Купол собора Св. Петра

(Из цикла «Азбука Рима»)

     Куполоне  (Куполонище,  Царь-Купол). Так гордо и ласково называют  жители Вечного  города  купол собора  Св. Петра. Подъём на него начинается  по удобной и  пологой  лестнице, спроектированной  Микеланджело.  Прежде  по ней поднимались не только люди, но и вьючные животные,  которые доставляли  наверх материалы, необходимые для строительства и ремонта. Теперь эту часть пути можно миновать, воспользовавшись  лифтом.
      Отсюда идёт прогулка   по внутреннему балкону. Это  особое проникновение в сердце  собора, неповторимый и любопытный вид сверху на алтарную  часть  собора. Здесь можно вблизи рассмотреть изображения четырех  евангелистов, мозаичную надпись на  фризе. Свет от шестнадцати  окон, освещает сонм  выполненных  Микеланджело  святых  и пророков. А  вверху  раскрываются  небеса с благословляющим Господом.
    Но лестница уводит дальше вверх,  к  просторной  площадке на  крыше  собора. Тут располагаются сувенирные лавочки и почтовое отделение, где на открытках ставится штамп "Крыша  Св. Петра". Здесь же  с давних пор, со времени строительства собора  располагаются  ватиканские  мастерские,  которые носят  название  «Фабрика  собора  Св. Петра». В этих мастерских изготавливается всё   необходимое  для ремонта и поддержания порядка в огромном хозяйстве собора.
      Здесь с 1696 года  трудился  легендарный  неграмотный мастер-самоучка  Никола  Забалья.  Сызмальства работая подмастерьем  в соборе Св. Петра, он так и не научился ни читать, ни писать. Но   без  математических расчетов и планов он делал  многое из того, что другие полагали просто невозможным.  Очевидцы рассказывали,  что, ознакомившись с проблемой,  Мастер Забалья  делал небольшую  модель, испытывал её  и доводил до ума.  Папа Бенедикт XIV так уважал необыкновенного умельца,  что предоставил  отдельное помещение, где он мог спокойно делать и испытывать свои модели.  Некоторые из них нередко  выставлялись в музеях Ватикана. Для выполнения работ он просил только доски, веревки и несколько рабочих в помощь. Причем сам  работал вместе с подмастерьями. Делал все экономично и быстро.
    Забалья соорудил  хитроумные леса, которые  использовались    при переносе  ватиканского  обелиска в центр площади Св. Петра. С помощью его  систем транспортировали  многотонные  обелиски  на площадь Сан Джованни ин Латерано  и на площадь Монтечиторио. Он же придумал устройство  для безопасной транспортировки  картин из собора  Св. Петра на  площадь Республики в Санта Мария дельи Анджели, когда  картины в соборе заменяли на  микромозаичные  их копии.  Придуманные Забалья  искусные устройства  для снятия и переноса хрупких  фресок,  использовали в XX веке в Египте при переносе храма Абу Симбел  во время строительства  Ассуанской плотины.
     Полагают, что именно Забалья начал изготовление специальной римской  брусчатки,  и подготовил бригаду укладчиков  после того, как на площади Св. Петра,  в грязи завязла папская карета. Клиновидные бруски из темного базальта (размером 12х12х18 или 12х12х6 см)  получили название санпьетрини или сампьетрини от названия площади Сан Пьетро.  Сначала,  в 1725 году этой брусчаткой  была выложена площадь перед собором Св. Петра.  Теперь такое покрытие можно встретить на многих улицах и площадях Рима. Бруски без цементной связки просто  вколачивают  в слой песка или мягкой земли, так что образуется прочное, пружинистое, экологически чистое, «дышащее» покрытие, к тому же поглощающее влагу.
   Последней работой мастера Забалья  был  перенос Пьеты   Микельанджело на то место, где она стоит теперь.
     Умер Забалья  в возрасте 86 лет в 1750 году  и похоронен неподалеку от собора в церкви Санта Мария ин Траспонтина,  на улице Кончильяцьоне.
     В состав Фабрики собора  Св. Петра входит и мастерская по производству  мозаики  и микромозаики. Мозаичные работы начали выполнять в соборе еще в XVI веке. Этой техникой выполнена идущая по фризу надпись «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах". А вот копии  картин, алтари  и мелкие детали выполнены  микромозаикой.  Эту удивительную технику  разработал и представил  к юбилейному 1775 году мастер Джакомо Раффаэлли . Расплавленная стеклянная паста с красителями различных оттенков  вытягивается  с помощью пинцетов в нити (тессеры или смальти)  менее 1 мм толщиной. После охлаждения  эти нити разрезают на крохотные кирпичики, из которых на соответствующей основе создают изображение. Полученное изображение закрепляется  мастикой, а потом  полируется  воском для достижения гладкой и ровной поверхности.  В 1727 году была официально открыта Мозаичная студия Ватикана.  Поскольку ценные полотна, написанные маслом, страдают от воздействия света, влаги, портятся и просто пропадают со временем, их решили заменить  искусно сделанными микромозаичными  копиями. Та же техника микромозаики  использована при оформлении алтарей. Работы эти выполнены с таким мастерством, что недоумевающие туристы удивленно качают головами и подходят ближе, чтобы разглядеть микроскопические детальки. Теперь  в этих мастерских не только делают запасные тессеры для ремонта, но и изготавливают  сувенирные мозаичные изделия, которые  папа и другие представители Ватикана дарят своим гостям.
   С крыши подъем  продолжается  пешком, сначала в створе между двумя куполами, и, наконец, по крутым  винтовым лестницам, (380 ступеней, а всего их 537, если не пользоваться лифтом). И вот с  вершины купола, со 136-метровой высоты, открывается неповторимая круговая панорама  Вечного Города и его окрестностей.
    А теперь присмотритесь внимательно: на  16  ребрах купола можно различить сохранившиеся  железные подсвечники. До  изобретения электричества  их использовали  для освещения собора во время великих  праздников. Накануне специальные рабочие-верхолазы  обвязывались  по поясу  веревками, которые надежно закреплялись вокруг  навершия  купола.  Затем они садились на привязанные корзины  со свечами и потихоньку спускались, расставляя свечи по подсвечникам. К самому празднику отбирали     шестнадцать  самых умелых акробатов.  Перед выполнением этой  сложной  и опасной  работы,  они предварительно  исповедывались  и причащались. Вечером,  по данному сигналу, рабочие, держа в руках зажженные факелы,  быстро спускались, держась за веревки, и под праздничный звон колоколов практически одновременно зажигали все  свечи. Помимо купола весь собор снизу до верху, до самого креста,  разом освещался  свечами, факелами и масляными светильниками.
     В отличие от  современного электрического освещения,  свет от  этих  многочисленных  свечей, факелов и светильников  трепетал  от малейшего дуновения  воздуха,  и вся базилика была залита дрожащим сиянием.
    В 1780 году Гёте  писал, какое восторженное потрясение  он  испытал при виде этого зрелища. Наблюдая  фантастический, сказочный спектакль, просто не веришь своим глазам. На фоне ясного неба с тихой луной  вдруг возникает  громада  собора и купола  в обрамлении сверкающих огней. Подумать, что в этом уникальном и великолепном спектакле собор служит просто сценой. Такое, разумеется, невозможно нигде в мире. Великолепное зрелище длится примерно час. Потом на небе снова появляется  ясная  луна.
   Последний раз так освещали собор  в 1938 году. Теперь воспоминание об этом зрелище  сохранили  только  фото и кадры хроники.
     Редко кто задается вопросом, что за шар сияет на самой верхушке собора Святого Петра? Эта пустая изнутри сфера выполнена из бронзы и покрыта позолотой. И она вовсе не такая маленькая, как кажется издали. Внутри этого пространства вполне могли поместиться до 20 человек. В бронзовой сфере были сделаны прорези, сквозь которые открывается уникальная  панорама. Последним сюда поднимался в 1847 году папа Грегорий XVI в сопровождении царя Николая!
    К сожалению, из соображений безопасности теперь сфера закрыта для посещения


Рецензии