбасов и 32 стругов, где каждая чайка принимала до 50-60 человек.

    Переплыв через Черное море, казаки-Некрасовцы высадились в турецкой Добрудже и были первоначально расселены на землях  отведенных им турецким султаном, в непосредственной близости от Задунайской Сечи, находившейся также в этих местах. Земли предоставленные казакам-Некрасовцам были расположены в гирлах реки Дуная, на острове Святого Георгия и по берегам Георгиевского, Китирлинского и Сулинского рукавов реки Дуная, как и около озера Рассельм.

    Здесь казаками-Некрасовцами были образованы три больших казачьих городка, получивших названия: Большой Дунаевец, Малый Дунаевец и Сарыкиой.

    Записанное казачье предание о разделении Великого Войска Кубанского на три части, гласит следующее: "...На Дону много было побито народа войсками царя Ерохи /Петра I [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)]/.

    A, когда он умер, его жена царица Катярина тоже гонение на Некрасовцев делала. Вот Игнат /Некрасов/ тогда и решил свой народ спасти, потому и увел казаков на Кубань, а потом в Турцию.

    У Игната было два брата, они тоже пошли с ним от гонения царицы. Ну, тогда пришел Некраса на границу Турции, салтан просил Некрасу, чтоб дал он клятву. Тогда стрельнул Игнат в свое знамя. Прострелил Некраса знамя, с того времени оно пробито.

    Гутарили и другое, будто бы в бою пробила Катярина, тогда Игнат воевал с ней. Хвалилась она, что Игната победила. Старики нам, молодым, гутарили, что после клятвы Игната на знамени, братья сказали ему: "Чего это ты, Игнат, делаешь? От чего мы уходим, до того пришли?".

    "А от чего мы уходили?" - спросил Игнат братьев.

    "От того, что царица гонение делала на нас и нашу веру. Крест нам попирала, знамя прострелила, а ты в крест сам стрельнул, клятву басурманину дал. Ты попираешь веру. Вот мы и пришли с тобой до того, от чего уходили. Не уйдешь, Игнат, от себя и своей крови. Надо на Дон возвертаться!".

    Заспорили, кто за Игнатом шел, а их больше было, за сабли взялись. Не останови их Некраса, казаки порубали бы раскольников.

    Старики отвечают братьям: "Для спасенья народа клятва дана. Игнат ниже креста стрелял, беды в том нет".

    Братья Игната не согласились, ну, не подчинились Некрасе-сударю, старикам. Тогда и разделилось Великое Войско Кубанское на три части.

    Два брата взяли к себе часть Войска. Они как бы бунт устроили, вроде измены учинили в Войске Кубанском. Казаков с ними пошла малая толика.

    Когда отошли братья от Игната, так они и меж собою согласия не нашли, разошлись, кто куда захотел. Один пошел с казаками в Расею. Это тот, что гутарил: "От чего мы ушли, до того и пришли".

    Повел он казаков. Пришли на Дон, а царица того самого и казаков, что с ним ушли, побила. Ни одного в живых не оставила.

    Другой брат по морю переправлялся, да шторма застигла. Все они потопли с кораблями вместе.

    Нельзя делиться было братьям Некрасы. А всему виной себялюбие. Каждый хотел головой быть, а разума не имели, разве можно было от Игната отделяться?

    Остался Игнат со своим Войском. Пришел он на Еноз и Майноз. Посадил казаков на землю, побыл на Майнозе, а потом взял себе охрану, сколько-то казаков, да ушел за Пещаное море /пустыня Сахара в Африке/.

    Гутарили наши старики, что Некраса пошел искать хорошую землю для своего народа. Найди такую землю Игнат, он беспременно пришел бы за нами на Майноз. Может, умер Игнат-сударь, да мы того не знаем. Был ба живой, объявился…". /Ф.В. Тумилевич: "Сказки и предания казаков-Некрасовцев", стр.166 -167. Предание записано 3 марта 1947 года от казака-Некрасовца Б.Т. Мантаева, в хуторе Ново-Некрасовском на Кубани. Ростовское книжное издательство. Ростов-на-Дону. 1961 год/.

    Кто был Игнат Heкpacoв в своём прошлом? Ответ даётся в исчерпывающей форме изучением подлинной исторической документации, гласящей: "Игнат Федорович Некрасов до Булавинского восстания был Атаманом Есауловской станицы на Дону. Примкнув к движению, он вскоре выдвинулся, как один из наиболее видных руководителей Булавинского движения. Ему и его полкам, Кондратий Булавин поручал серьёзные операции самого ответственного характера против московских войск. Некрасов вместе с С. Драным взял I мая 1708 года Черкассы, подавил сопротивление "домовитых", пленил старшин Л. Максимова, Е. Петрова и других, доставил их в станицу Рыковскую, где находился Булавин. /"Булавинское восстание". Сборник документов, стр. 238. Москва. 1935 год/.

    С 1 по 9 мая 1708 года Игнат Некрасов проводил Войсковой Круг в Черкасске, подготавливал почву для выбора Булавина в Войсковые Атаманы; в конце мая 1708 года успешно сражался на Хопре против московских полков Бахметьева, взял Камышин, ходил на Саратов, затем пошел на Царицын, который занял вместе с И. Павловым 7 июня 1708 года. Расправившись с воеводами, боярами, прибыльщиками, Некрасов ввел там казачье самоуправление.

    Оставив И. Павлова в Черкасске, отправил Зерщикову грозное письмо с требованием прислать" отповедь", за какую вину убил К. Булавина и т.д.". /В.И. Лебедев: "Булавинское восстание 1707-1708 гг.". Стр. 95. Москва. 1934 год/.

    После убийства К. Булавина /7 июля 1708 года заговорщиками из среды домовитого казачества. Убийца есаул С. Ананьин, казак станицы Рыковской/, чтобы спасти от поголовного уничтожения участников Булавинского движения, И.Ф. Некрасов 4-5 августа 1708 года увел казаков-Булавинцев на Кубань /18 тысяч казачьих воинов, а с семьями до 80 тысяч/. /"Труды Историко-Археографического Института Академии Наук СССР". Том 12. "Булавинское восстание"/1707-1708 гг. №№ 132,137-140. Москва. 1933 год/.

    С Некрасовым ушли с Дона казаки, сильно убежденные в своей правоте борьбы с царем, домовитым казачеством и др. Последователи Игната Некрасова стали называться казаками-Некрасовцами или Игнат-казаками, или Кубанскими казаками /под этими именами они были известны и в Турции/.


Рецензии