Хозитаракань на Этиллии

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
   Также Аз-таракань, Хаджи-тарахань, Цитра-хань и т.д. и т.п.
     До 1253-го года будущая Астрахань имела, свыше 100 именований.
     Ибн Баттута, сообщая о Хаджи-Тархане, говорил, что слово «хаджи» означает некоего паломника в Мекку, который поселился в городе, а слово «тархан» означает бесподатного человека
     О городе с названием Хози-таракань писал Каприни в 1245-м году. Он тогда посетил город Азм-таракань, который располагался около устья Волги. А местные жители называли этот город ещё Хози-таракань, так ему послышалось.
     Тоже сообщает и Бенедикт Поляк, который сопровождал Каприни в этой поездке.
     Слово «таракань» есть производное от слова «торока», торочить путь. Возможно, в этой местности жили ещё наследники хазар из русо-славян. Так что прибывавшие сюда люди говорили, что это Хазарский путь, Дорога к хазарам.
     По другой версии город этот звался в то же время Хаджи-Тархан, что могло Каприни и Бенедикту послышаться как Хози-таракань.
     Город располагался по правому берегу Итиля в двенадцати километрах выше нынешней Астрахани и совсем рядом с древней столицей Хазарии Итиль.
     Город управлялся своей собственной знатью и был относительно независим от ханов. Но эта независимость порождала постоянные распри между крупными землевладельцами, проживавшими в городе. К тому же у города не доставало средств, чтобы содержать достаточное воинство для отражения нападений от Ногайской орды Крымского ханства.
     Аристократия города склонялась то в сторону одного хана, то в сторону другого, то к усиливающейся прямо на глазах Москве.
     В 1525-м году Хозитаракань, к тому времени уже Астрахань, попадает под власть Крымского хана. Узнав об этом, сюда пришли Ногайские ханы и выбили из города Крымцев. Надо так понимать, что на тот момент Хоз-таракань была данником Ногайцыв.
     В 1534-м году Хан Абдуррахман заключает союзный договор с Москвой, по которому в Астрахань, на новое место жительства заспешили Донские казаки. Однако Абдуррахмана свергают Крымские ханы, увидев в сильной организации казачества угрозу своим интересам на Нижней Волге. Абдуррахман прячется в Москве, а на Хози-таракане сел Дервиш-Алей, склонный сотрудничать с Ногайской ордой. Но Алей понял, что с казаками ему не сладить, предаёт ногайцев и уходит под руку Москвы.
     В 1556-м году хан Ямгурчей тоже вёл переговоры с Иваном Грозным о союзном договоре, однако купился на посулы Крымского хана.
     В 1557-м году в город приходят казаки с грамотой Московского Царя и без сопротивления устанавливают там московскую власть.
     С этого года именование Хоз-таракань больше нигде не появлялось.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии