Нет мира под оливами

 Скажи мне, ветка Палестины

Где ты росла, где ты цвела?

Каких холмов, какой долины

Ты украшением была?

У вод ли чистых Иордана

Востока луч тебя ласкал,

Ночной ли ветр в горах Ливана

Тебя сердито колыхал?

М. Ю. Лермонтов

Есть в природе дерево, сила и влияние которого на человечество трудно переоценить. Это дерево олива.

Скромное на вид, оно пустило глубокие корни в поле человеческой культуры и объединило ее разнообразные стороны. Развитие средиземноморской и европейской культуры, религии, медицины, торговли, спорта, искусства и литературы невозможно представить себе без его нежного и могущественного образа.

Этот образ не раз вдохновлял художников и поэтов. Крона оливы, капризно меняет цвет и интригует глаз художника. В пасмурный день листья дерева поворачиваются к солнцу своей темно-зеленой выпуклой стороной. На ярком солнце листья оливы подставляют ему свою серебристую, вогнутую сторону. В ветреную погоду все листья одновременно поворачиваются то одной, то другой стороной, как будто обмахиваются веером. Это магия цвета, которую трудно выразить словами, но под силу выразить художнику

Провансальские оливы способствовали рождению импрессионизма

В 1899 году художник Ван Гог отправился на юг Франции и писал оттуда брату:-

«Ах, милый Тео, если бы ты мог взглянуть сейчас на здешние оливы, на их листву цвета старого позеленевшего серебра на голубом фоне. А оранжевые пашни! Это необычно тонко, изысканно, словом, нечто совсем иное, чем представляешь себе на севере… В шелесте олив слышится что-то очень родное, бесконечно древнее и знакомое. Они слишком прекрасны, чтобы я дерзнул их написать или хоть задался такой мыслью».

Но он дерзнул. Врачуя свою измученную душу Ван Гог за всю жизнь написал 18 картин, изображая оливы.

Ренуар также был очарован светотенью оливковой листвы: —

«Она сверкает как бриллиантовая, — писал он в своем дневнике.- Она розовая, она голубая, и небо, играющее над деревьями, такое, что в пору с ума сойти.»

   В 1907 году Ренуар купил себе оливковую рощу в Кан- сюр -Мер. Ему было 66 лет и его мучил артрит. Бывший хозяин хотел вырубить рощу, чтобы выращивать на земле цветы. Ренуар говорил, что в жизни не видел таких прекрасных деревьев как оливы, и мысль о том, что им грозит гибель, была ему невыносима. Вместе с женой Алиной они купили землю с рощей, и построили дом. Рядом с домом разбили изысканный сад.

 Олива стала главной героиней «перламутрового периода» в творчестве Ренуара. Он выстроил себе в роще деревянную студию и любил ставить обнаженную натуру на траве, чтобы солнце сквозь ветки олив кружевами падало на кожу   


   Некоторые деревья этой рощи посадил еще Франциск 1 во время перемирия в войну, которая шла в 16 веке. Все они вымерзли во время великих заморозков в Провансе в 1709 году. Тогда у многих деревьев погибла вся крона. Старейшие оливы на картинах Ренуара хранят следы перенесенных тягот, скрюченные ветки, оголенные корни, шрамы от утраченных ветвей.

   Об этом вспоминает Ричард Мейби в своей книге «Какое дерево росло в райском саду? 40000 лет великой истории растений». В этой замечательной книге, единственной из многих его книг переведенной на русский язык, Richard Maybe рассказывает какая огромная жизненная энергия, выносливость и стойкость есть у деревьев, живущих своей собственной жизнью, не всегда понятной человеку.

   Первыми из пост-импрессионистов оливы написал Сезанн в пейзажах горы Сен Виктуар в Провансе.
 «Оливковая роща в саду Морено» одна из впечатляющих картин Клода Монэ.

   Все знают голубку Пикассо с оливковой ветвью в клюве, ставшую всемирно известным символом Голубь Мира. Оливковые деревья писал Анри Матисс и известный израильский художник Алекс Левин, наш современник.

   Образ Средиземноморья, хорошо описал английский писатель Лоренс Даррелл в книге «Келья Просперо»:

« Все Средиземноморье — статуи, пальмы, золотые четки, бородатые герои, вино, идеи, корабли, лунный свет, крылатые горгоны, бронзовые люди и философы, — все это зреет в горьковатом, терпком вкусе этих черных оливок: вкусе, столь же древнем, как вкус чистой воды».

Гарсиа Лорка сравнивал оливы с испанским веером:

«Масличная равнина распахивает веер, запахивает веер. Над порослью масличной склонилось небо низко, и льются тёмным ливнем холодные светила. На берегу канала дрожат тростник и сумрак, а третий — серый ветер. Полным-полны маслины тоскливых птичьих криков. О, бедных пленниц стая! Играет тьма ночная их длинными хвостами».
Перевод м. Цветаевой

   В иудаизме и христианской религии оливковая ветвь также является эмблемой мира. Это связано с библейской легендой о Великом потопе и Ноевом ковчеге: после потопа, голубь, выпущенный на разведку земли, вернулся к Ною с оливковой ветвью.

   Олива является священным деревом у иудеев, христиан и мусульман.
В иудаизме и исламе олива получила статус Древа Жизни. Темно-зеленая оливковая ветвь, как эмблема мира, присутствует в гербах государств: Италии, Франции, Португалии, Сербии, Кипра, Заира, Тонга. Западного Самоа. Оливковая ветвь отличает эмблему ООН и других международных организаций, чьи миссии призывают к борьбе за мир во всем мире. Присутствует оливковая ветвь и на гербе Израиля.

 А мира как не было, так и нет.


Рецензии