Падший сокол

На снимках: П. И. Вараксин, В. П. Кривошеев.

     Судьба  одного  из  «Сталинских  соколов»  -  Петра  Ивановича  Вараксина  -    во  многом  была  совершенно  обычной.  Он  родился  в  1914  году  в  селе  Черноусово  Каменского  района  Екатеринбургской  области  (Россия),  вероятно,  в  обычной  русской  крестьянской  семье.  О  его  детских  годах,  а  также  годах  учебы  сведений  нет,  зато  известно,  что  в  1933  году  Свердловским  городским  военкоматом  он  был  призван  в  ряды  Рабоче-Крестьянской  Красной  Армии.

     Не  подлежит  сомнению,  что  Пётр  Вараксин  окончил  какую-то  авиационную  школу  лётчиков  (какую  именно  -  не  известно).  После  чего,  получив  звание  лейтенанта,  был  направлен  для  дальнейшего  прохождения  службы  в  56-ю  истребительную  авиационную  бригаду  Киевского  военного   округа.

     Судя  по  всему,  лётчиком  Вараксин  был  хорошим,  поэтому,  командование  даже  предложило  ему  отправиться  в  Испанию  для  участия  в  гражданской  войне  на  стороне  республиканцев.  Однако  срок  его  спецкомандировки  в  Испании  был  недолгим  -  с  26  марта  по  18  мая  1938  года,  включая  время  на  проезд  туда  и  обратно.

     Дело  в  том,  что  весной  этого  года  в  Испании  произошел  ряд  аварий  и  катастроф  новых  истребителей,  явно  бракованных  и  не  доведенных  до  конца.  Погибли  подряд  несколько  лётчиков,  что  крайне  негативно  отразилось  на  моральном  состоянии  остальных  советских  добровольцев.  В  результате  этого,  группа  лётчиков,  в  том  числе  и  Вараксин,  наотрез  отказались  участвовать  в  боевых  действиях  на  «сырых»  самолетах,  и  были  отправлены  обратно  в  Советский  Союз.

     Следует  подчеркнуть,  что  за  отказ  участвовать  в  боевых  действиях  Вараксина  не  отдали  под  суд,  хотя  это  было  время  самых  массовых  репрессий,  а  дали  ему  возможность  служить  дальше.  Как  ни  в  чём  ни  бывало,  он  продолжил  службу,  на  этот  раз  в  11-м  истребительном  авиационном  полку  и,  через  какое-то  время  был  назначен  командиром  звена.
 
     Как  и  всякий  лётчик,  Вараксин  иногда  попадал  в  передряги.  Так,  14  мая  1939  года  в  районе  аэродрома  Сейма  с  ним  произошла  авария  на  истребителе  И-16,  правда,  он  счастливо  отделался,  получив  лишь  легкие  ушибы.

     В  сентябре-октябре  1939  года  Пётр  Вараксин  принимал  участие  в  освободительном  походе  Красной  Армии  в  Западную  Украину  и  Западную  Белоруссию.

     А  вскоре  после  начала  Великой  Отечественной  войны,  командир  отдельной  истребительной  эскадрильи  старший  лейтенант  Вараксин  принимал  участие  в  отражении  налетов  немецких  самолетов  на  Москву.  За  проявленное  при  этом  мужество  и  умение,  28  октября  1941  года,  он  был  награжден   орденом  Красного  знамени. 
   
     В  октябре  1941  года  вместе  со  своей  эскадрильей  Вараксин  был  включен  в  состав  188-го  истребительного  авиационного  полка  и  стал  воевать  на  Западном  фронте,  на  подступах  к  Москве.
 
     Именно  в  188-м  полку  проявился  незаурядный  талант  лётчика-истребителя  Вараксина.  Летая  сначала  на  самолете  И-15,  а  затем  на  истребителях  ЛаГГ-3,  МиГ-3  и  Як-1,  Пётр  Вараксин,  как  сказано  в  наградном  документе,  «показал  себя  как  волевой,  грамотный  командир  эскадрильи,  имея  большой  боевой  опыт,  который  грамотно  и  в  практичной  работе  передает  своим  подчиненным.  Кроме  руководства  эскадрильей  много  помогает  командиру  полка  по  обучению  молодого  лётного  состава  на  самолётах  Як-1.  В  боевой  работе  энергичен,  летает  смело  и  даже  нахально».  Обратим  особое  внимание  на  последние  слова  -  далеко  не  о  каждом  лётчике  отзывались  с  такой  похвалой! 

     Действительно,  воевал  Вараксин  отважно  и  решительно.  Первую  свою  воздушную  победу  он  одержал  30  ноября  1941  года,  в  паре  с  другим  лётчиком,  сбив  в  районе  города  Яхрома  (севернее  Москвы)  один  Ме-109.
         
     Две  победы  Пётр  одержал  в  марте  1942  года:  один  Ме-110  он  уничтожил  в  паре  с  другим  лётчиком  19  числа  возле  совхоза  «Дугино»,  а  один  Ме-109  сбил  лично  21  числа  в  районе  Жучино – Перестенки.

     Наиболее  удачным  для  Вараксина  оказался  июль  1942  года,  когда  он  лично  сбил  четыре  Ме-109  из  прославленной  немецкой  51-й  истребительной  эскадры  «Мёльдерс».  По  одному  истребителю  он  сбил  7  и  8  числа  в  районе  Буда  Монастырская,  11  числа  -  один  «Мессер»  возле  Пошки,  ещё  один  самолет  врага  -  13  числа  в  районе  Боброво.
       
     К  середине  июля  того  же  года  отважный  лётчик  совершил  142  боевых  вылета,  на  разведку,  штурмовку,  прикрытие  своих  войск  и  ж.  д.  участков.  Причем  во  время  штурмовок  он  уничтожил  до  20  автомашин,  до  15  подвод  с  продовольствием  и  боеприпасами,  до  15  мотоциклистов,  до  200  солдат  и  офицеров,  кроме  того,  в  составе  четверки  самолетов  уничтожил  мост  через  реку  Угру.

     Отличный  боец,  он  участвовал  в  32  воздушных  боях.  Интересно  также  отметить,  что  из  28  вражеских  самолетов,  сбитых  в  воздушных  боях  лётчиками  188-го  авиаполка,  на  долю  Петра  Вараксина  приходится  7  сбитых  самолётов,  то  есть,  около  25%  -  весомый  аргумент  аса!

     Представляя  Вараксина  к  награде,  командир  188-го  авиаполка  подполковник  Г.  И.  Черепанов  отмечал,  что  Пётр  «в  воздушном  бою  силён,  решителен,  находчив  и  в  любую  минуту  готов  помочь  товарищу,  попавшему  в  трудное  положение».  Поэтому,  совершенно  заслуженно,  лучший  ас  полка  Вараксин,  23  июля  1942  года,  был  награжден  вторым  орденом  Красного  Знамени.   
          
     Став  к  тому  же  капитаном,  Вараксин  успешно  сражался  в  составе  188-го  истребительного  авиаполка  по  октябрь  1942  года,  а  с  ноября  был  командиром  эскадрильи  20-го  истребительного  авиационного  полка  303-й  истребительной  авиационной  дивизии. 

     Продолжая  воевать  на  Западном  фронте,  18  марта  1943  года,  Вараксин,  совместно  с  другим  лётчиком,  уничтожил  в  районе  города  Баскаковка  (восточнее  Смоленска)  один  ФВ-190. 

     Всего,  как  видим,  за  время  участия  в  Великой  Отечественной  войне  капитан  Пётр  Вараксин  сбил  лично  5  вражеских  самолетов  и  в  групповых  боях  3  самолета  противника.

     Кто  знает,  как  бы  дальше  сложилась  боевая  биография  незаурядного  лётчика,  сколько  бы  ещё  вражеских  самолетов  он  сбил  и  какими  наградами  был  бы  награжден,  может  быть,  даже  званием  Героя  Советского  Союза.

     Однако,  к  большому  сожалению,  героический  очерк  о  Петре  Вараксине  на  этом  заканчивается,  а  дальше  начинается  крайне  неприятная  история,  к  тому  же  не  имеющая  окончания.

     А  произошло  вот  что.  Герой  нашего  очерка  повздорил  и  даже  подрался  с  заместителем  командира  полка  по  политической  части  майором  Виктором  Павловичем  Кривошеевым.  Что  послужило  причиной  ссоры  между  двумя  заслуженными  орденоносцами  –  пока  не  известно.  Зато  было  ясно,  что  за  такой  проступок  виновнику  происшествия  грозил  трибунал,  со  всеми  вытекающими  из  этого  последствиями.
   
     И  вот,  не  став  дожидаться,  когда  его  арестуют,  3  мая  1943  года,  во  время  учебно-тренировочного  полета  в  районе  Мосальска  Калужской  области  капитан  Вараксин  на  истребителе  Як-1  перелетел  к  врагу  и  сдался  в  плен! 

     Только  представьте  -  опытнейший,  заслуженный  офицер,  дважды  орденоносец,  один  из  лучших  асов  своего  полка,  и  вдруг  -  такое  предательство!  Добавим  к  этому,  что  таким  образом  он  предал  и  свою  жену  Елизавету  Вараксину,  проживавшую  тогда  в  Оренбурге.

     После  такого  поступка  бывшего  «Сталинского  сокола»  уже  не  удивляет  тот  факт,  что  в  дальнейшем  Вараксин  добровольно  вступил  в  РОА  (Российскую  освободительную  армию)  генерала  Власова. 

     На  новой  службе  проявил  необычайное  рвение  и  усердие.  Так,  в  конце  1943  года  в  лагере  военнопленных  Мариенфельд  в  Восточной  Пруссии  он  занимался  вербовкой  пленных  для  авиации  РОА. 

     Методы  его  вербовки  были  весьма  характерны.  Вот,  например,  как  вспоминает  об  этом  один  из  пленных  лётчиков:  «…Вараксин  крикнул  мне:  «Мы  из  тебя  коммунизм  выбьем!»  и  сильным  ударом  по  голове  сбил  меня  с  ног,  а  затем  ногой  ударил  по  лицу…»

      Дальнейшая  судьба  Вараксина  не  ясна.  Известно  лишь,  что  в  апреле  1945  года  он  не  вернулся  из  учебно-тренировочного  вылета.  Не  исключено,  что  он  просто  скрылся,  использовав  чужие  документы.

      Вот  такая  история  превращения  отважного  и  храброго  советского  лётчика-истребителя  в  отъявленного  врага  и  предателя  Родины.  Возможно,  причиной  его  предательства  была  не  только  драка,  причём  именно  с  политическим  руководителем.  Возможно,  ненависть  к  большевизму  зрела  у  Вараксина  давно.  Может  быть,  кто-то  из  его  родственников  попал  под  раскулачивание  и  репрессии.  Вероятно,  были  и  какие-то  другие  причины.  Кто  знает?  Ведь  чужая  душа  -  потёмки.  И  как  часто  мы  думаем,  что  хорошо  знаем  человека,  а  в  итоге  жестоко  обманываемся…         


Рецензии
М...даа история... А этот Кривошеев сам-то летал? Или только бдил из землянки за такими как Вараксин?

Игорь Франчук   31.12.2020 22:32     Заявить о нарушении
К ноябрю 1944 года майор В. П. Кривошеев произвел 53 боевых вылета, провел 6 воздушных боев, сбил 1 самолет противника.

Олег Каминский   01.01.2021 09:42   Заявить о нарушении
Негусто...)

Игорь Франчук   01.01.2021 13:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.