Поаплодируем Эккерману! - подхалимаж, достигший це

Иоганн Петер Эккерман (1792 - 1854) был литератором и поэтом. В 1821 году он даже напечатал сборник лирических стихотворений (еще один - в 1838 году). Запомнилась ли современникам и потомкам хотя бы одна строка из его стихов, как это произошло с известной строкой Иоганна Зейме (Зойме): "У злых людей не бывает песен" (Boese Menschen haben keine Lieder)? Сомнительно. Но Эккермана, все же, помнят благодаря его его книге "Разговоры с Гете в последние годы его жизни". Доверия к этой книге куда больше, чем к разговорным тетрадям Бетховена под редакцией Антона Шиндлера.

Можно сказать, целеустремленность Эккермана, его желание выйти на орбиту маленькой планеты, находящейся под силой притяжения одного из гигантов человеческой мысли, увенчались полным успехом: он спас от забвения не только свое имя, но и до сих пор продолжает доставлять нам удовольствие от перечитывания своего труда.

Интересно, как Эккерман попал в круг близкий к Гете людей и стал его секретарем? Путем банального подхалимажа. Посетив дом Гете в первый раз, Эккерман не застал автора "Фауста". Тот был в отъезде. Но Эккерман не отступился. В 1823 году он посылает Гете собственную рукопись под заглавием "Заметки о поэзии со ссылками на пример Гете".  Конечно, Эккерман рисковал. Анализ творчества Гете проводили Шиллер, Шлегель, Шеллинг и Александр фон Гумбольдт. Рукопись Эккермана явно блекла на фоне их статей. Но рассчет, основанный на упоминании имени Гете в названии рукописи, оправдался. В отличие от других начинающих служителей Каллиопы и Эвтерпы, которые засыпали Гете собственными сочинениями, Эккерман получил не формальнную записку с благодарностью, а приглашение приехать в Веймар... Результатом этого приглашения и стала вышеупомянутая книга, изданная впервые в 1836 году.

Помогавший в юности отцу-коробейнику, воевавший в молодости против Наполеона Бонапарта, только к тридцати годам поступивший в университет Эккерман отлично знал человеческую психологию. Восхищаясь Гете, он, тем не менее, понимал, что именно упоминание имени последнего в названии рукописи станет гарантом допуска его, Эккермана, в бессмертие.

Так оно и произошло. Подхалимаж Эккермана, помноженный на тщеславие Гете, стали основой многолетнего плодотворного сотрудничества этих двух людей - полезного и поучительного для потомков.
Подхалимаж и тщеславие продолжают оставаться базовыми ценностями подавляющего большинства в современном мире (особенно - на постсоветском пространстве). Только вот обнаружился резкий дефицит Гете и Эккерманов...


Рецензии