Ч. 57. Реформация в Западной Европе. Макиавелли

                ЧАСТЬ 57.

                РЕФОРМАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И РУСЬ-ОРДА. 
 
57.1. МЯТЕЖИ В ПРОВИНЦИЯХ РУСИ-ОРДЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ.

     Во второй половине 16 века в Западной Европе начинается мятеж в провинциях Великой Империи, где  ордынские наместники уже не желают дальше подчиняться и платить дань далекому царю-хану Великого Новгорода (Ярославля). Они  захотели сами управлять своими наместничествами, самим стать самостоятельными правителями и никому никакой дани не платить. Это было сепаратистское движение, направленное на выход провинций Западной Европы из Великой (Монгольской) Империи. В истории это движение получило название РЕФОРМАЦИЯ.
          В энциклопедии «Христианство» дано следующее определение Реформации: «Реформация… одно из крупнейших событий всемирной истории, именем которого обозначается целый период нового времени, охватывающей 16 и первую половину  17 века». В чем суть данного события не указывается.

          А сущность Реформации в Европе и Великой Смуты на Руси, как ее отражения, заключается в ослаблении военно-политической силы  Руси-Орды и  распад Великой Империи на мелкие части-наместничества, ставшие затем новыми государствами. В результате Реформации в 16 – начале 17 века появились новые государства: Россия, Турция, Испания, Австрия, Германия, Польша, Швеция, Франция, Египет, Англия, Китай, Япония и ряд других в Европе, Азии, а позже  и в  Америке.

57.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЗИСОВ МАРТИНА ЛЮТЕРА ДЛЯ РАЗВАЛА ВЕЛИКОЙ ИМПЕРИИ.

          В качестве идеологической основы мятежа провинций против Центра было использовано знамя религиозного протестантизма и отделения церквей от единой христианской имперской церкви. Мятежники воспользовались выступлением немецкого священнослужителя Мартина Лютера против безобразий папистов, как поводом для политического и территориального отделения от Империи.  95 тезисов Мартина Лютера явились манифестом за чистоту христианства и протестом против морального разложения верхушки латинской церкви, хотя сам автор продолжал оставаться верноподданным Великой (Монгольской) Империи.

          Западноевропейские реформаторы в борьбе за власть, за захват как возможно большей части территории бывшей Империи, за выход своих лоскутных государств к морю и т.д. в качестве своего знамени взяли религиозное течение, названное по имени Мартина Лютера - ЛЮТЕРАНСТВО, которое положило начало ПРОТЕСТАНТИЗМУ. В Европе была развязана целая серия реформационных и религиозных войн, получивших названия: Тридцатилетняя война, Столетняя война, Гуситская и прочие войны. Эта эпоха охватывает длительный период с 1517 по 1648 год, т.е. начало 16 и середина 17 столетий.

57.3. ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА ИЗ ЕВРОПЫ НА РУСЬ.

            На Руси движение реформаторов-протестантов получило название «ЕРЕСЬ ЖИДОВСТВУЮЩИХ». Протестантские ереси проникли на Русь еще при веротерпимости Василия Третьего Васильевича вместе с книгами и западноевропейскими проповедниками. Но при его сыне Иване Четвертом Васильевиче (Блаженном) и его преемнике Дмитрии Ивановиче лютеранство осуждалось и уже преследовалось. Так в 1553 году состоялся суд над идеологом «ереси жидовствующих» Матвеем Башкиным. Лютеранство («люторство») тогда было заклеймено, как наихудшая ересь. Полный разгром ее представителей на Руси в 16 веке датируется 1555 годом, когда был созван церковный собор, заклеймивший жидовствующих. Сами еретики оказались в заточении.

           С целью искоренения европейских еретиков и реформаторов  началась тогда Ливонская война. Во время похода ордынских войск на Полоцк, митрополит Макарий объявил, что  православное воинство ведет священную войну против «прескверных лютор», засевших в Литве». Литвой тогда называли всю Западную Европу, а не одно маленькое государство.

57.4. ПОДДЕРЖКА РОМАНОВЫМИ ЛЮТЕРАНСТВА В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ.
   
           Иначе дела на Руси пошли при Иване Пятом Ивановиче – воспитаннике и ставленнике  Романовых. Сами Романовы были уличены в ереси. Поэтому Ливонская война была прекращена, положение лютеран при дворе резко изменилось в лучшую для них сторону. Лютеранские бюргеры поселились в крупнейших городах Владимиро-Суздальской Руси – Владимире, Костроме, Угличе, Нижнем Новгороде и, конечно, в Москве. Царь обрушился с репрессиями и стал наказывать представителей православной церкви, которые препятствовали распространению протестантизма.
           Немецкие купцы, торговавшие в Москве, с великой похвалой отзывались о царе Иване Пятом Ивановиче, о его веротерпимости и благоприятном расположении к немцам. Они утверждали, что царь разбирается хорошо в различиях между православием и католичеством и всерьез подумывает о соединении церквей.

         Протестанты теперь свободно отправляли свой культ по всей стране. Царь не только защищал еретиков, но некоторых даже приблизил к себе. Многие немцы были зачислены на руководящие должности в опричнину. Эти немцы-опричники особенно зверствовали во время своих набегов на города и села Руси. Была даже попытка сосватать немецкую невесту для молодого русского царя.
         Ничего удивительного в этом тяготении к немцам нет. Иван Пятый Иванович воспитывался ведь в семье Романовых, чья родина была Пруссия.
         Но первая попытка Романовых захватить власть на Руси провалилась. Опричнина потерпела поражение, Романовы подверглись репрессиям, а погибших и умерших еретиков было запрещено даже хоронить по-христиански.
       
57.5. НИКОЛО МАКИАВЕЛЛИ. КРАТКАЯ СУТЬ ЕГО УЧЕНИЯ.
 
       Иначе дела обстояли в Западной Европе.  Там Реформация развернулась во всей своей неприглядной красе и получила идеологическое оправдание уже среди мыслителей и литераторов средневековья. Среди них особенно выделился флорентийский политический мыслитель, писатель, военный теоретик НИКОЛО МАКИАВЕЛЛИ, живший предположительно в 1469-1527 годах.

         В основных своих произведениях «Государь» и «Князь» он сформулировал развернутую программу действий для новых правителей. Она подана Макиавелли, как новая философия политической жизни, идеология и практика его эпохи. Среди них особенно выделилась "Доктрина двух истин". Хотя эта философия и идеология радикально не отличаются от всего того, что практиковалось в Египте, в Западной Европе, в некоторых районах Азии и раньше за много лет до самого Макиавелли. Он только придал им законченный и наукообразный вид.

57.6. ДОКТРИНА ДВУХ ИСТИН.

       Так, например, «доктрина двух  истин», которую сейчас называют «политикой двойных стандартов», существовала уже в «Древнем» Египте. Здесь все от пахаря и до высшего сановника верили в пантеон Богов. Они поклонялись многим Богам и искренне молились в храмах Бога Ра и Богини Птах, в храмах Амона, Осириса, Исиды, в храмах Бога земли Геба и Богини неба Нут. Множеству Богов возносились почести, пели гимны, приносили жертвы. Им поклонялись все и верили всем Богам.

           Но тому, кто достигал главных степеней жреческого посвящения, открывалась другая высшая истина. Суть ее в том, что  нет множества Богов, - говорили посвящаемому жрецы, носители тайны тайн, - нет ни Осириса, ни Амона, ни Ра. Нет разных Богов. Есть только один Бог и ему надо слепо поклоняться. Правда,  имени  его не называли, так как, вероятно, сами не знали. Кстати, имени Бога-отца не известно до сих пор всем верующим христианам и никто не знает, как он конкретно выглядит и даже как его зовут. "Бог", "Господь" и всё! 
         Тайное общество ассасинов (убийц) в Азии, относящихся к исмаилитам-мусульманам, придерживалось основных положений Ислама. Члены общества верили в Аллаха, исповедовали традиционные нравственные нормы и религиозные обряды, делили всех на мусульман и неверных. Но это были непререкаемые истины только для тех, кто стоял на низших ступенях тайного общества. Достигшим высших степеней посвящений, открывались иные, прямо противоположные истины - веры не существует вообще и все религии лживы. Религиозным предписаниям, как и законам нравственным, можно следовать, а можно и забыть о них. И не имеет значения кто ты – мусульманин, иудей или христианин. Между людьми нет различий.

        Один их руководителей ассасинов Хасан Второй приоткрыл для непосвященных часть этой тайной доктрины. Он объявил, что все религии несовершенны и лживы, что нет ни добра, ни зла и что человеку все дозволено. Хасан Второй в своих проповедях освобождал своих последователей от всяких уз совести и морали. Освобожденные от морали и совести последователи, следуя его учению, вскоре  убили своего наставника.
       Этому же принципу «двух истин» - для «внешних» и «посвященных»,  придерживались рыцари  Ордена тамплиеров-храмовников. Для «внешних» они были набожными людьми, поклонялись кресту, посещали церковь, прибегали к исповеди и причастию. Для «посвященных» были у них другие истины. Современники утверждали, что во время своих тайных сборищ храмовники плевали на крест, попирали его ногами, поклонялись странному идолу, обтянутому человеческой кожей, занимались колдовством и пытались вызывать души умерших. Орден тамплиеров был разгромлен королем Франции Филиппом Четвертым Красивым в октябре 1307 года (по скалигеровской хронологии).

        «Доктрина двух истин», точнее - ДВУЛИЧИЕ правителей, высших религиозных и и государственных деятелей была одним из приемов сокрытия истинных конечных целей, которые ставили перед собой тайные общества и высшие деятели любого государства. Когда человек вступал в такое тайное общество или еще только пробивался в высшие органы власти, ему говорили и он сам распевал хвалебные оды о высокой нравственности, о необходимости следовать добру и противодействовать злу и т.д.  Но когда, вступивший в тайное общество или получивший высокий чин в государстве человек, достигал определенной степени посвящения или становился составной частью державной элиты, он слышал и сам утверждал совершенно противоположное. Прежние понятия о высокой нравственности, праве, законности получали правильное определение только через главных и часто тайных руководителей святых обществ и государств. Иными словами – нравственно все то, что ведет  к успеху и победе, которые соответствуют целям их руководителей. Две истины, две морали, а, возможно, есть и три и больше истин и моралей?


Рецензии