День-военно-морского врача

Год назад я узнал, что есть такой праздник – день военно-морского врача. Ни тогда, когда сам служил на подводной лодке и был начальником медицинской  службы, ни спустя много лет, не знал о существовании такого праздника, утвержденного еще в далеком 1939 году.  Причем это праздник не просто военных врачей, а именно военно-морских.  А это большая разница.

На суше у любого врача есть возможность получить совет или помощь от других врачей. Если  непогода, то на вездеходе может быть доставлен  нужный специалист даже в отдаленный гарнизон. А если погода позволяет, то  вертолетом можно отправить больного в госпиталь.

Медик на надводном корабле - тоже та еще профессия, но в сложном случае прилетит вертолет, пациента заберут на берег, крейсер с большим, хорошо оборудованным медпунктом и или плавучий госпиталь с бригадой специалистов.  У подводников связи с внешним миром может и не быть, поэтому возникшие на борту проблемы единственный в экипаже врач решает самостоятельно.

Врач на подводной лодке - наверное, самая экстремальная из медицинских специальностей. Попробую  рассказать, как проходят операции на дизельных субмаринах, где и медицинского отсека-то нет.

Но вначале о той подводной лодке, на которой я служил.  Это была большая подводная лодка, вторая из серии субмарин, построенная с использованием данных по строительству лучших немецких подводных лодок XXI  серии, построенная в Ленинграде.

Вот её история.  Но вначале о подводных лодках серии 611, к которой принадлежала лодка, на которой я служил.
Подводные лодки проекта 611 — серия советских подводных лодок (по классификации НАТО — класс Zulu). Относились к подклассу больших подводных лодок, предназначались для действий на океанских коммуникациях. Всего было построено 26 единиц. Развитием проекта 611 послужил более успешный и массовый проект 641.

Строительство головной лодки проекта началось 10 января 1951 года на ленинградском судостроительном заводе № 196 (ныне — «Адмиралтейские верфи»). После завершения строительства она стала самым большим подводным кораблём в СССР. Последний корабль серии вступил в строй 15 июля 1958 г. Строительство велось на судостроительных заводах № 196 «Судомех» в г. Ленинграде (8 единиц) и № 402 в г. Молотовске (Северодвинске) (18 единиц). Лодки подобного водоизмещения считались большими океанскими, поэтому получили литер Б, или Буки, а кое-кто называл их «Букашками».

Как вы поняли, подводную лодку, которая была второй в серии из 26,  построили в Ленинграде. Вот что об этом написано в официальных документах:
15.10.51 – Б-63(пр.611) зачислена в списки кораблей ВМФ СССР;
06.02.52 – Б-63(пр.611) заложена на заводе №-196 "Судомех" в Ленинграде, зав.№-632;
18.07.52 – Б-63(пр.611) спущена на воду и зачислена в состав 39-го дивизиона 93-й бригады СиУ ПЛ КВМК;
30.06.54 – подписан приёмный акт ДЭПЛ Б-63(пр.611).
июль 1954 – Б-63(пр.611) вошла в состав 93-й бригады УиС ПЛ КВМК (Кронштадт). Командиром лодки стал  капитан 3 ранга Шишкин В.Н.

Как же подводная лодка оказалась на Тихом океане, могут задать вопрос дотошные читатели, тем более что она предназначалась именно для Тихоокеанского флота? А вот как.
 
Как-то я читал мнение одного историка, который считал строительство Беломорско-Балтийского канала зряшной тратой денег и сил тысяч заключенных, которые и строили этот канал. Мол, полгода это канал не функционирует, так как вода замерзает.  Но уважаемый историк забывает, что в те годы попасть из той же Балтики в Баренцево море вокруг Скандинавии  нашей стране было невозможно. А между тем Арктическое побережье требовало защиты, норвежцы хищнически вылавливали рыбу в наших территориальных водах.  На севере у нас в те годы только начиналось строительство судостроительного завода в городе Молотовске (ныне Северодвинск). Вот и пригодился этот канал для того, чтобы переправить военные корабли на север.  Для этого были ЭОНы – «экспедиции особого назначения (ЭОН)» — ряд длительных переходов оперативных соединений кораблей ВМФ СССР с целью их переброски с одного Флота на другой, проходивших в предвоенный период, годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.

ЭОНы формировались приказами высшего военного руководства и были номерными.
Первая экспедиция, ЭОН-1, состоялась в 1933 году.
Переброска 2 эсминцев, 2 сторожевых кораблей и 2 подводных лодок из Кронштадта в Мурманск по только что построенному Беломорско-Балтийскому каналу с целью создания Северной морской флотилии — первого формирования Северного флота СССР.

К тому времени, как была построена Б-63, уже не требовалось формирование ЭОНов, лодка в надводном положении, по системе Беломорско-Балтийского канала была передислоцирована в состав 161-й бригады ПЛ 33-й дивизии ПЛ КСФ (г. Полярный). Это случилось в мае, как только на канале началась навигация.

Но лодка же должна была быть передислоцирована на Тихий океан, чтобы войти в состав Тихоокеанского флота.  Для этого требовалось провести лодку Северным морским путем. Это сейчас, когда на Земле потепление, льды Северного ледовитого океана тают, ледяной покров уменьшается, сделать проще, а вот в те годы лед был толстый, и провести военный корабль было опасно.  Хотя такой опыт уже был.

Перед выходом подводная лодка Б-63 была специально подготовлена. Проведено размагничивание корпуса, пополнены все запасы, установлены съемные дерево-металлические щиты вместо волнорезов торпедных аппаратов, буксирующие устройства для буксировки лодки впритык за ледоколом.  В мае лодка официально вошла в состав ЭОН-65, а в июне вышла в море для отработки  плавания в строю кильватера, а также в специальном ордере в 2-х кильватерной колонне.  С 7 июля 1955 года начался межфлотский переход из г. Полярный в бухту Провидения на Чукотке и далее на Камчатку.  Командовал лодкой в этом переходе В.Н.Шишкин.

В 1955 году из Полярного Северным морским путем пришли на Тихий океан две лодки проекта 611 - Б-62 и Б-63. Первая из них вскоре стала родоначальницей ракетных подводных сил Тихоокеанского флота, а Б-63 с опытным североморским экипажем осенью 1956 года вышла в океан на полную автономность - 75 суток. Степень секретности этого плавания была такова, что даже через 15 лет в первой публикации о нем не были названы ни сама лодка, ни фамилия ее командира.

И вот теперь, полвека спустя, настало,  наконец,  время назвать имена тех, кто положил начало дальним походам наших подводных кораблей. Возглавил то плавание начальник штаба 182-й бригады подлодок капитан 2-го ранга А. М. Гонтаев, а командовал Б-63 Владимир Викторович Попов. Старпомом был В. П. Бенедиктов, замполитом - В. И. Ушаков, помощником командира - Н. А. Шумков. Боевыми частями руководили офицеры А. П. Пузин, Ю. М. Клубков, В. Н. Корнеев, Н. П. Фролов, им помогали командиры групп В. А. Ильичев, Е. П. Бахминов, И. А. Гринев. На поход к Б-63 были прикомандированы опытнейший флагманский штурман А. Н. Дашиев, политработник Б. М. Ефремов и врач М. С. Сирадзе, под руководством которого в этой автономке была успешно проведена первая операция по удалению аппендикса на лодке, находящейся в подводном положении.

Как видите, уважаемые читатели, именно на той подводной лодке, на которой проходил службу я, в далеком 1956 году была сделана успешная хирургическая операция.  Но, честно скажу, в те годы, когда я служил, об этом  никто не рассказывал.  Возможно, из-за того, что я пришел служить в августе 1971 года, когда лодка проходила капитальный ремонт на заводе во Владивостоке. Естественно, никого их прежнего экипажа уже не было, и многие факты из истории своей субмарины я узнал из Интернета всего года три назад.

А сейчас я поведаю, как должен действовать врач подводной лодки, которых обычно уважительно все называют «док».  Сразу скажу, мне делать операцию в море делать не приходилось, это чисто теоретические рассуждения. Самостоятельно операцию аппендицита я сделал под контролем врача-хирурга на кратковременной стажировке главном госпитале Тихоокеанского флота.

При внезапном приступе аппендицита, ранении или другой неприятности, требующей срочного хирургического вмешательства, в операционную превращается кают-компания - единственное на подлодке помещение с большим столом. Первым делом здесь проводится влажная приборка: стены, пол и мебель протираются теплым раствором перекиси водорода. В это время отсек проветривается, чтобы в нем не скапливалась влага.

Затем над столом закрепляют специальный шатер, защищающий  операционный стол от капель конденсата с потолка. Если такого шатра на лодке не оказалось или он уже побывал в употреблении, навес мастерят из чистых простыней. Операционный стол застилают клеенкой и чистыми простынями, рядом крепят стойку с флаконами физраствора и на полчаса включают кварцевую лампу.

Пока она убивает микробов в кают-компании, корабельный врач с помощником (на лодке он зовется инструктор-химик-санитар) собирают необходимые инструменты. Зажимы, щипцы и другую вспомогательную технику 30 минут кипятят в стерилизаторе. Скальпели, стеклянные ампулы с хирургической нитью и щетки для мытья рук два часа вымачивают в медицинском спирте.

Набор медикаментов для подводной операции скромен: йод и спирт для дезинфекции, кофеин, цититон и адреналин на случай остановки сердца или дыхания, обезболивающее промедол, специальный медицинский клей для закрепления повязок и нашатырь для приведения в чувство как пациента, так и чувствительного помощника.

Готовится к операции и больной. Он по возможности моется в душе, место разреза тщательно выбривается. За полчаса до перевода в кают-компанию пациенту вкалывают коктейль из промедола, расслабляющего мышцы атропина и димедрола на случай аллергических реакций.

Врач и ассистент подстригают ногти на руках и долго моют ладони: сперва 10 минут щеткой и мылом, потом держат их в двух растворах нашатырного спирта. Вытирают насухо и еще три минуты протирают спиртом обычным. Кожу под ногтями  и между пальцами смазывают йодом. В качество ассистента обычно выступает самый выдержанный офицер, а роль операционной сестры выполняет санинструктор-химик.

Затем операционная бригада облачается в стерильные халаты и маски, дежурный санитар специальным зажимом подает им перчатки из упаковки или стерилизатора. Завершает подготовку раскладка на дополнительном столе инструментов, тампонов и извлеченных из ампул ниток. Когда пациента кладут на стол, санитар привязывает ему ноги, чтобы в случае судорог тот не опрокинул столик с инструментами.
Пока длится операция, входить в кают-компанию не может никто из экипажа - даже командир.

Все, что я написал выше, было в инструкции, которую каждый врач подводной лодки должен был рассказать флагманскому врачу, прежде чем получить разрешение на самостоятельное управление медицинской службой.  Однажды на УТС (учебно-тренировочное судно) я присутствовал на специальном учении по разворачиванию операционной в кают-компании подводной лодки. После ввода в состав действующих кораблей на подводную лодку были загружены все укладки, в которых были инструменты, материалы, медикаменты, которые могут потребоваться врачу во время плавания в море. Загружалось и очень большое количество медицинского спирта 96 градусов, других растворов  Спирт требовался не только для операции, но и для многих других целей, часто заменял пресную воду для мытья рук и лица.

Операция по удалению аппендицита, сделанная на борту нашей лодки Б-63 доктором М.С.Сирадзе, была не единственная в советском военно-морском флоте.  Делалась такая операция на борту атомной субмарины К-279 в северной Атлантике.  Я читал, что там возникли какие-то осложнения, больного потребовалось эвакуировать в госпиталь. Лодка выполняла секретную операцию «Атрина», но пришлось спрашивать разрешение у англичан всплыть, чтобы прислать за пациентом вертолет.  И когда наша субмарина всплыла в центре английской эскадры, для них было большой неожиданностью. Они не знали, что рядом с ними плавают советские подводные лодки.  Больного забрал вертолет, лодка погрузилась и пропала… Наши моряки-подводники умели уходить от преследования самолетов и кораблей вероятного противника.

Как известно, в подплав отбирают самых крепких по здоровью парней. Даже отсутствие во рту 6 зубов является противопоказанием к службе на подводной лодке. Перед автономкой весь экипаж проходит санацию полости рта у зубного врача на береговой базе, обязательный медосмотр Все, кто работал к=на камбузе и вестовые в кают-компании, сдавали анализ кала на диз-группу.  Так что мне во время выходов в море не приходилось ни делать операцию, ни даже вырывать больной зуб, хотя все возможности для этого на лодке были.  Это не значит, что я не лечил всевозможные травмы, расстройства желудочно-кишечного тракта, простудные заболевания, но только в море. Если лодка находится в базе, для этого существуют лазареты и госпитали.

Еще очень важный раздел работы врача на военно-морском флоте – сохранение санитарно-эпидемиологического состояния корабля.  Если на надводном корабле это можно сделать, то на подводной лодке, особенно дизельной, практически невозможно.  Почти все поверхности ручек, тумблеров, рычагов, кремальер дверей покрыты тонким слоем солярки от рук матросов и старшин подводной лодки. Все мы ходим по одной палубе, и прикасаемся к одним и тем же рычагам.  Руки дизелиста или трюмного машиниста априори  не могут быть чистыми. Так что все годы службы я проходил в кожаных перчатках,  которые снимал только в кают-компании и в каюте, когда укладывался спать.

Каждое утро во время выхода в море я делал обход всех отсеков лодки на предмет выявления жалоб личного состава на заболевание. Перед обедом и ужином делал пробу блюд, приготовленных коком. Тоже самое было и обязанностью вахтенного офицера.  Перед завтраком и вечерним чаем этого не требовалось, так как подавались консервированные продукты, и делать пробу кипятка не требовалось.

От всех моряков-подводников на дизельных лодках шел неистребимый запах солярки.  Конечно, когда мы приходили в базу, принимали душ и переодевались в повседневную форму, брызгали на себя парфюмом, такой запах не ощущался.  Так что в отличии от врачей на суше, в лазарете или в госпитале, от которых пахло карболкой или другими дезинфицирующими средствами, в обычное время на лодке  от меня шел запах солярки.

Среди моих виртуальных друзей в социальных сетях есть немало моряков, и врачей военно-морского флота. Так что этот свой опус я посвящаю им, военно-морским врачам.  Будем жить!!!


Рецензии
Саша, я не знала о таком празднике. Рассказ получился невероятно интересным и трогательным. Значительно расширил представление о жизни подводников. С праздником
тебя и всех врачей военно-морского флота.
С уважением и пожеланиями дальнейших творческих успехов, Галина.

Галина Еньшина 2   02.08.2020 18:21     Заявить о нарушении
Вот и я до прошлого года не знал, что есть такой праздник, пока меня не поздравил мой сокурсник Володя Перфильев, который остался в кадрах и служил на Черном море. У флотского врача больше организационной работы, чем лечебной. Особенно тяжело плавать в зимнее время или в тропиках. Но служба быстрее делает из студента мужчину. Так получилось и со мной.
Спасибо за комментарий, Галя. Всех благ желаю.

Александр Щербаков 5   02.08.2020 19:07   Заявить о нарушении