Я прав?

Вместо эпиграфа:
"Управлять течением мысли это правильно, нужно только чтобы эта мысль привела к правильным результатам, а не как у Владимира Ильича. А то в конечном итоге эта мысль привела к развалу Советского Союза, вот к чему. Там много было мыслей таких: автономизация и так далее. Заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она и рванула потом. И мировая революция нам не нужна была..." (В.Путин).

Мир людей колеблется по-разному, с неопределенной частотой, но делает он это постоянно.

Если не копаться в мелочах, стабильными остаются  чаяния людские: кроме известного – хлеба и зрелищ, нам почти всем очень хочется быть прогрессивными и уверенными в своей прогрессивности.  Прогрессивность в широком смысле – правильность. А это желание соответствовать прогрессу идет от сидящего внутри любого из нас убеждения, данного нам при рождении: «Я – прав!».

У цепеневших в момент, предсказанного египетскими жрецами, солнечного затмения, и у стоявших вокруг костра, на котором пепелили Джордано Бруно, и у скандировавших «Смерть!» на процессах, осуждавших  японских шпионов -  у всех замирало сердце от ощущения своей абсолютной правоты.

Хотя, в желании  быть правым -  ничего плохого нет.

Плохо бывает с ощущением пустоты жизни у приобщенного к единственно истинному  учению, возникающего в момент фиаско. Чувство правоты, каким бы сильным изначально оно не было, со временем иссякает, возникает сомнение и хорошо, если не доводится дожить до полного разочарования. Многие, очень многие ушли в лучший из миров, уверенными в том, что фашизм победит, а коммунизм  обеспечивает своих адептов самым передовым в мире сознанием.

Да, когда-то настает момент и очередной «изм» демонстрирует исчерпание своей пассионарности.

Было.

Но сдулось.

Уистен Хью Оден советовал:

«Всего,

В чем есть частица «социо»,

Не делай ты…»

Я бы добавил:  и сторонись различных «измов».

Сегодня закачивают время пребывания в зените восхищения очередные нетленные ценности. В этот раз пришла очередь  либерализма.

Да, как-то незаметно игра в одни ворота между либерализмом и патернализмом, до недавнего времени напоминавшая ристалище между Manchester United и сборной домов престарелых Белгородской области, сначала несколько оживилась, а потом и вообще пошла на встречных курсах.

И это закономерно. А что, кто-то думал, что обретенные им истины, это - на веки вечные, и что наконец-то в пути развития общественной мысли и институтов найдено тот  конечный пункт, где можно поставить жирную точку?

Нет. Все продолжается.

Вся человеческая история и до и после нас это процесс опровержения старого заблуждения новым.

Путь любого «изма» к сердцам миллионов лежит через обещание процветания и (или) избавления.

Коммунизм утверждал избавление от эксплуатации.

Либерализм агитировал за свободу личности, демонстрируя при этом личность предельно сытую.

Либералы коммунистов победили, всемирный коммунистический лагерь разворошили…

Коммунизм отполз. Затаился в Китае.  И ждет.

Чего?

Дело в том, что коммунизм инфицировал капитализм. И бацилла в нежном теле  либеральной экономики развивается.

Либерализм в рафинированном виде мало напоминает сегодняшнее экономическое устройство ведущих Западных стран. Максимально близко к своей классической форме рыночная экономика существовали лишь до конца 20-х годов прошлого века.

Когда в Чикаго расстреливали бастующих рабочих  и профсоюзных лидеров на электрическом стуле  поджаривали – вот  тогда и был либерализм в самой концентрированной его консистенции.

Но здесь, на случившуюся Великую депрессию наложилась вполне реальная альтернатива – обходящаяся вообще без всяких либералов коммунистическая Россия.

Либералы, поставленные перед выбором: «Быть или не быть?», вынуждено пришли к  необходимости изменения отношений между трудом и капиталом.

Но диспропорциональность развития капитализма, отмеченная еще К.Марксом, не исчезла.

Поменялась лишь форма. «Долгие годы, наращивая объемы госдолга, мы создавали иллюзию благосостояния» - это слова Йорга Асмуссена, главного экономиста в правлении Европейского  Центробанка, бывшего статс-секретаря Минфина Германии.

Сегодня случилось то, что часто бывало и раньше –   возникла экстремальная ситуация, грозящая общественным устоям. И здесь выяснилось, что догмы на все случаи и все времена – теряют силу, перестают действовать. И даже Демократия – власть народа в этих условиях воспринимается как обуза.

Выстроенная на постулатах либерализма модель всеобщего благосостояния взаймы вошла в противоречие с интересами человека-жадного. Именно он -  конечный бенефициант всех видов и форм власти (как бы она не называлась) – разворошил прежнее состояние мировой экономики в поиске новой точки, в  которой его безграничные аппетиты будут уравновешены согласием молчаливого большинства. Старые игры в демократию, позволяющие создавать иллюзию всеобщей приобщенности к принятию судьбоносных решений, ему уже совсем неинтересны и даже вредны.

Кто же должен заплатить за получившийся плачевный результат? -  вопрос риторический.  Жадные не платят.

Никто не знает, чем все это закончится.

И я не знаю.

Но есть одно знание, которое идет вслед за изменяющимся миром : уверовав в собственную правоту, в окружении толпы единомышленников, всё равно – сомневайся.

И только в этом ты будешь прав.

Воистину.


Рецензии