Завтрак у Тиффани

  Вчера случилась гроза, бурная и внезапная - повалило деревья, залило водой окна, даже курить было сложно - капли пробивали москитную сетку.
  Заодно вырубило тырнет, и что, прикажете от руки, хотя психологи уверяют, что так лучше - поздно спохватились, поезд давно отъехал. Слава богу, починили, а сегодня снова обрыв - уже по другой причине.
  По-любому, цивилизация в опасности, третьего дня даже горячую воду отключали - трудно быть богом, ох, трудно.

  Не понимаю - говорил молодой успешный бизнесмен, стоя в мужской раздевалке в одной штанине - зачем люди вкладывают такие деньги в искусство. Сам недавно приобрел, вернее, богатые родственники подмогли, запредельно дорогой БМВ - лучше бы купили машинку, и тут он плотоядно улыбнулся - ни с какими картинами, скульптурами не сравнится. Живая, подолгу разговариваем, а если дома нелады - сами понимаете, жена строгая, сразу бегу к ней. Сяду, руль поглажу, дверку приоткрою, музычку включу - глядишь, потихоньку, помаленьку отпустит. Никогда не подводит, ласточка.

  И я не понимаю, поддержал тему адвокат, по-правде говоря, в музеях стало бы гораздо интересней, если бы вместо картин выставлялись хорошие машинки, целиком, в разрезе или по частям.

  Вы серьезно, спросил озадаченный младобогатей.

  Вполне, а так отдашь тридцать евро и че - парад гобеленов, картин или скульптур - ни уму, ни сердцу, даже пива не нальют.

  Шутите, догадался мистер успех.

***

  Первый замечательный предел, стражники вечности. Достоинство, честь, отвага и мужество, скромность, вежливость и благородство, стыд и совесть, глагол и добро, искренность и сердечность. Ум, эрудиция, память. Профессионализм, гражданственность, патриотизм и вера.

  Второй, конница прогресса. Деловитость, оборотливость и удачливость, умение нести риски, разумный авантюризм, стремительная карьера. Харизма, пафосность и респектабельность. Стиль, вкус, хорошие манеры, статус, связи и положение, благополучие и снисходительность.

  И третий - слуги дьявола, адепты хаоса. Жадность, хамство, агрессивность. Манипулирование, истеричность, лживость. Нигилизм, наплевательство и бессердечие. Снобизм, заискивание или уничижительность. Трусость, предательство и обман. Самолюбование, невежество и самодовольство.

  Мы-люди всякие, и такие в том числе. Более того, сами не знаем, когда что полезет, что-то точно полезет, а вот что именно - божественный свет, дионисийская иррациональная хитрожопость или ее величество выгода, одному богу известно.
  В собственной речи-представлении, хотите, презентации - да, скорее первые и вторые, чем третьи - во всяком случае, хотим казаться, хотим, чтобы нас так воспринимали. Выгодный свет. Или поздравительных адресах, тостах, славословиях - благо, не анкетные данные и не медицинская карта, не крестики-нолики и не морской бой.
  Говоря слово "я" исчерпываем смысл целиком - все понятно без вопросов. Я - это доступное, подручное сущее, единственное, которое изнутри понятней, чем снаружи.
  Но только в целом.

  Я и другой, я и время, я и совесть - но есть обстоятельства, которые сильнее и которые всякий раз диктуют злую волю.

  Я и бытие, я и добро, я и достоинство - тяжела шапка Мономаха, лучше по-жизни, по-человечески, сами понимаете, всяко бывает, а кто старое помянет, тому глаз вон.

  Я-правда, я-история, я-эволюция - если копошится, никаких нервов не хватит, лучше, чайку или не знаю, фотки с внучкой, плетью обуха не перешибешь.

  Я-власть, я-воля, я-поступок - но стоит копнуть поглубже, окажется, что в натуре никаких героев нет, более того, чистых нет, все замазаны. Вон Догвилль, к примеру, или Ностальгия Тарковского - ему баба в ножки тянется, а он, нескладный, в каналюге прячется. Чужая душа потемки, но если прозвучит тревога, дадут ружье, тогда посмотрим, а так - суета сует и всяческая суета.

  По ипостасям сложновато, обременительно, лезет всякое, проще махом - хороший, и дело с концом, честный, на худой конец, добрый - поди опровергни.
  Речь, как спасение, где налицо успех и благородство, человечность и жертвенность, и конечно любовь, куда без - кошки, собаки, детки, родители. Итальянский сыр, модный лук, Гоа и серфинг.

  Человек - вещь, миллион вещей, навешанных на главную - хранилище, пристанище, обслуга, потребляющая и потребляемая, одушевляющая и одушевляемая, заботливая и подлежащая заботе среда, и его история - это история вещи - как сделали, хранили, добавляли качеств. Ломали, чинили и снова ломали - травмы, те самые, детские, ужасные, пожизненные. Как пользовались, мыли, стирали, одевали, заставляли делать другие вещи - приятные или не очень.

  Жизнь в мелочах и дьявол в нюансах, зато смысл везде - и в темноте, и на поверхности. В темноте - собственный, утаенный, а на поверхности - всеобщий, разделенный, окутанный миллионом объяснений и примеров, пристойный, эстетически безупречный, вкусный, в конце концов.
  Как можно не любить Моцареллу, Каву или Хамон, не мечтать о Феррари или Ламбе, не вожделеть скромных драгоценностей от Тиффани - не этих, которые на диких нуворишах, а стильных, почти незаметных, тончайших, чуть проступающих из-под обаяния личности.
  Ничто человеческое людям не чуждо, в том числе, простительные слабости, а комфорт он и в Африке комфорт, и те, кто выступает против, в лучшем случае, бородатые, архаичные придурки - в каком-то смысле враги счастливости, пригожести и пристойности - короче, как ни крути, ущербные.

  Собственно, жить от вещи, это все равно жить - проникаться, погружаться, наслаждаться, соединять и соединяться с другими в модном интерьере или стильном дизайне, хвастаться - разумеется, изыскано, чтоб без перехлеста, свойственного нижним чинам, с соблюдением положенных протоколов - и узнавать себя, ведь там отражается успех и благополучие, стиль и вкус, мало, тот особый шик, хотите, шарм, присущий сложно-составному объекту - вещи и ее обладателю.

  Субъект-объектная ориентация, даже онтология. Вещь, как высказывание - вместе с речью, а может, вместо. Социальный организм с миллионом индивидуальных особенностей - трещинки, родинки, пристрастия. Травмы, особенно детские и несбывшиеся ожидания.
  Жизнь, как излечение. Или извлечение - себя из вещи, вещи из себя, не суть.
  Почему порой страшно, тоскливо и холодно - цена отрицания. Бога, души и бытия.
  Хороша лишь поверхность, контур, но изнутри пусто - дырка размером с бога, куда дует, тянет и сквозит - ничего, зато наружу блестит ярче тысячи солнц.

  Скажете, не все такие и нет ничего плохого в модной одежде, удобной квартире или новенькой машинке, это всего лишь простые удобства.
  Охотно соглашусь - любят кино, ходят в театр и на выставки, читают кое-что, особенно из современного - короче, развиваются, телесно и духовно растут.
  С последним правда не очень - скорее, привычно потребляют, только уже интеллектуальный продукт - видели, касались и нюхали не значит обратили в собственность, присвоили и осознали. Посмеялись, всплакнули, приобщились - плохо ли.

  Само собой, когда под забором яблочное из горла, или дети-замарашки пухнут от голода, или жена в двадцать как в шестьдесят, ничего хорошего. Страшно смотреть.
  Как страшно смотреть на неизлечимо больных или инвалидов детства, боевые действия, войны и эпидемии, уносящие жизнь за жизнью. Или истязания, издевательства и унижения. Другой отсчет, иная шкала.

  Нет универсума "все хорошо" или " все плохо", как нет всеобщего обязательно блага, начисто избавленного от всякого зла. Но банальное "каждый выбирает по себе" верно лишь с оговоркой - если действительно выбирает от себя, а не соглашается с навязанным, с тем, что маячит прямо перед носом, что не требует никаких усилий в силу привычности или традиции, семейного уклада или авторитетного указания, больших раздумий и тягостных переживаний, и где не надо ломать голову - только руку протяни.
  Боже упаси отказаться от благ, вещей и комфорта в угоду духовной позе, видимости интеллектуального затворничества или творческого отшельничества - плавали, знаем. Перельман - гений, исключение, это значит не надо за ним.
  Но где кончается необходимость и начинается злоупотребление - с какой метки потребление порабощает, подавляет человеческое в угоду чужому и вещному, где проходит граница и как нащупать баланс.

  Это как с едой - совсем без нельзя, но переедание опасно. Или алкоголь, никотин, сладкое - каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
  По-моему, на скуке, пресыщении и утрате смыслов, когда изнутри вырастает вопрос "зачем" - и если прислушаться, окно откроется вновь.
  Останется набраться мужества и просто глянуть правде в глаза.


Рецензии