О, сколько нам открытий чудных

"О, СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ..."

Сегодня ночью я на свою страничку в ФБ получил довольно любопытное послание.

В нём и боль и обида и чуть ли не призывы к каким-либо действиям и касается оно экологического состояния города и области.

Я не буду приводить самого послания и указывать автора, тем более я его практически сразу узнал - это мой бывший студент, учившийся у нас на географическом факультете более 20 лет назад и работавший в лаборатории урбоэкологии СГУ, которой я тогда руководил.

Я ему написал ответ с несколькими пожеланиями и советами. Привожу этот свой ответ полностью, может быть он ещё кого и заинтересует, а ниже дам небольшой комментарий :

"Так, тебя вычислил на раз-два ! Это первое...

Второе - слова и мысли хороши, но лучше аргументы и факты...

Ты, я смотрю, и по городу и по области мотаешься, на месте не сидишь, фотки делаешь, так не только шашлычок фотографируй и выкладывай, а то, что тебе не нравится и тебя волнует и задевает, и обязательно с географической привязкой (на нашем факультете этому тебя учили и с картой и космоснимком это можно будет соотнести) ! Вот это и будет и аргументами и фактами !

И третье ! Когда наберётся такая "гео-фото-база данных", тогда ей можно будет и "трясти" и "тыкать" и всё остальное предпринимать ! Так как это будут фото-документы и с гео-привязкой ! А одной ругонью (типа бла-бла-бла) - бесполезно... Глас вопиющего в большой русской "пустыне"...
Вот такой мой тебе совет !

А по хорошему, я бы на твоём месте занялся не только поиском и освещением экологических проблем, но и некими нерешёнными географическими задачами и загадками в нашей области !

Ты же для чего-то шёл учиться именно на географа, значит тогда в твоей голове были какие-то географические мысли...

А то, о чём я сказал у нас много... И не важно, что 21 век и всё казалось бы открыто и изведано ! Нет, не так... Дудки !

Вот ты знаешь где и как проходит главный водораздел Приволжской возвышенно и вообще, что такой существует ?

Его кто-нибудь описал, исследовал, изучил, дал ему объяснение, показал его развитие ?

И что он такой неоднородный и на нём, кроме самих вершин и крупных холмов, встречаются и "седловинные" участки, которые ниже главных вершин самой возвышенности и её главного массива на 100-150 метров... Почему и от чего ? И с чем это связано ? Возможно и древней речной сетью?

И как он (этот водораздел) соотносится с Волгой ?

И почему порой на некоторых участках он так близко (всего несколько км.) от неё ?

А ведь это водораздел не только рек, но и разных морских бассейнов - Черного моря и Каспия !

И ещё масса вопросов можно задать и, соответственно, надо искать на них ответы... А не это ли задачи для любителей географии...

И здесь не мифы и легенды и исторические персонажи и не экология - с позиции загрязнения, а законы и особенности географического развития большой территории, нашей Саратовской области !

Я вот в ближайшее время хочу описать для начала (хотя и других интересных проблем полно и я их буду касаться) правый берег Волги по всей области.

Он же очень разный и по направлению самой реки и по высотам и потому, как на нём проявляются те или иные процессы и почему в Змеёвых Горах, так много висячих долин, а в других местах, их практически нет и оползни, которые разъедают берег на многих участках, где и как и почему и т.д. и т.п.

И дело не в самом описании, хотя его в той или иной мере делали разные специалисты, художники в разные годы разных веков - зарисовывали, есть масса фотографий с воды - туристы же на теплоходах много плавали мимо них и экскурсоводы пытаются что-то рассказывать и каждый по своему, а нормального понимания и объяснения этим берегам и их развитию - я лично и тем более в интернете, не встречал...

Одни эмоции, не более того... Хотя сам занимаюсь ими давно и у меня есть научные наработки на этот счёт и даже в опубликованных статьях, но увы и ах... А это не совсем правильно...

То есть, нерешённых задач и всяких специфических проблем и вопросов в нашей географической области масса и их надо находить, ставить и пытаться решить !

Так что, ищи, наблюдай, думай и "чеши репу"... физико-географ ! Так как вопросов и загадок природы ещё масса и тем более у нас... под нашим носом...

Извини, если что не так... С уважением... И.П."

Вот такой я дал ответ своему бывшему студенту на его разные "саратовские страдания".

Да, он, как я понимаю, сейчас работает в другой сфере, но молод, здоров, силён, мобилен (в смысле авто-мобилен), любопытен и без сомнения хочет принести пользу и оставить после себя хоть что-то, нужное и интересное !

Ну, если он учился на географа и мотается по нашей области, так и пускай попробует взглянуть на неё не как турист, а другими глазами и применить полученные знания и некие умения с пользой и делом !

Фотографируй, фиксируй, "привязывай" свои фото-документы к карте, задавай и ставь вопросы, ищи ответ на них, и самое главное - не сиди на месте.

Познавай мир, не с позиции одного созерцания, а с позиции любопытного человека, пытающегося докопаться до истины !

И, кстати, не только ему одному я это посоветовал бы делать...

Тем более, я знаю в нашем городе и области таких людей, кто этим успешно занимается и мне приходилось с ними сталкиваться и консультировать их по разным актуальным вопросам саратовской географии !

Поэтому и хочу закончить свой текст и высказанные мной мысли строчками Александра Сергеевича Пушкина :

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

Игорь Пролеткин


Рецензии