Обиды

Ты наверняка слышала фразу “Нужно прощать!”. Порой это даже звучит более агрессивно: “Не простишь - самой хуже будет” или даже простое “На обиженных воду возят”.

Обида - это эмоция, а, как известно, все эмоции нам нужны для того, чтобы ориентироваться в мире, более того, все они в той или иной мере пересекаются с базовыми чувствами, которые есть у каждого ребенка изначально: гнев, боль, страх, радость, любопытство и грусть. Эти чувства по мере роста человека трансформируются и превращаются в “цветок эмоций”. Например, есть такое чувство как ярость - это сильно выраженный гнев, а есть то же чувство, но более слабого оттенка: раздражение. Каждый “лепесток” этого цветка может пересекаться с другими и порождать более сложные чувства, например легкую ностальгию - сочетание слабо выраженных печали и боли.

Обида - тоже пример синтетического чувства, она сочетает в себе грусть, боль и гнев. Примерной смысл обиды такой: “Я грущу потому, что мне больно, и злюсь на того, кого считаю причиной того, что мне плохо”. Иногда обида не на кого, а на что, например, на ситуацию, Вселенную или кубик лего, попавший под ногу.

Есть разные сообщества и ситуации: где-то больше принято обижаться, а где-то совсем нельзя. Но даже если мы попали во вторую группу, это не значит, что мы не можем разговаривать о наших переживаниях сами с собой: например, если нас похитили и держат в плену, нормально не показывать свой гнев или обиду похитителям, но можно напоминать себе: я не показываю им свои чувства, но они есть, я помню, что я здесь против своей воли, и я сделаю все, чтобы спастись и защитить себя.
Точно так же сложно показать свои негативные чувства близким людям, особенно если они в трудной ситуации: трудно бывает злиться на уже совсем немощную бабушку или папу в деменции, хотя они могут делать очень обидные вещи и говорить что-то очень неприятное. Но бывает полезно проговорить эти чувства в безопасной обстановке - там, где бабушка или папа не могут услышать, или просто у психолога - это помогает снизить стресс, беспомощность и одиночество. “Да, она старенькая” или “Да, он не понимает, что делает”, но “Со мной нельзя так обращаться” или “Мне все равно неприятно”, или “Я терплю это только потому, что понимаю, что они в плохом состоянии”.


Рецензии
_ как же хорошо лишь то, что можно всё это выразить и возложить.. близкому. или Самому Близкому
_ и как же обделены этой Роскошью многие.. и сам

Сергей Одиниз   04.08.2020 10:31     Заявить о нарушении