О фестивале Песня года

Вспоминая свою прошлую жизнь при советской власти,  понимаю, что она была очень гармоничной.  Нам предоставляли возможность получить качественное образования, мы получали неплохую физическую подготовку, нам прививали прекрасное, желание знакомится с опытом человека через чтение книг, развивали творческую жилку. Были всевозможные кружки в школе по интересам. И родители уделяли внимание воспитанию детей, а не только добываем денег на жизнь. Конечно, были и другие родители и дети, но их было очень мало.

Большую часть своего детства и юношества я прожил без влияния телевизионных передач.  Роль информатора о событиях в стране и в мире выполняли радио и газеты. Радио транслировало концерты всевозможных оркестров классической музыки, часто были концерты по заявкам радиослушателей.  Транслировали по радио  спектакли московских театров, концерты советской песни. Все это давало возможность  формироваться личности молодого гражданина гармонично развитой.

Советские композиторы и поэты-песенники также приложили много сил, чтобы наша страна крепла и развивалась. В суровые годы войны родились песни, поднимающие бойцов в атаку, прославляющие мужественных защитников Москвы, Ленинграда, Сталинграда.  Эта песенная традиция продолжалась и после войны.  Песни условно делились на патриотические (как называли, гражданского звучания) и  лирические (эстрадные).  Но иногда даже философу трудно было отличить одну от другой, например, из цикла песен Пахмутовой после поездки по Сибири, по ударным комсомольским стройкам.

Уделялось внимание и песням, написанным в стиле народных, да и пропаганду самих народных песен.  Лирические и одновременно патриотические песни звали молодежь проявлять инициативу и молодой задор на стройках народного хозяйства, на производстве, службе в армии и на флоте.  Именно такие песни и звучали в передачах  «Песня года», которые начались с передачи «Песня-71»,  прозвучали они по телевизору вечером 1 января 1972 года. Со следующего года эта передача стали традиционной.

Мне хорошо запомнился этот концерт. В это время я был далеко от дома, служил на подводной лодке во Владивостоке, а семья жила в Хабаровске.  В середине дня 31 декабря лодка вернулась из недельного похода в море, завершались заводские испытания нашей субмарины, которая почти 2 года проходила капитальный ремонт на судоремонтном заводе во Владивостоке.

Я жил в офицерском общежитии береговой базы 4-й бригады подводных лодок, расположенной недалеко от стадиона «Авангард».  Придя «с морей», как было принято говорить, я снял с себя пропахшую соляркой форму, из которой не вылезал всю неделю плавания,  принял душ и переоделся в повседневную форму военно-морского офицера. Мне надо было узнать, как состояние беременной жены в Хабаровске, не родила ли.  Поехал на переговорный пункт, позвонил в один родильный дом, тот, где появился на свет наш первенец. Мне сказали, что такая роженица не поступала.  Позвонил во второй, и мне сказали, что у меня родился сын, мальчик весом 3900 граммов и 55 см длиной.  Попросил санитарку из приемного отделения передать моей жене поздравление и с рождением сына еще 25 декабря, и с Новым годом.

Потом вернулся на базу, поужинал в офицерской столовой, переговорил с другими офицерами, что жили в общежитии, и решили, как будем встречать Новый 1972 год. Кто-то уходил в ресторан, кто-то оставался в общежитии. Вот с ними мы и решили скооперироваться, купили шампанского, кое-какой закуски, и около полуночи собрались в одной из комнат общежития.  За неделю болтанки в штормовом море, да еще в зимнее время, я порядком устал, поэтому выдержал всего лишь около часа застолья, и пошел спать в свою комнату.

Не помню, как я провел день 1 января, но к вечеру я был в общежитии. Дежурная по общаге предупредила меня, что по телевизору будут показывать «Песню-71» и предложила прийти в холл, где установлен был телевизор. Как обычно в те годы, черно-белый. Вот по этому телевизору я и увидел передачу «Песня-71», как и все советские люди, за небольшим исключением – кто на вахте, кто на дежурстве, кто в вытрезвители после празднования Нового года.

Недавно в интернете я посмотрел этот концерт, в котором выступали многие звезды эстрады тех лет, но далеко не все. Кто-то еще не зарекомендовал себя звездой и не был приглашен участвовать в концерте, кто-то лишь делал первые шали на эстраде.  Многие были еще не народные или заслуженные артисты РСФСР и уже тем более СССР, лишь кое-кто был заслуженным артистом какой-нибудь автономной республики, как Иосиф Кобзон – заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР. Муслим Магомаев был народным артистом Азербайджанской ССР, и лишь Юрий Гуляев – народным артистом СССР.  Но многие были лауреатами премии Ленинского комсомола, как Лев Лещенко, Майя Кристалинская.  Какие регалии были у Ольги Воронец, Галины Ненашевой, Эдуарда Хиля,  Марии Пахоменко, я уже не помню, но все они пели очень красивые песни, которые получили самое большое одобрение в 30 тысячах писем, пришедших на Центральное телевидение, где слушатели голосовали за понравившиеся им песни. Диктор телевидения Игорь Кирилов показал свиток из города Салават  со 150  подписями голосовавших с какого-то крупного предприятия длиной больше метра длиной.  В концерте участвовал эстрадно-симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Силантьева.  Блестяще спел песню детский хор центрального телевидения в составе 120 мальчиков и девочек. Как только они поместились на эстраде, не представляю. А вот хор Советской Армии и не пытался поместиться.  Они заняли место перед эстрадным помостом и по сторонам концертного зала. Но это не помешало им отлично  исполнить песню гражданского звучания.

Первая песня, которая прозвучала в этом концерте, была песня композитора Иванова «Товарищ», которую исполнил Лев Лещенко, еще такой молодой, но уже популярный певец, лауреат международного конкурса в Сопоте (Польша). Публика, собравшаяся в не очень большом зале концертной студии «Останкино», тепло встретила песню и исполнителя.  И далее стали звучать песни в исполнении тех певцов, которых я перечислил в предыдущем абзаце.

Среди жюри были ведущие многих музыкальных передач на телевидении, радио и в газетах.  «Музыкальный киоск», «Артлото», «Встреча с песней», и еще десяток различных средств массовой информации, которые связаны с советской песней. Приглашены были авторы прозвучавших в концерте песен – композиторов и поэтов, которым после исполнения песни вручались дипломы лауреатов фестиваля.  Телезрители могли воочию увидеть этих внешне езнакомых большинству людей, написавших так любимые всеми советскими гражданами песни.

В те годы только 1 января было праздничным днем. Я не знаю, что говорили люди на гражданке 2 января.  Нам было не до разговоров. Надо было готовиться к переходу из 4-й бригады, которая базировалась в бухте Золотой Рог, в бухту Малый Улисс.  Требовалось сниматься со всех видов довольствия, а это огромная работа для всех офицеров.  Но по репликам некоторых офицеров, которые жили на квартирах в городе со своими семьями, можно было понять, что всем им концерт понравился.  Удивлялись только, почему не пела Эдита Пьеха,  Владимир Трошин,  Людмила Зыкина, Евгений Кибкало, некоторые другие популярные уже в те годы исполнители советских песен. Кто-то из них в следующих концертах будет петь, а кто-то, как Трошин и Кибкало, не пробьется через строй молодых и жаждущих славы певцов.

Уже на втором фестивале «Песня-72» появились любители песни, написавшие в адрес музыкальной редакции Центрального телевидения и всесоюзного радио 100-тысячное письмо. Это ученики школы села Марина Горка из Белоруссии.  Они исполнили вместе с Виктором Вуячич красивую песню гражданского звучания со сцены концертной студии «Останкино», причем очень уверенно, под стать солисту.

Шли годы. Передача «Песня года» стала такой популярной, что 95% советских граждан не мыслили провести вечер 1 января где-то, кроме как у телевизора, просматривая так полюбившуюся миллионам советских граждан передачу.  Увеличивалось и время передачи, и форма её проведения, появлялись новые и исчезали старые исполнители. Кто-то на время, кто-то навсегда.

География певцов становилась все обширнее и обширнее.  Пел Кола Бельды из Хабаровского края с дальнего востока нашей необъятной Родины, молдаване  Чепрага и Суручану, закарпатский ансамбль «Смеричка», живущие  далеко на западе,  украинцы Николай и Дмитрий Гнатюк, София Ротару, грузины Кикабидзе и Гвердцители, армянин Араик Бабаджанян, азербайджанец Магомаев,  казашка Рымбаева, узбекский ВИА «Ялла», ленинградцы Хиль, Пьеха, Пахоменко, Сенчина, белорусы Вуячич,  Евдокимов, ансамбли «Песняры», «Сябры», «Верасы», «Ариэль» из Сибири, ВИА «Самоцветы», «Веселые ребята», Зыкина, Пугачева, Толкунова, Серебрянников из Москвы и многие другие звезды советской эстрады.  Периодически пели эстрадные песни даже оперные певцы Эйзен, Синявская, Ворошило и другие. Постоянными участниками концерта были хор Советской армии и иногда оркестр Военно-морского флота.

В конце существования Советского Союза, когда атмосфера в стране накалялась, все больше и больше было бардака,  я лично не очень радовался, слушая концерты в первый после-новогодний вечер.  К этому времени я был уже не рядовой врач, а чиновник краевого уровня, и забот хватало, тем более что кризисные явления в здравоохранении нарастали.  А потом, когда экраны телевизора заполонили всякие группы типа «Ногу свело» или «Руки вверх», я перестал смотреть эти концерты, как и фильм «С легким паром» в предновогоднюю ночь. Иногда появлялись на экранах стоящие песни некоторых авторов, но их было уже меньшинство.  Думаю, примерно так же относилась к «Песне года» и большинство уже теперь граждан «свободной» России.  А вместо передовиков народного хозяйства, ученых, космонавтов, любителей советской песни, которых собирали раньше в концертной студии «Останкино», стала сидеть в огромном Кремлевском зале расфуфыренная публика во фраках и с  дорогими украшениями, желающая себя показать.  Всевозможные  «Дискотеки 90-х»,  «Шарман-шоу» и другие песенные мероприятия, собирающие полные залы молодежи в «Олимпийском», со всевозможными световым эффектами, когда вместо нормальных текстов был набор слов, часто без рифмы, напрочь отбили желание смотреть музыкальные передачи по телевидению.  Единственная передача «Славянский базар», проходящая в белорусском городе Витебске, чем-то напоминает любимые фестивали советской песни, привычные глазу и слуху моего поколения.

Фестиваль «Песня года» был придуман главным редактором Главной редакции музыкальных программ ЦТ Ниной Григорьянц, режиссёром главной редакции музыкальных программ ЦТ Виктором Черкасовым и дирижёром эстрадно-симфонического оркестра ЦТ Юрием Силантьевым.

Отцы-основатели предполагали, что это будет своеобразное соревнование лучших советских песен: в течение года в эфир выходили предварительные выпуски, из которых наиболее популярные композиции звучали в финальном концерте.

Фестиваль оказался очень чутким к переменам и либерализировался вместе со страной. Если в СССР композиции для участия в нем подбирались строго по идеологическим соображениям, список песен и исполнителей согласовывался на художественных советах, то во времена перестройки многие запреты были сняты. После распада Советского Союза в 1991 году фестиваль было решено не проводить вообще. Однако усилиями ведущей Ангелины Вовк уже через два года он снова возродился.

В период 1990-х годов фестиваль фактически стал «опереточным». Он отвлекал зрителей от бурных экономических потрясений, происходящих в стране. Сейчас это – прежде всего телевизионное шоу, бизнес-проект, в котором важными стали не столько художественная ценность песни и исполнительское мастерство участников, сколько их коммерческая популярность.

Все участники, вышедшие в финал, автоматически становятся его "победителями" (по 1991 год — лауреатами). Дипломы фестиваля вручаются авторам песен. В последние годы к ним добавились и наградные статуэтки, которые делает группа компаний ART4YOU.

За 47 фестивалей наибольшее количество раз выходил в финал (рекордные 44 раза) Лев Лещенко, исполнивший более семидесяти песен. Оставили свой след в истории фестиваля также София Ротару, исполнившая 92 песни, Иосиф Кобзон, который участвовал в 40 финалах, Валерий Леонтьев (36 финалов), Лайма Вайкуле, Игорь Николаев, Филипп Киркоров, Ирина Аллегрова (по 26 финалов), Валентина Толкунова (25), Эдита Пьеха (22), Алла Пугачева (21).

Наиболее значимыми ведущими фестиваля были Ангелина Вовк и Евгений Меньшов – они вели «Песню года» 18 раз. Фестивали вели также профессиональные дикторы и журналисты Центрального ТВ Анна Шатилова и Игорь Кириллов, Светлана Жильцова и главный КВНщик страны Александр Масляков.

С 1971 по 1999 год аббревиатура фестиваля выглядела как "Песня-71", "Песня-72" и так далее. С 2000 года фестиваль стал именоваться как "Песня года" с приставкой всех четырёх цифр года.

С осени 2004 года перестали выходить ежемесячные эфиры фестиваля, в связи с уходом компании АРС вместе с Игорем Крутым с "Первого канала". В итоге, с 2005 года "Песня года" перестала существовать как песенный фестиваль и стала выходить только один раз в год в новогодние праздники как "новогодний фестиваль" или "главный концерт страны".


Рецензии