Неожиданный результат

Нет, пожалуй, такого человека, который бы не слышал о восточном гостеприимстве и восточной учтивости. Что касается гостеприимства, тот тут из опасностей, которые могут подстерегать приглашённого, можно назвать разве что переполненный живот, да  необходимость задержаться у радушных хозяев. Но это не так уж и плохо, скорее даже наоборот. Вам, может и даже скорее всего, и самим не захочется уходить, ведь хозяин будет делать всё, чтобы Вам угодить и произвести самое благоприятное впечатление.

Учтивость обычно выражается в расспросах о делах и здоровье, а также взаимных благодарностях. Я даже слышал такую шутку от иранца. Одна беременная персиянка, когда пришёл срок, никак не могла родить. Прошёл год, другой, третий, а ребёнок никак не появлялся. Наконец, через долгое время роженица разрешилась двойней. Тогда женщина спросила у детей, почему они так долго не являлись на свет. На это они ответили, что спорили, кто должен сделать это первым. В целом, обмен любезностями только займёт немного времени, а больше никаких неудобств не доставит.

Но вот желание помочь в купе с, нет, не безалаберностью, так сказать точно нельзя, а с каким-то своим мироощущением, с детской наивностью и простотой, может скрывать подводные камни. Правда предвидеть, какие именно они будут и где точно встретятся, совершенно невозможно. Практически всегда это будет полной неожиданностью.

Как-то в Исфахан на несколько дней прилетала небольшая делегация из Санкт-Петербурга. Когда все дела уже были закончены, нужно было уладить последний хозяйственные мелочи - получить счёт в гостинице. Делегаты, уже поняли, что Восток на самом деле дело тонкое, а посему решили озаботиться получением этого документа заранее. Вылет у них был ночной, поэтому, пока весь персонал на месте можно было быстро и просто решить этот пустяковый вопрос. Нюанс был в том, что для простоты отчётности российские гости хотели получить счёт не в местных риалах, а в американских долларах, причём по рыночному курсу*, по которому они меняли валюту. Собственно, такой вопрос я и задал представителю отеля у стойки регистрации. Он немного подумал, потом сказал, что можно. Я попросил его подумать ещё раз, возможно, проконсультироваться с кем-то на этот счёт, потому что выезд будет ночью и не хотелось бы столкнуться с неприятностями. Он ушёл и, через некоторое время вернувшись, беззаботно произнёс: «Мошкель надаре**». Эта фраза всегда очень настораживает, но сотрудник отеля сказал, что ночью будет работать он же, и сделает счёт в том виде, как мы хотим. На этом мы и порешили.

В два часа ночи настал час истины, гости расплатились, а я взял счёт, чтобы посмотреть, что там написано. К моему удивлению, там всё было напечатано в риалах. На моё замечание, что мы договаривались на сумму в долларах, причём по рыночному курсу, стоявший за стойкой сотрудник, ни капли не смущаясь, принял счета назад, перевёл риалы в американскую валюту, взял ручку и везде под цифрами с риалами подписал от руки новые цифры с долларами. Потом, секунду полюбовавшись на то, что сделал, расписался под каждой рукописной строкой. Затем ещё секунду подумал и заверил всё это дело печатью, после чего с полным достоинства видом передал бумаги мне.

На мои протесты, что так не пойдёт, и нужно напечатать сразу в долларах, он спокойно возразил, что это невозможно, потому что его программа печатает только такие документы. На вопрос, почему же он сразу не предупредил об этом, он также невозмутимо сообщил, что его просили счёт в долларах, он его сделал, это всё что он может.

Пришлось брать, что есть. Уж не знаю, как с этим разбирались бухгалтера в Санкт-Петербурге. Так что, если на просьбу отвечают «мошкель надаре», нужно быть вдвойне, а то и втройне аккуратным и постараться выяснить всё в деталях, иначе потом может быть сюрприз, и хорошо, если он будет приятным, но, как известно, жизнь далеко не всегда преподносит радостные подарки.


* В Иране действует два курса - государственный и рыночный. Государственный значительно ниже рыночного.
** Мошкель надаре - нет проблем (перс.).

Изображение: место действия - отель Аббаси, главный холл (фото с официального сайта отеля).


Рецензии
Константин, добрый день!

Не зря у нас говорят, что восток - дело тонкое. Так что если тебе говорят: «Мошкель надаре», надо очень хорошо подумать, действительно ли проблем не будет.

Всего наилучшего!
ВИП

Вадим Прохоркин   12.09.2022 15:50     Заявить о нарушении
Вадим Иванович, здравствуйте!
Да, там лучше не надеяться на обещания и всегда держать в голове, что могут подвести.

Пусть Вам встречаются только надёжные и верные слову люди!
С уважением,
Константин

Константин Корнеев   12.09.2022 21:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.