Херсонес в Крыму

Города призраки Руси, России, СССР.
====================================
     Город, область, Крепость, фема, Климат. Херсонес Таврический, Корсунь у русских Корсунь. У византийцев Херсон, Сарсона у генуэзцев.
     У авторов советского периода этот город называется Херсон. Его не следует путать с тем Херсоном, который возник в 1737-м году как укрепление Александр-шанц, а в 1778-м году был узаконен Екатерининским вердиктом как город Херсон. К тому времени исторический Херсон уже не существовал несколько веков.
     В дальнейшем будем пользоваться установившимся именованием Херсонес, дабы не волновать души нынешних жителей Херсона Украинского в Причерноморье.
     Город-полис в Крыму был основан выходцами из греческой Гераклеи Понтийской во последней трети 5-го века до Рождества Христова на Гераклейском полуострове, где сейчас обосновался Севастополь.
     Однако, первые фактории появились здесь в середине 6-го века до Нашей Эры. Страбон называл их Древним Херсонесом, в историю этот конгломерат факторий вошёл как Страбонов Херсонес. Это место располагалось недалеко от будущей греческой колонии, ставшей впоследствии Херсонесом.
     Часть исследователей полагают, что истории двух городов неразрывно связаны друг с другом и их следует рассматривать как единую историю Херсонеса.
     Другая часть историков полагает, что это разные города, обосновывая свою позицию тем, что к моменту основания Херсонеса, Страбонов Херсонес уже не существовал.
     Некоторые исследователи пытаются ассоциировать Керчь с Херсонесом, опираясь на схожую вокабуляцию. Однако здесь схожесть только в том, что словом «кер» обозначается у греков, тюрков и скифов как укреплённое место. Согласно такой логике Керчью можно назвать все Крымские города с корнем «кер», да и сам Крым.
     На рубеже пятого и четвёртого веков до Рождества Христова Херсонес развивается так же, как и все греческие хоры-полисы в Крыму. Основой деятельности поселения было сельское хозяйство. Сам городок выглядел как небольшая крепость. Утром горожане уходили на свои угодья, а вечером возвращались под стены города.
     Постепенно за пределами города стали возникать усадьбы, которые организационно формировались в сельскую общину типа греческого хора, оставаясь в составе полиса. Территория застройки усадьбами занимала площадь в несколько тысяч гектар. Между наделами были дороги. Дорогами был испещрён весь Гераклейский полуостров.
     Производились на усадьбах виноград, зерновые. Основную часть произведённого отправляли в Грецию на продажу. Начиная с 4-го века стали делать вино.
     Из божеств поклонялись греки таврические Артемиде, под именем Дева. Считалась, что она является вместе с Гераклом покровительницей Херсонеса. Была даже гражданская присяга горожан, вроде гимна Москвы.
     Эта Дева зафиксирована на монетах, в скульптурах, на барельефах, надписях и подписях кувшинов. Храм был в Херсонесе, посвящённый Артемиде-Деве, возможно даже два храма, один в Херсонесе, другой на одном из соседних мысов, и служил он там также маяком. Останки сооружений, похожих на храм Девы есть на соседнем мысу, но трудно пока установить, принадлежал он истории Херсонеса.
     В 4-м веке до Рождества Христова Херсонес выпускает свою монету, обеспеченную солидным торговым балансом. Эта монета была в ходу не только в Крыму. Ею пользовались по всему Царству Боспорскому.
     Датировку событий горожане Херсонеса вели по своему особому календарю, который был одной из разновидностей годового греческого. Месяцы в нём имели мифические греческие названия, но локализованные для местного употребления. Это было связано с тем, что сам Херсонес не был оторван от местных племён и народов. Они с ними торговали, вели обмен товарами, участвовали в совместных мероприятиях, праздниках, выдавали своих дочек замуж, вели войны, происходил социокультурный и генокультурный обмен.
     С самого начала своего основания Херсонесский полис на политической арене выступал как независимая единица со множеством государственных функций. Форма правления городом выглядела как демократическая, где все основные вопросы решались на общем собрании горожан, херсонесцев, имеющих усадьбы и платящих сборы в общую казну.
     У города были коллегии по разным направлениям его жизнедеятельности и был Граматевс, исполнительный директор. Была также печать Василевса, которого физически не было, у печати был только год в именовании, поскольку эта печать менялась каждый год. На войну солдаты Херсонеса ходили под руководством Стратегов и Архонтов.
     В Херсонесе были законы, были судьи, решения принимались тайно. За порядком на рынке следили Агораномы и Астиомы. Была в Херсонесе должность Гимнасиарха, который занимался физическим и интеллектуальным воспитанием.
     Номофилаки, выполнявшие функции магистров, выступавшие от имени местной олигархии и аристократии, имели право налагать наказания, назначать послов.
     С 3-го века до Рождества Христова появляются скифы, часть из которых постепенно переходит к оседлому образу жизни. Они начинают в Таврике создавать племенные союзы, что в конечном итоге оформляется в крупное государство во главе с Царём Скилуром и со столицей в Неаполе Скифском. Между Херсонесом и скифами начинается противостояние за торговые пути и рынки сбыта.
     Начиная с 1-го века до Нашей Эры, с момента перехода под управление Рима, Херсонес в большей степени начинает ориентироваться на торгово-посредническую деятельность, приносившую городу значительно больше доходов, чем собственное сельское хозяйство, которым более эффективно занимались скифы и их наследники. Городские ремёсла тем не менее сохранялись. Тут работали гончары, кузнецы, металлурги, строители, косторезы, рыбаки.
     Сюда привозили товары со вех греко-римских колоний. Купцы торговали тут украшениями из драгоценных металлов, оружием, посудой, маслом, мрамором. Покупателями были также и скифские царьки. Но они также участвовали в торговле, поставляя на Херсонесский рынок разнообразную сельскохозяйственную продукцию: хлеб, скот, кожи, меха, мёд, воск, рабов.
     В 1-м веке до Рождества Христова Херсонес переходит под протекторат Митридада Четвёртого. Это было Боспорское Царство, называемое ещё Понтийским.
     В конце 1-го века, до Рождества Христова Херсонесская демократия предаётся под руку Рима, которую тогда являл Юлий Цезарь.
     В середине 1-го века уже Нашей Эры Херсонес устанавливает у себя республиканское управление, где первыми лицами были купцы, связанные с Римом.
     Во второй половине 1-го века Новой Эры Херсонес начинает теснить скифов, которые в ответ осадили город. Сюда прибывает военная экспедиция римлян, по-римски жестоко усмирившая непослушных степняков. С этого момента Херсонес становится военным форпостом Рима в Тавриде и во всём Северном Причерноморье.
     Цитадель города сменяют то одни, то другие отряды римских солдат, а в городской гавани стоят военные и торговые корабли римского флота.
     В конце 1-го века Новой Эры в Херсонесе находится ставка военного трибуна, командовавшего сухопутными и морскими силами Рима в Крыму.
     С конца 1-го века по Рождеству Христову в Херсонесе появляются христиане. Сюда отправляют в ссылку римского папу Климента Первого, который пожелал провести её не в тёплом и уютном Херсонесе, а в каменоломнях Инкермана. Климент Первый позднее стал одним из самых почитаемых святых на Руси, который был первым проповедником христианства в Северном Причерноморье и в Крыму.
     В 381-м году по Рождеству Христову состоялся Второй Эфесский христианский собор, в котором принимал участие также и херсонесский епископ Эферий.
     С начала 5-го века Херсонес ведёт упорную борьбу за выживание, выдерживая постоянные нападки и осады скифов, сармат и гуннов.
     В 5-м веке все эти народы сродственны были тем племенам, которые в 6-м веке стали хазарами, а в 7-м веке основали Хазарский Каганат.
     Во второй половине 5-го века Крым наводняют гунны. Чтобы не потерять своего влияния в этой колонии, император Зенон Исавр восстановил в конце 5-го века разрушенные землетрясением стены и башни Херсонеса, превратил эту Крепость в неприступную. Появляются башни, усилены ворота.
     Ранее гуннов в Крым пришли готы, которые в 5-м веке ещё сохранились в восточных областях Крыма. Отступая на Восток от организованных отрядов византийцев, гунны захватили с собой уцелевших готов.
     Описывая ситуацию в Крыму в конце 5-го века по Рождеству Христову, Прокопий Кесарийский отмечает, что при движении от Боспора в Херсонес, лежащий в приморской области и с давних пор подчинённый Риму, вся область между ними была занята кочующими гуннами.
     В 5-м веке, по сообщению Иордана, породнённые с гуннами альтцигиры живут ещё возле Херсонеса, насыщенного азиатскими купцами. Здесь они кочуют по Крымским степям. Зимой они уходят со своим скотом в степи Причерноморья.
     В 559-м году отряд кутригур Завергана напал на владения Византии, дойдя до её столицы. Другой их отряд в это время безуспешно осаждал Херсонес, который получал всё необходимое для обороны со стороны моря, куда доступа степнякам не было.
     В 580-м году тюркюты Тюркского Каганата под руководством своего вождя Турксанфа пришли к Херсону, где к нему присоединились утигуры под началом Анагея. Неизвестно, смогли ли они захватить город, но Боспор они взяли. Таким образом, можно сказать, что война между Византией и Тюркским Каганатом за Крым началась именно под Херсоном.
     В конце 6-го века Артамонов добавляет к потомкам гуннов у Херсона немного савир. Все вместе они у Агафия называются ультизурами, близкими к булгарам.
     В 6-м веке после гуннского нашествия Южный Крым особо не пострадал, чего нельзя сказать о Тамани. Здесь ощущается расцвет торговли, главным политическим и торгово-экономическим движителем которого стал Херсонес. Он наладил партнёрские отношения с агрессивными кочевниками.
     В это время умирает Верховный Каган тюркютов Тобохан, известного в Византии под именем Арсила или Арслан. Между членами рода Ашина начинаются трения. Византия решает воспользоваться ситуацией, чтобы установить свою власть в Южном Крыму и влияние на Боспорскую знать.
     Византия стремилась удерживать Крым в своей власти. Юстиниан Первый укрепляет Херсонесскую Крепость, старые стены города были утолщены и надстроены, возведена прибрежная линия стен, которая тут была и раньше, но разрушилась от морских ветров и времени.
   В 590-м году Боспор управлялся стратилатом и дуком херсонским Евпатерием. В административном отношении Боспор был подчинён Херсону, пока он оставался во владении Византии.
     Кроме Херсонеса Византия строит ещё две крепости на южном берегу Крыма -- Алусту и Гурзувиты. Через Горный Крым сооружается череда неприступных Крепостей, которые объединены в единую систему, что для аборигенов и херсонессцев было важным показателем могущества Византии.
     Эти затраты окупались торгово-экономическими бонусами. Кроме того, Империя продвигала духовно-идеологическую концепцию в души людей в виде религиозных христианских символов. Здесь, в Херсонесе, чуть ли не в каждом квартале строятся христианские Храмы, которые орнаментируются богатыми базиликами в мраморе с удивительными по эстетике архитектурными деталями.
     Был благоустроен и сам город, который получил Дворец, хорошо оборудованные рынки для разных товаров, общественные бани, водопровод и водоотвод.
     К середине 7-го века в Херсоне наблюдается некоторый упадок. В Крыму появляются хазары, которые перенаправляют торговые пути в свою пользу.
     В 655-м году в Херсонесе пребывает в ссылке папа Мартин Первый. Его удивило, что практически всё необходимое для жизни людей в Херсон поступает не из Крыма, а с Западного побережья Чёрного моря, поскольку хазары заняли южную часть полуострова, изолировав Херсонес от его сельскохозяйственной периферии.
     Вокруг города приходят в упадок многие поселения, которые существовали за счёт торговли Херсонеса.
     Но одолеть Херсонес пока хазаром не удаётся, он наглухо спрятался за стенами своих Цитаделей. Несмотря на то, что Византия в это время полностью поглощена борьбой с Халифатом, она не бросает горожан, присылая морем оружие и продукты. Однако местные олигархи понимали, что долго так продолжаться не может. Они начали налаживать торговые и политические связи с новыми Силами Крыма.
     В конце 7-го века Готия в церковном отношении была связана с Херсонесом. Акты Труллского собора от 692-го года подписаны епископом Георгием от имени Херсонеса Дорантского. Херсонесский олигархат не порывает в это время своих связей и с Византией.
     В 695-м году в Херсонес бежит византийский император Юстиниан Второй. В стычке с новым Императором Леонтием он лишается носа. Но отсутствие носа не лишило Юстиниана нюха и желания вернуться на трон, в Константинополе у него остались соратники.
     Однако херсонесцы не сочувствовали отставному Императору. К тому же им нужно было налаживать отношения с Апсимаром-Тиверием, который в 698-м году свергает Леонтия. Олигархат решил подзаработать на выдаче Юстиниана, но он бежит в горную крепость Дори в Крымской Готии, оттуда в Фанагорию, где властвовали хазары, а потом оседает у болгар.
     В 705-м году Юстиниан Второй с помощью болгар и славян под водительством Тервела приступает к Константинополю и возвращает себе трон.
     В начале 8-го века хазары поддержали восстание херсонитов, свергшее Юстиниана-2, и заключили с его преемником Филиппом союз, который продержался сто лет. Херсонес в это время окончательно отложился от Византии, устанавливает у себя самоуправление во главе с избранным Прополитом и налаживает торговые связи с хазарами, которые предоставляют ему свою территорию для торговых операций. В городе садится хазарский наместник Тудун, который следил за местным управлением и сборе дани.
     В 710-м году Византия направляет военную экспедицию против Херсонеса, который к тому времени переориентировался на политическое взаимодействие с Хазарией. К его берегам приходит большой императорский флот. Целью Императора являлся не только Херсонес, но и Боспор.
     Херсонес отдаётся во власть Юстиниана без сопротивления, Тудун и Прополит арестованы и отправлены в Константинополь, не покинувшая город знать и олигархат были сожжены на костре заживо.
     Однако Херсонес не сдался. Сразу после отбытия воинского контингента горожане призывают на помощь Хазарского Кагана. Эта информация доходит до Юстиниана, который приказывает флоту вернуться.
     Херсонесцы к тому времени уже убрали имя Юстиниана из своих умов и провозгласили своим царём Вардана-Филиппика. Путём подкупов херсонесский олигархат поднимает восстание, охватившее весь юг Крыма.
     Юстинан Второй направляет своих послов на переговоры, поскольку у него нет желания открывать войну с хазарами. Но дело зашло уже далеко. Херсонесцы пленяют посланников императора и отправляют турмарха Христофора с его отрядом вместе с тудуном и прополитом Зоилом к хазарскому Кагану. Однако по дороге тудун умирает. В его смерти обвинили византийцев, которые были с ним. Всех их числом больше 300 убивают.
     По всей видимости, и заговор Вардана, восстание херсонесцев против жестоких мер Юстиниана Второго, были инициированы хазарами, тоже поднаторевшими к тому времени в политических интригах.
     В этой ситуации Херсонес смог сохранить свою независимость между двух соперников, стремящихся распространить свой протекторат над Херсонесом. Они не отдались под власть хазар, но и не стали решать сами судьбу Константинопольских дипломатов, набрав, таким образом очки и в глазах Византии.
     Херсонес в 8-м веке был тесно связан торговыми связями с Византией, которая обеспечивала город необходимыми ресурсами для защиты своего относительного суверенитета.
     Важно здесь отметить, что херсонская знать сумела организовать сопротивление таким образом, что это не выглядело как местный бунт, эта знать привлекли массу сторонних сил, показав, что развитие конфликта может вызвать и государственный переворот в самой Империи.
     Но и хазары не стали пользоваться ситуацией, чтобы подчинить себе Херсонес, они только поддержали его в противостоянии с Империей, открытая война с которой не была выгодна Хазарии.
     Юстиниан Второй, уверенный в невмешательстве хазар, пригоняет в гавань Херсонскую свой военный флот под предводительством Патрикия Маврикия. Тот осаждает город. Пока он атакует со стороны моря крепостные стены, Вардан бежит из Херсонеса под крыло хазарского Кагана, которому выгоден такой политический беглец, будет чем поторговаться с этими разжиревшими византийскими бонзами. В это время прибывают военный отряд хазар, который заставляет прекратить осаду.
     Каган и Юстиниан на этом прекратили пикироваться и испытывать военные и дипломатические возможности друг друга. Херсонес остаётся в ведении Византии, а хазары продолжают контролировать всё, что ближе к Тамани.
     В 726-м году выходит Константинопольская глосса со списком византийских епархий, где из крымских были также епархии Херсонесская, Боспорская и Сугдейская, все входившие в епархию Зихии. Это была довольно стройная система управления христианскими молельнями на территории, которая постепенно наполнялась хазарским людом.
     В 758-м году херсонесский епископ-иконоборец готами был заменён на иконопочитателя Иоанна, который чуть позже стал епископом Готским.
     В 8-м веке в Херсонесе появляются русо-славяне, которые участвовали в армии Хазарии в качестве наёмников, но не все они возвращались домой. Многие оставались в свободном городе Херсонесе, который они называют Корсунь. Следом за ними потянулась и купеческая рать.
     В конце 8-го века в Херсонесе устанавливается Херсонская архиепископия. Одновременно с ней возникает и Боспорская. К этому же времени относится приезд хазарского посольства в Константинополь, которое просило о назначении к ним в Итиль епископа, чтобы тот рукоположил для них священников. Патриарх поручил выполнить просьбу хазар херсонесскому архиепископу, а также херсонесскому стратигу Волгу, оказать хазарам содействие в этом вопросе. Что и было исполнено ими.
     В 9-м веке выходят очередные Нотиции Константинопольского Патриархата, в которых в Крыму присутствуют только две архиепископии: Херсонесская и Боспорская.
     Ни одной из епископий, входивших в Готскую митрополию, в них не значится, нет даже Готской епископии.
     Епифаний в своём труде, написанном в начале 9-го века, дал характеристику херсонцам, херсонитам, херсакам, которую можно отнести к 8-му веку. Он отмечал, что херсаки были народом полным коварства, утром молившимся по Евангелию, а вечером кланявшимся идолам, они преданы влечению всякого ветра.
     Эта характеристика объяснима тем, что в течение всего 8-го века Херсону приходилось лавировать между Византийским правом и силой Каганата, пытаясь в этом противостоянии найти свою выгоду, опираясь на свою элиту, что позволило получать временами почти полную самостоятельность и устанавливать собственную систему управления, когда всеми делами правил первенствующий, то есть Протевон, вмести отцами город.
     Так и получалось, что херсаки склоняли Херсонес под влияние одной из трёх сторон, а то и всех сразу.
     В 832-м году Петрона, после строительства Саркела, направляется в Херсонес, который по его предложению был преобразован в фему, а сам Петрона был назначен её стратигом.
     Теперь это не просто город, а административный центр целой области. В документах Византии город называется Херсоном.
     Внешне Херсонес являет собой средневековый город. Это форпост империи в Крыму. Отсюда Византия присматривала за действиями Хазарии, Киевской Руси, Византии, печенегов, половцев, имевших в области Херсонеса самые разнообразные интересы.
     Реформа Петроны, связанная с управлением Херсонеса, должна была усилить военную функцию Херсонеса, который в это время представлял из себя в большей степени международную торговую площадку. Петрона исходил из перспектив реализации целей империи в Крыму.
     Византия готовилась к своему политическому и военному участию в Европейских делах, особенно на её Востоке, где поднимались сразу несколько государственных образований, главным из которых была Киевская Русь, которая была уже не по зубам Хазарии. Империя предвидела ослабление Хазарии и стремилась закрепиться в Крыму, на который у Каганата не должно было хватить сил.
     С 840-го года и вплоть до 853-го года в Херсонесе действует фема Климаты. Это было около государственное образование, свободное от власти Хазарии. Её возглавлял патрикий и стратиг, назначаемый Императором. Херсонесская фема включала также и земли Крымской Готии, что указывает на распространение в это время власти Византии на Готию и Таврику. К этому времени здесь жили остатки готов, византийские греки, немного савир, хазар и булгар, которые не являли собой здесь единую силу.
     В 860-м году городом овладевают ненадолго печенеги. Согласно договорённостям с Византией хазары выполняли здесь военно-полицейские функции, они выгоняют печенегов из города.
     В этой истории участвовал и Константин Солунский, путешествовавший тогда с рекламной программой своей новой глаголицы, облечённой в христианские проповеди.
     Пробыл Константин здесь 3 года. За это время какой-то старец обучил Константина хазарскому языку. Также он изучал тут еврейский, русский, тюркский и другие языки, пользуясь тем, что в городе было много проезжих купцов из разных стран. Он был болезненным человеком, но гениальным лингвистом, император не отпускал его от себя, боясь, что тот умрёт по дороге в туалет, отчего при его кровати стоял служка с золотым горшком. Это был единственный случай, когда Константин отпросился погулять и не получил отказа.
     По другой версии, это был его брат Мефодий, который напротив, отличался отменным здоровьем и всю жизнь путешествовал, привозя своему брату разные сведения, летописи и необычайной красоты любовные истории, Мефодий был тоже хорошим рассказчиком.
     Некоторые исследователи высказывают такую точку зрения, что они не были кровными братьями.
     По официальной версии Константин нашёл в Херсонесе Евангелие и Псалтырь Соломона, написанные на каком-то русском языке, и по этим письменам научился русскому.
     Тогда же Константин отыскал мощи святого Климента, который начинал свою ссылку именно с Херсонеса, упросил хазар не наказывать печенегов, осадивших снова Херсонес, после чего сел на хазарский корабль, чтобы отправиться на Хазарский диспут о вере, который устраивал Хазарский Каган.
     В 9-м веке Византия пытается распространить своё влияние на Херсонесскую область, продвигая там христианские идеи. Она строит храмы как в самом Херсонесе, так и в его области. Иерархи преследовали здесь также цели по христианизации хазарского населения в Херсонесской области, с возможным распространением своего влияния и на Хазарию, подданные которой жили вблизи Херсонеса, как об этом писал Анастасий Библиотекарь.
     Анастасий сообщает также, что жителями города являются многие племена, которые были выходцами их хазарских областей. Он же отмечает, что вблизи Херсонеса было столь мало жителей, что епископы Херсонеса находились всё время в городе, не выходя оттуда, поскольку повсюду рыскали отряды варваров.
     С конца 9-го века в Причерноморье ввергаются печенежские орды, которые разрушали на своём пути всё, что пред ними вставало. Они совершали варварские набеги на Херсонес и другие климаты, относящиеся в то время к Византии, нападали также на Боспор.
     В самом конце 9-го века жители свободного Херсонеса убивают своего стратига Симеона, сына Ионы, о чём в живых красках сообщает Продолжатель Феофана. В это время бунты и восстания становятся частым явлением в Херсонесе, о причинах которых источники ясных разъяснений не дают.
     По всей видимости, Херсонес и в эти времена продолжал считать себя самостоятельной политической единицей, а стратиг, назначаемый Императором не располагал военной силой, чтобы противостоять местной знати, финансировавшая воинский контингент, состоящий из граждан города.
     Но такое войско не было способно отстоять город от вражеской осады, отчего херсонесская знать предпочитала откупаться от осаждавших, если поблизости по случаю не было хазар или византийского флота.
     В самом конце 9-го века выходит Византийская табель о рангах, где управляющим Херсонеса от Византии указан стратиг Херсонеса, без упоминания климатов, что может означать очередное отделение Херсонеса от других областей Крыма.
     Анастасий Библиотекарь сообщает, что в это время Херсонес был ограничен хазарскими землями, сам город наполнился многочисленными народами, пришедшими издалека, местные жители и греки были в меньшинстве.
     Константин Багрянородный отмечает, что в это время епископ Херсона играл в жизни города не великою роль, оставаясь с небольшим количеством христиан внутри Херсонеса, почти не выходя за пределы своей епископия, оставаясь там словно в тюрьме.
     Христианская Готия, тесно связанная в экономическом и культурном отношении с соседним Херсоном и тяготевшая к Византии, ещё недавно пытавшаяся под руководством Иоанна Готского освободиться из-под власти хазар, по-видимому, первой среагировала на реформы Обадия, и отложилась от Хазарского каганата.
     В начале 10-го века Князь Олег вместе со своей Русью, воспользовавшись отсутствием владельца крепости Самкерц, напал на этот хазарский город на Дону, перебив там множество хазар и захватив часть хранившейся там казны Хазарии. Олег тогда действовал по наущению Византии, которой было выгодно перессорить хазар с Русью. Она рассчитывала, что между Олегом и хазарским Царём начнётся война, и тогда влияние Хазарии в Крыму ослабится.
     Однако владелец Самкерца Песах, одновременно и архонт города Боспор с титулом Булшицы, не стал преследовать хитрого Олега, а отправился искать свою казну в южный Крым, который находился тогда под протекторатом Византии. К нему там присоединилось большое хазарское воинство, так что все вместе они завоевали три города и множество селений, а затем осадили Херсонес.
     В это дело вмешивается Византия, которой и в этот раз удалось отвести угрозу от своего форпоста в Южном Крыму.
     В 943-м году Игорь заключает с Византией договор, по которому ему запрещается воевать в Корсунской стране, то есть против Херсонеса, а также он должен был защищать Крым от Чёрных Болгар, осаждавших тогда Керченский пролив, с князем которых воевал Хельгу.
     В 952-м году граница хазар проходила по Дону и Азовскому морю, западнее простирались владения печенегов, граница которых проходила недалеко от Корсуни.
     В 988-м году в город вступает Киевский Князь Владимир. Владимир пошёл на Херсонес с целью закрепить позиции Киевской Руси в Крыму и на Керченском проливе, которых добился его отец Святослав. Киев тогда испытывал большие трудности в продвижении своих торговых и политических интересов в этом направлении. В качестве откупного Император отдаёт в жёны ему свою дочь, царевну Анну. Византия заключает с Киевской Русью военно-экономический союз по управлению Херсонесом.
     В 10-м веке хазарский Царь Иосиф пишет письмо в Испанию о состоянии дел в Хазарии и её окраинах. В списке городов, которые он приводит в своём, так называемом «пространном письме», значатся только города Крымской Готии, но о Херсонесе там ничего нет. Судя по всему, хазары в городе присутствовали, но хазарской власти там не было.
     В 11-м веке позиции Херсонеса в экономике и торговле Крыма ослабевают, хотя он и остаётся важным пунктом Византии и Руси в Таврике.
     В 1016-м году в Херсонесе правит Георгий Цуло, царский протоспафарий и стратиг Херсона, по происхождению из хазарской знати, который начал вести самостоятельную от Киевской Руси и Византии политику, отравившись демократическими идеями города-полиса, полученными им полторы тысячи лет назад, при своём основании греками, прародителями демократии.
     Византийский историк Кедрин сообщает, что сюда был направлен византийский флот. С помощью Сфенга, брата русского Великого князя Владимира, враги империи были разбиты, а их предводитель Георгий Цуло убит.
     В 1059-м году стратигом Херсонеса и Сугдеи становится Лев Алиат, с помощью которого Византия рассчитывает влиять на ситуацию в Крыму.
     В 1066-м году в Тмуторокань в гости к его Князю Ростиславу прибывает некий херсонесский котопан, стратиг Херсонской фемы, возможно Лев Алиат. Он привозит с собой известия из Константинополя об уверениях в дружбе. Лев и Ростислав распивают священную братскую чару с вином, куда котопан влил смертельный яд из-под своего ногтя.
          Летопись приписывает это злодеяние Византии, убоявшейся воинственного Князя Тмутаракани. Ростислав к тому времени подчинил себе Чернигов и другие области Киевской Руси, брал дань с касогов, а также со многих городов Крыма. Византия же имела договор с Киевом, который Ростислав мог разрушить.
     В 1068-м году Херсонес попытался воспользоваться разногласиями между Византией и Киевской Русью. Однако бунт был подавлен после того, как сюда приходит рать Владимира Мономаха и Глеба Тмуторокансого.
     В 1204-м году Византийская Империя распадается на множество лилипутских государств в результате четвёртого Крестового похода. С этого времени активизируются степные кочевые народы. Европа оказалась беззащитной от их очередного наплыва. Теперь Херсонес оказался в сфере влияния Трапезундской империи, у которой не было того могущества, что у было Византии.
     В первой половине 13-го века в Тавриду приходят турки-сельджуки, которые взяли под свой контроль всю торговлю южного Причерноморья.
     В 13-м веке в Крыму ещё присутствуют Готская и Херсонская епархии, которые не утратили своей самостоятельности и продолжали существовать наряду с Сугдо-Фулльской митрополией.
     В 1223-м году в южном Крыму появляются орды Чингисхана. Но Херсонес устоял, пока ему удалось откупиться, он платит дань.
     Со второй половины 13-го века на восточной части Таврики высаживаются генуэзцы. Они перехватывают инициативу в торговле и экономике Херсонеса, Византия уходит в тень. Киевская Русь к тому времени была раздираема внутренними противоречиями, она сохраняет своё влияние только в Керченском проливе.
     Генуэцы и венецианцы насылают сюда своих купцов, которые скупают в Восточном Крыме все фактории, и создают новые в Кафу, Судаке, в Балаклаве, рядом с Херсонесом. Трассировка торговых путей сместилась в сторону от Гераклейского полуострова, Херсонес теряет свои торговые преимущества, как торгово-посреднический центр.
     В 1363-м году Великий князь Литовский Ольгерд приходит к стенам Херсонеса, где в это время засел отряд крымских татар. После месячной осады город сдаётся.
     В 1397-м году той же самой дорогой в Херсонес приходит Витовт. Город не может сопротивляться, его стены уже не так крепки, да и покровителей больше не осталось. Горожане разбегаются кто куда.
     В 1399 году Херсонес подвергается жестокому опустошению от хозяина Ногайской орды, Властителя Золотой Орды, Едигея, основателя целой семьи Российских Княжеских родов, таких, как Урусовы, Юсуповы.
     Это был, пожалуй, последний значимый исторический эпизод в истории Херсонеса. Город превращается в небольшой рыбацкий посёлок. Гавань полуразрушена, торговые корабли опасаются сюда входить, повсюду рыскают бандитские орды.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии