Сложно

Жара, повсюду на улицах много маленьких, кричащих детей в купальниках и шортах. Вдалеке виднеется море, а кругом всё зелёное. Казалось бы, что может помешать отлично отдохнуть в Анапе и зарядиться отличным настроением перед началом первого курса в университете...

В определённый момент автобус остановился, и мы с мамой вышли. К нам на встречу довольно активно шагала загорелая, полноватая женщина 68 лет, с седыми волосами и красивыми голубыми глазами. При взгляде на нас она мягко улыбнулась и зашагала ещё быстрее. Улыбка, которую я знаю с самого детства. Бабушкина улыбка. Столько воспоминаний, с ней связанных: и радость от того, что я приезжаю по воскресеньям, и походы в кино, и пятёрки в школе, и игра на пианино. Так много хорошего.

Всё начинается как обычно. Тёплые приветствия, поцелуи, мама с бабушкой заводят разговор о чём-то своём или о последних политических событиях, а я иду впереди с сумками, стараясь не слушать. Прислушиваюсь только в том случае, если говорят обо мне. И так до самой квартиры. Квартира маленькая, мебель в ней вся из прошлой бабушкиной квартирой, на диване - белый пушистый кот, который сразу же удирает под ванную.

- Ну что, Петруха, рад, что к бабушке-то приехал? - спрашивала она.
- Конечно, - отвечал я. - Не видимся же часто. Живёшь тут одна, поговорить не с кем.
- Ну понятно. А кушать хочешь?
- А что есть?
- Ой, да всё, что хочешь!

Кто ещё так вкусно накормит, как бабушка. Ни одна еда в мире никогда не сравнится с ней по вкусу и по возникающим ощущениям. Можно быть и сытым, и съесть много полезного, и начать день с хорошего завтрака. С голоду не умрёшь, бабушка не даст... никогда!

После разгрузки вещей и лёгкого обеда обычно наступает время для отдыха. Оно длится где-то час. Затем долгожданный поход на море. А жизнь на пляже кипит. Все куда-то идут, бегут, плывут. И солнце такое красное, когда заходит за горизонт, и всё вокруг успокаивается. А бабушка всё так же спрашивает меня:

- Ну что, рад морю?

- Очень, с детства его люблю, - отвечаю я.

Она просит меня далеко не заплывать, а если видит, что я сижу с задумчивым видом, то подходит и спрашивает:

- О чём же ты задумался?

- Да так, ни о чём, - говорю я и ухожу. А она недоумевает: «Как можно задуматься ни о чём?».

Вечер проходит приятно и спокойно. Тихий ужин в уютной семейной обстановке. Я оглядываю книжный шкафчик позади бабушки, а она о чём-то беседует с мамой. Но вот разговор с мамой заканчивается, и ей хочется поговорить со мной о моём будущем.

- Ну что, Петруха, в университет-то хочешь? - спросила бабушка тем же  бодрым тоном, с которым она задавала все вопросы. Но он мог создавать приятное впечатление или раздражать. Я-то знал, как всё пойдёт дальше.

- А то, - ответил я, хоть и считая постановку вопроса «хочу ли» в данном случае неуместной. - Новый этап жизни, любопытно.

- Да, - вдруг начинает она. - Как почитаю в интернете, что в стране делается... ужас. Современной молодёжи сейчас очень сложно... очень сложно.

Всё, что она говорила, действительно происходило, но звучало это как приговор. Так тяжело вздыхала она, произнося слово «сложно», так оно её цепляло и даже пугало.


- Вот ты как думаешь, Петруха, кем будешь? - спрашивала бабушка. Как назло. - Кем вот ты себя видишь? Ты выбрал такой факультет, 90 процентов которого - преподаватели. Понимаешь? Понимаешь?

И всё это звучало так, будто будущее решено. Она уже знала всё наперёд, она видела всё и всех, знала все ходы судьбы и что её не обыграть...

- Нет, ну вот ты, молодой человек, - продолжала она, пододвигаясь ко мне. - Ты как на это смотришь?

- А с чего ты вообще взяла, что они только преподаватели? - спросил я. - Сказки из интернета рассказали?

- Ну как, - сказала она, слегка жестикулируя. - Это ведь все реально, оно так и есть. Большинство - преподаватели. 99 процентов, скажем так. Попасть в один - очень сложно, очень...

А вот после таких слов и верь в себя! В свои мечты, в то, что твои стремления не будут напрасны. Что ты попадёшь в один процент, но нет. Это сложно. А надо полегче, обходными путями, в нужный момент не забыть поджать хвост.

- Поэтому Петруха, - заключала она, - на высокую зарплату сложно рассчитывать. А в нашей-то стране тем более...

- Мне вот интересно, - отвечал я. - Для тебя сложно - это невозможно?

И мы переходили на крик, обменивались одними и теми же репликами.

- НУ ПОНИМАЕШЬ? СЛОЖНО ЭТО! СЛОЖНО!
- И ЗНАЧИТ НЕВОЗМОЖНО?

Но потом как-то всё само собой стихало. Или же мама вмешивалась и меняла тему, чтобы никто ни с кем не поссорился. Так всегда, ждём до самого последнего момента, когда уже чуть ли не до оскорблений доходит.

К ночи всё постепенно стихает и забывается. А я лежу и не могу уснуть, так сильно в голову западает это слово...

После я уже не обижаюсь. И к слову. Бабушка моя по профессии - врач. В возрасте моей мамы она работала  на судне, большую часть жизни провела в море, среди мужчин. Мама часто говорила мне, что её никто не спрашивал, а ела ли она, спала ли, всё ли хорошо. Вот такая занимательная деталь.


1.08.2020


Рецензии