Историческое событие - Риголетто вновь на историче

 Историческое событие - "Риголетто" вновь на исторической сцене Мариинского театра

 "Риголетто ", опера Верди,  историческая сцена Мариинского театра,  1 августа 2020 года

Так и хочется о вчерашнем вечере выражаться словами, которыми обычно говорят о победах в войне. Сначала, в середине июня, был прорыв карантина (словно прорыв блокады Ленинграда в прошлой войне) первыми гала-концертами Мариинского театра. Потом враг  оказался повержен и регулярными спектаклями на новой сцене Мариинского театра, не за горами маячила и полная победа. Начались представления с декорациями и даже с антрактом! И, наконец, пробил час решающих событий - "Риголетто" на исторической сцене!  Великий театр, Мариинский театр,  единственный в России, возобновил работу на всех своих площадках! Для всего коллектива во главе с его художественным руководителем Валерием Гергиевым - это, несомненно, победа, великая победа! Победа дела и духа над страхом и паникой, неразберихой и меркантильностью! Театр открыл публике двери, вернул музыку в ее жизнь! И не стал ждать "милости от природы", не рассуждал только с точки зрения выгоды, не побоялся заполнения зала на четверть, на треть и на половину! Многие  руководители московских театров открыто заявили, что им это не выгодно, и они  будут ждать сентября, чтобы можно было загружать зал полностью.
Мариинский  театр преодолел, похоже, массу трудностей, разработал (совместно с Роспотребнадзором) стратегический план битвы за публику и победил карантинные преграды!  Возможно, финансово он немного проиграл, но как выиграл в авторитете, уважении и восхищении людей! Всегда радует неравнодушие деятелей искусства к делу, их борьба за культуру как в малом, так и в крупном масштабе! А при мысли о Валерии Гергиеве почему-то возникает ощущение, что он по-хорошему "женат" на театре, это главное в его жизни, а семью, как известно, всегда защищают! 
Так что явно близится и безоговорочная капитуляция карантинных ограничений. "Минует печальное время..."
И "Риголетто" на исторической сцене Мариинского театра с Владиславом Сулимским и Ольгой Перетятько - это знаковое событие на этом пути! Спектакль с декорациями, но без антракта! С аншлагом и восторженными овациями! С цветами поклонников, которые не выносят на сцену, а отправляют прямо в гримерки артистов! А так хочется увидеть, как их снова публично вручают певцам после спектакля!
Сам спектакль был особенным! Очень эмоциональным и волнующим! Как встреча после долгой разлуки!
А "Риголетто" никогда не надоедает! Можно в сотый раз слушать эту оперу и вновь получать заряд ярких чувств от музыки и пения, с интересом наблюдать за игрой артистов, за их героями, нередко обретающими дополнительные нюансы от спектакля к спектаклю даже у одного и того же певца! Особенно, если исполнители первоклассные!

У Владислава Сулимского Риголетто  становится поистине трагической фигурой  шекспировского звучания! Насмехался над жаждущими возмездия отцами дочерей, обманутых герцогом, и сам оказался среди них. Жаждал воздать должное своему подлому хозяину, и убил руками наемника собственную дочь, единственное счастье своей жизни!
Певец живет в этой роли, ему искренне сопереживаешь, одновременно наслаждаясь потрясающим вокальным воплощением роли! Герой Владислава Сулимского  захватывает настолько, что забываешь, что это всего лишь спектакль, что реально никто не умер. Магический голос певца околдовывет! Слезы сами наворачиваются и заставляют сердце чаще биться в такт бешеному ритму дуэта отца и дочери! Невероятный, незабываемый шут герцога Мантуанского! Будь Риголетто не так ослеплен яростью, может заметил бы он приметы рокового решения Джильды спасти неверного, но любимого герцога любой ценой! Даже умерев вместо него!
Джильда Ольги Перетятько психологически отличается от героинь других исполнительниц. Она более уверенная, строптивая, такая недостаточно неопытная, начинающая Розина из "Севильского цирюльника". Она явно себе на уме и не хочет подчиняться строгим запретам отца. Она искренне любит, очень впечатляюще реагирует на измену графа. Причем настолько реалистично, что я невольно вспомнила подобный и единственный случай из своей жизни, когда мне довелось увидеть, как мой молодой человек (мне так думалось) на студенческом вечере, на который он не захотел  пойти со мной, обнимает и подбрасывает в воздух какую-то девушку... правда, в окружении толпы сокурсников. Ужасное  ощущение! Но, как и у Джильды,  ничего не решившее. Мамин любимый студент. Через много лет меня даже угораздило выйти за него замуж (любовь слепа!)... А все было, как я понимаю сейчас, очень просто: он был влюблен в мою маму, а она перевела стрелки на меня, может, из лучших побуждений...
И вокально образ Джильды у Ольги Перетятько был очень притягательным. Красивое звонкое сопрано, с выразительным пиано, легкими верхами и яркими колоратурами! Милая своенравная девушка! Скорее жертва своих желаний, искренности и неопытности!
Очень хорош был и герцог Александра Михайлова! Он у него не казался таким уж злодеем и развратником, скорее  легкомысленным искателем удовольствий. Полный чувства мягкий голос очень порадовал! Некоторые арии, особенно в сценах с Джильдой, были настолько лиричны и искренни, что вызывали не только восхищение, но рождали личные воспоминания и пробуждали во мне мысль, которая временами посещает меня на спектаклях про различных сердцеедов, что каждый из них, в реальной жизни тоже, "спотыкается" об особенную женщину, которая рождает в нем непреодолимые чувства и прекращает эту бесконечную погоню за острыми ощущениями. Мне часто в этой опере так кажется (так и слышу ехидный голос моего друга: "У  тебя, наверное, и порнофильмы должны заканчиваться свадьбой?").
Хороша была и криминальная парочка - Маддолена Анны Кикнадзе с выразительным ярким меццо-сопрано  и Спарафучиле Михаила Колелишвили с мощным басом!
Граф Монтероне Александра Герасимова - грозный голос судьбы! Неотвратимое проклятие! Очень впечатляющая роль!
Порадовало и то, что в этом спектакле и в маленьких ролях у артистов были красивые голоса! Например, у пажа (Маргарита Иванова).
Весь спектакль - просто чудо! Такое счастье!
А сегодня вечером ещё будет "Аттила" с Ильдаром Абдразаковым и Владиславом Сулимским!


Рецензии