de omnibus dubitandum 69. 101

ЧАСТЬ ШЕСТЬДЕСЯТ ДЕВЯТАЯ (1776-1778)

Глава 69.101. БУНТУЮЩИМ САЛТАНАМ…

    Много легче стало казакам-старообрядцам на Дону в пору Войскового Атамана Степана Ефремова /сын Данилы Ефремова/, человека по натуре жестокого, но почему-то благоволившего к Донским казакам старообрядцам-раскольникам. Так, по возвращении своём из С.-Петербурга на Дон в 1767 году, Степан Ефремов приказал снять заставы, поставленные по рекам Манычу и Салу, для ловли казаков, убегавших в одиночку и целыми партиями с Дона на Кубань, в Великое Войско Кубанское.

    Эти заградительные заставы были сняты Атаманом Степаном Ефремовым, якобы, из-за недостатка лошадей. Несколько ранее Запорожские казаки (точнее перекупщики определенных национальностей - Л.С.) подавали жалобу в С.-Петербург, обвиняя Донского Войскового Атамана Степана Ефремова в том, что он не дозволяет им в Черкасском городке хлеб продавать, А В ДРУГОЕ ГОСУДАРСТВО - КУБАНСКИМ КАЗАКАМ, ХЛЕБНУЮ ПРОДАЖУ ПРИКАЗЫВАЕТ ПРОИЗВОДИТЬ БЕЗЗАПРЕТНО…".

    Следствие веденное по этому делу Тайной Канцелярией /в С.-Петербурге/, выяснило, что ”Донские казаки всем Войском свидетельствуют, что оной Войсковой Атаман Ефремов в продаже хлеба и прочего Запорожским казакам (точнее перекупщикам определенных национальностей - Л.С.) никакого воспрещения, как напредь, так и ныне не чинил и КУБАНСКИМ КАЗАКАМ, КОТОРЫМИ НАЗЫВАЮТСЯ ИЗМЕНЩИКИ НЕКРАСОВЦЫ, ПРОДАВАТЬ НЕ ПРИКАЗЫВАЛ”. /Проф. С.Г. Сватиков: "Россия и Дон /1549~1917/", стр.174-175. Издание Донской Исторической Комиссии. Вена.1924 год/.

    С окончанием русско-турецкой войны и последовавшим заключением Кучук-Кайнарджикского мира в 1774 году, Крым и Кубанские татары были признаны независимыми со стороны России, что собственно было фиктивным. Тогда же при императрице Екатерине II-й была проведена постоянная пограничная линия между Россией и Турцией, прошедшая по реке Ее, что знаменовало собой наступление новой эры в истории Великого Войска Кубанского, ещё существовавшего в ту пору на Кубани.

    Тогда же, в 1777 году, распоряжением Екатерининского фаворита ген. фельдм. князя Потёмкина-Таврического начало осуществляться возведение двух больших укреплений от г. Моздока на Тереке до Азова, между которыми находились в пределах Кубанского Края: укрепление Всесвятское, около станицы Прочноокопской, крепость Царицынская /Еще в 1778 г. в этой местности под руководством выдающегося полководца А.В. Суворова в системе пунктов Кубанской кордонной линии была сооружена крепость Царицынская. Через год она прекращает свое существование в связи с выводом российских войск с Кубани.{Гончарова А.Н., Гончаров В.И., Боргилова В.Б. и др. Армавир. Краснодар, 1983. С.20; Виноградов В.Б. Страницы истории Средней Кубани. Армавир, 1993. С.28-30}/ и укрепление Терновское /нынешняя станица Терновская/. Черноморская Линия проходила от Черкасского городка на Дону, по побережью Азовского моря вплоть до Тамани и далее вверх по реке Кубани, выше м. Копыла /современная станица Славянская/. С той же целью Екатерининский ген.поручик Суворов с русскими войсками переправившись из Крыма на Кубань, пошёл походом по реке Кубани в 1777-1776 годах, от устья её до крепости Царицынской вкл. По дороге его войска построили (откопали турецких крепостей, укреплений и редутов – Л.С.) 25 укреплений и редутов, среди которых были: укрепление Архангельское около г. Екатеринодара, укрепление Александровское /около будущей станицы Усть-Лабинской/ и др. Тогда же, в 1777 году, Крымский Хан Шахим-Гирей используя помощь Екатерининского генерала бригадира Бринка и его войск, подчинил себе все степные народы, кочевавшие на Кубани. Прошло, однако, несколько лет, и Екатерина II-я должна была писать Потёмкину: "...не без исключения и основания заключить можно, что Порта /турецкое правительство/ скрыто содействует бунтующим салтанам. Преданный нам Шахим-Гирей туркам неприятен. Повелеваем нарядить число войск достаточное к выполнению следующих наших предположений. Один корпус к Днестру, другой корпус к Бугу. Нужно наказать Кубанцев, сие произвесть большим числом Войска Донского, с частью регулярных войск их подкрепляющих". Уже в 1777 году, остававшиеся ещё на Кубани Кубанские казаки, зная о том, что на Кубани уже пролегала российская граница, оставила свои насиженные места и отошли полностью к Анапе и поселились на землях Абазинского племени черкесов, между рекой Закы и побережьем Черного моря.


Рецензии