Миграция

Очень здорово, конечно, рассуждать о нашем вечном убогом существовании и тяготах жизни простого народа, находясь, подобно большинству наших литературных классиков XIX века, где-то в парижском кафе, в альпийском курорте или в баварской пивной. Думаю, никто из нас не отказался бы прямо сейчас оказаться на их месте и страдать о судьбах отечества прямо с утра, попивая кофе в Цурихе. Однако, не срослось.

А ведь современная иммиграционная политика, та еще штучка. Если посмотреть на наших соотечественников, неплохо устроившихся на Западе, то можно увидеть следующую тенденцию – зовут туда только достаточно небольшую прослойку узких специалистов и то, не на всегда, а только на время контракта, который надо регулярно продлевать. Но этих хотя бы зовут.

Те же наши соотечественники, которые уезжают сами, как правило, за редким исключением разделяются на две категории. Первые – это те, кому здесь ничего не светило в принципе, поэтому жизнь домработницы, водителя или посудомойщицы там их вполне устраивает и позволяет достичь того уровня потребления, который здесь им и не снился.

Вторые – это люди, чего-то добившиеся здесь, поэтому карьера домработницы, водителя или посудомойщицы там у них достаточно быстро вызывает когнитивный диссонанс и неудовлетворенность жизнью. И они либо стремятся расти над собой, либо возвращаются обратно. Поэтому с точки зрения миграционной политики наиболее перспективный мигрант – это человек, которому на родине ничего не светит и который готов на «новой родине» браться за любую работу.

Вот только вчера, сидя на экспертном совете по разработке стратегии развития нашего города до 2035 года, поднимался вопрос, почему это в советское время у каждого крупного промышленного предприятия было свое училище, готовившее ему кадры, а сейчас, когда от всей нашей городской промышленности остался только один строительный сектор с двумя-тремя крупными монополистами, при них нет училищ кадрового резерва. А зачем им училища, когда проще набрать на работу мигрантов? Ведь основа современной миграционной политики – что для приглашенных узких специалистов, что для низкоквалифицированного рабочего или обслуживающего персонала, это максимальная эксплуатация на условиях временного контракта. «Сделал дело – гуляй Вася», – как любит повторять один мой знакомый философ, вернувшийся из Германии и работавший там водителем.

Ведь, когда в конце 80-х и начале 90-х, наши первые соотечественники рванули в ту же Германию, первое что они рассказывали своим оставшимся на родине соотечественникам, так это то, что пособие по безработице там больше, чем зарплата здесь. Поэтому и уровень потребления нашего человека там, привыкшего здесь либо к пустым полкам советских магазинов, либо к пустым карманам постсоветского периода, сразу разительно отличался. И это было той сладкой конфеткой, которая манила и манит наших соотечественников уехать. Однако, почему-то никто ни тогда, ни сейчас не думает о том, что пособие по безработице там, да безусловно выше, чем даже зарплаты большинства здесь, но такой его размер рационально оправдан, так как мигранту нужно время на адаптацию и выживание, и если не предоставить ему средства, то он будет вынужден добывать их незаконно. А это угроза национальной безопасности.

Но наш соотечественник и клюнул на это пособие по безработице, позабыв напрочь, что за тем уровнем потребления, который  сейчас характерен для стран Запада, стоит как минимум пятьсот лет протестантской этики с ее аскетизмом и строгими ограничениями. Пятьсот лет голландцы, англичане, немцы, швейцарцы впахивали как проклятые, не гнушаясь даже работорговлей и откладывая каждую заработанную монету, а не пропивая ее в кабаках и рюмочных. В маленьких городках Европы бары закрываются уже в девять или десять вечера, и без разницы, есть посетители или нет. Поездите по маленьким городкам от Польши до Голландии и вы поймете, что большинство их жителей живут достаточно скромно по нашим меркам. Я поездил и видел все это своими глазами. Мы то судим по загранице по туристическим маршрутам и туристическим же буклетам. Это все равно, что судить о жизни всех россиян, побывав только в центре Москве или на олимпийских объектах в Сочи.

Несколько лет подряд я читал лекции по ментальности кочевого населения, основным принципом существования которого было движение вслед за ресурсами. На этой территории ресурсную базу истощили и все загадили - едем дальше. Кочевник всегда мечтает жить как оседлый горожанин, иметь его уровень потребления, не прилагая никаких усилий для этого. Именно поэтому кочевые воинственные племена, захватывая другие государства, строили свои империи по образу и подобию захваченных с небольшим местным колоритом. В итоге, эти кочевники или полностью ассимилировались местным населением, или их государственные объединения распадались на части в результате междоусобиц и гибли под ударами новых завоевателей.

Современный мигрант такой же кочевник, он движется за ресурсной базой как племена северо-американских индейцев за стадами бизонов. Не стало бизонов – не осталось индейцев. Ведь грабежом фермеров долго не проживешь.

(Я, Сверх-Я и око Йони)
здесьисейчас


Рецензии