Падший сокол
Судьба одного из «Сталинских соколов» - Петра Ивановича Вараксина - во многом была совершенно обычной. Он родился в 1914 году в селе Черноусово Каменского района Екатеринбургской области (Россия), вероятно, в обычной русской крестьянской семье. О его детских годах, а также годах учебы сведений нет, зато известно, что в 1933 году Свердловским городским военкоматом он был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Не подлежит сомнению, что Пётр Вараксин окончил какую-то авиационную школу лётчиков (какую именно - не известно). После чего, получив звание лейтенанта, был направлен для дальнейшего прохождения службы в 56-ю истребительную авиационную бригаду Киевского военного округа.
Судя по всему, лётчиком Вараксин был хорошим, поэтому, командование даже предложило ему отправиться в Испанию для участия в гражданской войне на стороне республиканцев. Однако срок его спецкомандировки в Испании был недолгим - с 26 марта по 18 мая 1938 года, включая время на проезд туда и обратно.
Дело в том, что весной этого года в Испании произошел ряд аварий и катастроф новых истребителей, явно бракованных и не доведенных до конца. Погибли подряд несколько лётчиков, что крайне негативно отразилось на моральном состоянии остальных советских добровольцев. В результате этого, группа лётчиков, в том числе и Вараксин, наотрез отказались участвовать в боевых действиях на «сырых» самолетах, и были отправлены обратно в Советский Союз.
Следует подчеркнуть, что за отказ участвовать в боевых действиях Вараксина не отдали под суд, хотя это было время самых массовых репрессий, а дали ему возможность служить дальше. Как ни в чём ни бывало, он продолжил службу, на этот раз в 11-м истребительном авиационном полку и, через какое-то время был назначен командиром звена.
Как и всякий лётчик, Вараксин иногда попадал в передряги. Так, 14 мая 1939 года в районе аэродрома Сейма с ним произошла авария на истребителе И-16, правда, он счастливо отделался, получив лишь легкие ушибы.
В сентябре-октябре 1939 года Пётр Вараксин принимал участие в освободительном походе Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию.
А вскоре после начала Великой Отечественной войны, командир отдельной истребительной эскадрильи старший лейтенант Вараксин принимал участие в отражении налетов немецких самолетов на Москву. За проявленное при этом мужество и умение, 28 октября 1941 года, он был награжден орденом Красного знамени.
В октябре 1941 года вместе со своей эскадрильей Вараксин был включен в состав 188-го истребительного авиационного полка и стал воевать на Западном фронте, на подступах к Москве.
Именно в 188-м полку проявился незаурядный талант лётчика-истребителя Вараксина. Летая сначала на самолете И-15, а затем на истребителях ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1, Пётр Вараксин, как сказано в наградном документе, «показал себя как волевой, грамотный командир эскадрильи, имея большой боевой опыт, который грамотно и в практичной работе передает своим подчиненным. Кроме руководства эскадрильей много помогает командиру полка по обучению молодого лётного состава на самолётах Як-1. В боевой работе энергичен, летает смело и даже нахально». Обратим особое внимание на последние слова - далеко не о каждом лётчике отзывались с такой похвалой!
Действительно, воевал Вараксин отважно и решительно. Первую свою воздушную победу он одержал 30 ноября 1941 года, в паре с другим лётчиком, сбив в районе города Яхрома (севернее Москвы) один Ме-109.
Две победы Пётр одержал в марте 1942 года: один Ме-110 он уничтожил в паре с другим лётчиком 19 числа возле совхоза «Дугино», а один Ме-109 сбил лично 21 числа в районе Жучино – Перестенки.
Наиболее удачным для Вараксина оказался июль 1942 года, когда он лично сбил четыре Ме-109 из прославленной немецкой 51-й истребительной эскадры «Мёльдерс». По одному истребителю он сбил 7 и 8 числа в районе Буда Монастырская, 11 числа - один «Мессер» возле Пошки, ещё один самолет врага - 13 числа в районе Боброво.
К середине июля того же года отважный лётчик совершил 142 боевых вылета, на разведку, штурмовку, прикрытие своих войск и ж. д. участков. Причем во время штурмовок он уничтожил до 20 автомашин, до 15 подвод с продовольствием и боеприпасами, до 15 мотоциклистов, до 200 солдат и офицеров, кроме того, в составе четверки самолетов уничтожил мост через реку Угру.
Отличный боец, он участвовал в 32 воздушных боях. Интересно также отметить, что из 28 вражеских самолетов, сбитых в воздушных боях лётчиками 188-го авиаполка, на долю Петра Вараксина приходится 7 сбитых самолётов, то есть, около 25% - весомый аргумент аса!
Представляя Вараксина к награде, командир 188-го авиаполка подполковник Г. И. Черепанов отмечал, что Пётр «в воздушном бою силён, решителен, находчив и в любую минуту готов помочь товарищу, попавшему в трудное положение». Поэтому, совершенно заслуженно, лучший ас полка Вараксин, 23 июля 1942 года, был награжден вторым орденом Красного Знамени.
Став к тому же капитаном, Вараксин успешно сражался в составе 188-го истребительного авиаполка по октябрь 1942 года, а с ноября был командиром эскадрильи 20-го истребительного авиационного полка 303-й истребительной авиационной дивизии.
Продолжая воевать на Западном фронте, 18 марта 1943 года, Вараксин, совместно с другим лётчиком, уничтожил в районе города Баскаковка (восточнее Смоленска) один ФВ-190.
Всего, как видим, за время участия в Великой Отечественной войне капитан Пётр Вараксин сбил лично 5 вражеских самолетов и в групповых боях 3 самолета противника.
Кто знает, как бы дальше сложилась боевая биография незаурядного лётчика, сколько бы ещё вражеских самолетов он сбил и какими наградами был бы награжден, может быть, даже званием Героя Советского Союза.
Однако, к большому сожалению, героический очерк о Петре Вараксине на этом заканчивается, а дальше начинается крайне неприятная история, к тому же не имеющая окончания.
А произошло вот что. Герой нашего очерка повздорил и даже подрался с заместителем командира полка по политической части майором Виктором Павловичем Кривошеевым. Что послужило причиной ссоры между двумя заслуженными орденоносцами – пока не известно. Зато было ясно, что за такой проступок виновнику происшествия грозил трибунал, со всеми вытекающими из этого последствиями.
И вот, не став дожидаться, когда его арестуют, 3 мая 1943 года, во время учебно-тренировочного полета в районе Мосальска Калужской области капитан Вараксин на истребителе Як-1 перелетел к врагу и сдался в плен!
Только представьте - опытнейший, заслуженный офицер, дважды орденоносец, один из лучших асов своего полка, и вдруг - такое предательство! Добавим к этому, что таким образом он предал и свою жену Елизавету Вараксину, проживавшую тогда в Оренбурге.
После такого поступка бывшего «Сталинского сокола» уже не удивляет тот факт, что в дальнейшем Вараксин добровольно вступил в РОА (Российскую освободительную армию) генерала Власова.
На новой службе проявил необычайное рвение и усердие. Так, в конце 1943 года в лагере военнопленных Мариенфельд в Восточной Пруссии он занимался вербовкой пленных для авиации РОА.
Методы его вербовки были весьма характерны. Вот, например, как вспоминает об этом один из пленных лётчиков: «…Вараксин крикнул мне: «Мы из тебя коммунизм выбьем!» и сильным ударом по голове сбил меня с ног, а затем ногой ударил по лицу…»
Дальнейшая судьба Вараксина не ясна. Известно лишь, что в апреле 1945 года он не вернулся из учебно-тренировочного вылета. Не исключено, что он просто скрылся, использовав чужие документы.
Вот такая история превращения отважного и храброго советского лётчика-истребителя в отъявленного врага и предателя Родины. Возможно, причиной его предательства была не только драка, причём именно с политическим руководителем. Возможно, ненависть к большевизму зрела у Вараксина давно. Может быть, кто-то из его родственников попал под раскулачивание и репрессии. Вероятно, были и какие-то другие причины. Кто знает? Ведь чужая душа - потёмки. И как часто мы думаем, что хорошо знаем человека, а в итоге жестоко обманываемся…
Свидетельство о публикации №220080200425
Игорь Франчук 31.12.2020 22:32 Заявить о нарушении
Олег Каминский 01.01.2021 09:42 Заявить о нарушении