На чьей мы стороне?

У современного человека,  как и у его пращуров, есть картина  мира, в котором мы существуем.

По историческим меркам ещё совсем недавно она была иной. Старую  мы с помощью науки  разрушили и разорвали.  Создали новую, вроде бы совершенную.

Нельзя сказать, что картина Мироздания, существовавшая в представлениях  средневекового европейца, была идеальной даже для него самого:  дыр и изъянов в ней было предостаточно. Но, у той системы была основа основ - Библия, и существовали безразмерные пластыри: «на всё воля Божья», «неисповедимы пути Господни», вот ими,  с помощью пастора, он заклеивал трещины, пустоты и лакуны.

Бессмысленно умалять качество картины мира, которая сложилась в голове современного человека, напрочь лишенного религиозного пиетета перед моделями, в основе которых расположился Всемогущий.

В  представления о Мироздании и у атеистов, и агностиков тоже есть  пятна  неведомого, но  закрываются они уже не ссылками на Божественный промысел, а путём отнесения их к разряду явлений под грифом «а ...  его знает» (вставьте сами). Разница может быть и невелика. Главное отличие, в том, что новому всемогущему и всезнающему «...» не надо придумывать недельную трудовую биографию и отводить резиденцию на небесах. К тому же «...»  не требует неукоснительного соблюдения обрядов и исполнения таинств. И к нормам морали и нравственности он абсолютно индифферентен.

С ним в этих отношениях проще.

Библии на вас нет? Так есть, какое-никакое, образование, оно что-то этакое, похожее на основы мировоззрения и формирует.  Нельзя сказать, что у большинства  живущих взгляд на мир отягощен достижениями наук до такой степени, чтобы не создавать рецидивов «плоской Земли».

Итак, каким видит Мироздание современный, сколько-нибудь задумывающийся об этом, человек?

Самое главное в ведомой ему картине мира заключено в констатации:  человек есть высшая ценность. Не только для него самого, не только для адептов либерализма, но и для всего прочего в этом мире сущего. Из этого признания естественно вытекает,  что в окружающем нас мире все свершавшееся преследовало главную, конечную цель: создание  человека.  Поэтому нет, и не может быть ничего такого, чем нельзя было бы пожертвовать в окружающей нас Природе  ради процветания Меня.

Да, нынешний человек-совершенный в своих воззрениях забрался на вершину, на самый пик его представлений о Мироздании. Но  для того, чтобы утвердиться там он сбросил своего предшественника. Еще совсем недавно там было Человечество. А до него - Бог.

И это  главное. Все остальное - формы трансформации пространства-времени, разбухание или сжатие Вселенной,  наличие темной и какой-либо ещё энергии ... - детали различного уровня существенности.

Отсюда и кредо веры, которое сегодня обходится уже без всякой веры: конечная   цель развития/эволюции всего сущего в окружающем нас гигантском мире есть свобода человеческого индивида. И это обсуждению не подлежит.

Действительно, должны же быть и в атеизме какое-то постулаты. 

Или не должны?

Но вопросы, изначально предлагаемые к обсуждению при посещении Моисеем горы Синай, никуда не делись. И более всего нас интересует первоисточник  глобального общего движения, в котором Природа создала человека. Ведь можно придумать сколько угодно гипотез, начинающихся с момента Большого взрыва, но все они сдуваются от заданного простого вопроса: а что было до?

Если не  углубляться в частности (не смотря на их гигантские размеры) эволюция Мироздания являет собой процесс борьбы двух начал. 

Есть Pro и  Contra. И у того и другого были (есть) изначальные состояния.

Этой позиции противостоит господство абсолютного Ничто. Но и Ничто возможно, только в том случае, если есть Нечто.

При любом отношении к соперничающим гипотезам,  которыми  современная физика объясняет возникновение  всего сущего, бесспорно одно – Большой взрыв (если он был) стал формой разрешения неких противоречий. Можно предположить, что они накопились между Pro и Contra в период, предшествовавший времени Планка.

Противоборствующие начала не исчезли в Большом взрыве и вся дальнейшая эволюция Мироздания являет отражением их  непрекращающейся битвы. Нам неизвестна природа глобальных, изначальных антагонистов, но можно констатировать главное – ничто не противоречит гипотезе о том, что они существуют.

Если дотошный и эрудированный читатель определит написанное, как ещё один вариант панпсихизма, то в этом он окажется неправ. Здесь предлагается позиция, согласно которой вселенная не наделена сознанием, но ее возникновение и развитие имело  импульс, возникший  в результате борьбы, естественных для сущностной системы, противоположных начал.  Реализуясь, этот импульс задал законы развития Мироздания, в которых заложены пределы и компромиссы, они же правила борьбы в процессах перманентного противостояния.

Законы, которые человечество с азартом «открывает», являются ограничениями, демонстрирующими расположение действующей на данный момент линии равновесия Глобальных сил. Это равенство формирует все, без изъятия условия среды существования всех частей составляющих Мироздание. Спин электрона таков, а соотношение массы протона и нейтрона этакое именно потому, что при иных значениях равновесие среды рушится. И все найденные человечеством константы являются буквами алфавита, которыми написан кодекс ведения борьбы  Pro и Contra.

Если встать на позицию, в соответствии с которой всеобщие законы Мироздания  есть регламент противостояния  начал, то возникает вопрос о том, как соблюдаются правила и что не позволяет всему сущему от них отклоняться? Что поддерживает мировую гармонию? Я нахожу, что единственным претендентом на роль всепроникающего регламентатора,  является гравитация.. Пронизывая всё, гравитация поддерживает миропорядок,  в котором может формироваться и существовать только то, что соответствует мировой  гармонии, все остальное обречено на разрушение  и исчезновение.

Существует   Закон смерти Вселенной. Нам он  чуть-чуть приоткрылся в форме второго начала термодинамики.  И мы поняли, что все сущее обречено на необратимое разрушение и распад.

Но Закону смерти совершенно естественным образом должен соответствовать Закон жизни.  Такого Закона -  всеобъемлющего, охватывающего не часть, или части,  а все Мироздание – мы (пока?) не знаем.  В самом общем виде Закон жизни должен описывать противостояние распаду. Это Закон естественных форм сопротивления всего сущего  наступающему хаосу,  демпфирования  тренда роста энтропии. 

Да, повторюсь: Закона антагониста второго начала термодинамики, соответствующего ему масштабом действия и всеобщностью, мы не знаем.  Он не сформулирован. Но поскольку я это пишу, а вы это читаете, то он есть.

Два полюса Мироздания отражают сущность природы. Именно от них происходят «существование» и «исчезновение»  И дальше. Плюс – минус. Действие – противодействие. Количество – качество.  Жизнь  и смерть. 

Эхо противостояния Начал звучит и дальше, докатываясь до человеческой морали: хорошо – плохо.

Диссонансом в мировой гармонии звучит живая материя. Она вышла за пределы регламента, соблюдаемого силами гравитации. Ветка дерева растет в направлении противоположном свободному падению камня. И человек сознательным целеполаганием оказался способен преодолевать гравитацию и создавать нечто подвластное не только ей. Результаты его деятельности по этому признаку выпадают из общей массы материальных объектов мира, и находятся в ином качественном состоянии.

Вопрос лишь в том – на чьей мы стороне? Человечество за какую команду играет: Pro или Contra?

Развитие Homo sapiens, с момента начала его осознанной деятельности, происходило путем и за счет увеличения количества потребляемой энергии. Мы с ускорением колонизируем Природу. Создавая все более сложные конструкции, обеспечивающие повышение эгоистического качества нашего бытия, мы способствуем ускорению n–тропии. Наше коллективное поведение на планете Земля основывается на латентном признании того, что Природа создана/создалась  чтобы  положить свою голову на плаху во имя исполнения главного устремления этой высшей, итоговой  эволюционной субстанции – человека:  его ничем не ограниченной свободы.

Существуя  и развиваясь, Homo sapiens  противостоит Закону жизни. И поэтому у  меня нет сомнений в том, что  мы, как вид, уйдем в небытие.

Но не исключено, что в этом есть смысл: человечество создает почву для появления нового космического качества. Нам на смену придут иные формы разумной жизни, так же,  как мы сменили наших предшественников в эволюционной цепи.


Рецензии