Политовна
Мария Ипполитовна жила в старом доме, из окон которого было видно поле, одинокий «журавль» с ведром у колодца, да молочная ферма вдали, почти у горизонта, колхозная. Когда в домах моргали лампочки и сильно гудело там, на ферме – все знали, что началась дойка. Коровы выдают молоко.
Путь наш лежал через поля и луга, леса и перелески. От трассы, где останавливался автобус на Кятицком повороте - килОметров пять-шесть. Два раза в неделю в деревню из Гдова приезжала почтовая машина, и кто-то иногда мог добраться с "комфортом". Но мы – пешком.
Какая красота вокруг! Сосновый пейзаж сменяется еловым, потом берёзовым, потом одним полем, другим. Устали. Пора отдохнуть и перекусить, после почти часовой тряски в душном автобусе.
Вот и наш знакомый Камень. Мы звали его Медведица. Это в русской традиции, Мать-медведица справа по дороге, окружённая опавшими хвойными иголками, мелкими листиками папоротника, согретая вековыми мхами на загривке дала нам приют. Садимся, достаём свои припасы – варёное яичко, картошка, помидорка, солёный огурчик, хлебушек с маслом, чай из термоса.
Спасибо тебе, Медведица, а нам нужно дальше. Скорлупки из-под яиц мы унесём с собой, никакого мусора не оставим, только муравьишек, которые неподалёку угостим крошками. Спасибо ещё раз.
Пыльная дорога, по которой редко проезжает транспорт привела нас к дому Марии Ипполитовны Сахаровой.
Дом бабы Мани стоит в конце деревни, на небольшом пригорке. С одной стороны – дома, а с другой поле нераспаханное, океан воздуха и простор, открытый космос.
А двери в деревне не запирают. Если куда идёшь – сунешь в прощёлку щепку, никто ничего не украдёт, да и красть нечего. Баба Маня прожила долгую и сложную жизнь, много чего повидала на своём веку. Были и радости, простые, человеческие, но были и горести. Ужасные.
А в деревне уже все знают, как будто видят. Мария Ипполитовна встречает нас у входа, обнимает Прасковью Петровну, целует всех нас, зовёт в дом. Простая изба. Слева – русская печь, со всеми принадлежностями, ухватами, чугунками…
В правом дальнем углу – иконы. Вся комната застлана половиками.
У окна – лавки, стол.
Мария очень верующая. Несколько раз в день становится она на колени и бьёт поклоны, в молитвах.
Уже потом, к вечеру я прочитал на стене, у иконостаса листки :
«Помни Смертный час. Помни Трубный Глас.
Помни Страшный Суд.
И прекрасный Рай часто вспоминай.
Помни, что оставив свет – Богу дашь ответ».
Не успели мы войти – Настасья Бронзова, соседка, босоногая уже несёт два глиняных горшка, один – с молоком, другой – с простоквашей. Знаете ли вы что такое в дальней русской деревне простокваша ? И я не пробовал. Сказка. Прибежала и сразу убежала. Так надо.
А на следующий день познакомился и с её семьёй, покачался на качелях с детьми. Слева от дороги – поле, справа – дома, а за ними – тоже поле. Огород, хозяйство. У Анастасии была корова, молоком которой она нас и угощала. Стоит высокий стог . Бронзова, закидывая на него сено говорит: - "Добрая травка, коровка за зиму всё съестит".
А как мы обедали во дворе в тени берёз, под открытым небом, обдуваемые лёгким ветерком… Простой деревянный стол со скамейками, и на нём простая еда.
А как нас угощала Ипполитовна…
Русская печь. Щи из капусты с тушёнкой в чугунке. Лепёшки-булочки, ну, такие круглые, небольшие, выпуклые, прямо из печи, отрываешь кусочек, макаешь в растопленное сливочное масло…..
Наелся в тот раз просто "вусмерть". Но – всё усвоилось. И не потолстел.
- Политовна, а где наша квашня?
Такой деревянный "садок", вроде маленького бочонка, в нём заквашивали будущий хлеб. А дрожжи – сами в ржаной муке, природные. Нашлась. Потом и хлеб будет. В деревне свой хлеб.
А ещё – Мочило. Очень таинственный пруд на краю деревни. Почти озеро. Разные лилии, кувшинки, растения на тёмном зеркале, а вокруг – плотная стена леса, словно двумя руками матери обнимающая и оберегающая водоём от постороннего глаза. Заводь была широка и глубока. И – целебна. Загадочна.
Свидетельство о публикации №220080100035