Во имя жизни, во имя победы. Детский дом и война

Посвящается моей матери и всем
труженикам тыла, пережившим
тяготы войны, ведя свою борьбу с врагом

Стояла осень тяжелого 1944 года. Дыхание войны ощущалось и в их далеком сибирском селе, и в их маленькой бедной избушке. Из большой дружной семьи здесь жило трое – мать с двумя малолетними дочерями. Троих братьев проводили на фронт еще в июне 1941. Анфиса помнит, как бежала по пыльной дороге за грузовиком до околицы, размазывая горькие слезы по запыленным щекам с жалобными криками: «братка, братка…». Старший брат привстал в кузове над головами таких же молоденьких новобранцев и ласково помахал ей рукой. Таким она видела его в последний раз, таким и запомнила на всю жизнь.

На двоих старших братьев пришли похоронки этим же летом, младший лежал в госпитале с тяжелым ранением. Отец умер еще до войны, не вынес тягот «раскулачивания», тюрьмы, голода. Мать одна вырастила шестерых детей. Работала не покладая рук днем и ночью – уборщицей, сторожихой, разнорабочей. Анфиса работала вместе с матерью, не гнушаясь ничем.  Летом ей исполнилось шестнадцать, младшей Валюшке восемь. Старшая сестра перед войной вышла замуж и уехала в город. Муж ее тоже погиб на фронте, но в доме свекра ни она, ни двое маленьких сыновей не знали голода. Как могла она помогала матери и сестрам, то муки передаст, то одежду.
Засушливое лето сулило голодную зиму. Больнее всего было смотреть на маленькую Валюшку, ее растущий организм нуждался не только в каше из картошки и лепешках из отрубей.

Но не думала Анфиса, что доведется увидеть еще больший страх, еще большее горе.
Летом стало известно, что в селе открывают детский дом для детей, оставшихся без родителей в первые годы войны. Поселить детей решили в большом и просторном доме в центре села, пустующем уже несколько лет.  Дом был построен еще в конце XIX века ссыльными.

Вместе с комсомольцами села, учителями и членами правления колхоза Анфиса с увлечением занялась ремонтом этого дома. Надо было вычистить пыль, побелить, отобрать подходящую мебель и вещи. Вскоре дом был готов – чисто вымыто, побелены стены, нашлись стол и стулья для столовой, диван и кресло для комнаты отдыха, кое-какая необходимая посуда. Из района прислали кровати и одеяла, в школе выделили два стола и несколько стульев, кое-что собрали по селу. И стали ждать детей.

В начале октября прибыли первые пятеро, три девочки и два мальчика разного возраста. Через неделю еще десять, К концу года в детдоме было уже более 40 воспитанников.

Директором назначили Николая Прокопьевича, учителя математики, проработавшего в школе всю свою жизнь. По возрасту и здоровью на фронт его не брали. Николай Прокопьевич хорошо помнил Анфису как отличную ученицу, старательную и организованную девушку, она была бессменной старостой в классе, и предложил ей работать в детдоме воспитательницей, взрослых и опытных не хватало. Анфиса с радостью согласилась, это была стабильная помощь семье, хоть какой-то заработок.

В помощь организации работы детского дома был утверждён попечительский совет, в который вошли: директор МТС, председатель сельсовета, председатель колхоза, директор молокозавода. Попечительский совет взял на себя обязательство повседневно оказывать помощь детдому.

 Многие дети прибыли в детдом плохо одетыми, без обуви. Помещение ещё не было подготовлено к зиме – не хватало дров. По решению бюро РК ВКП (б) действующие предприятия района в порядке общественной помощи изготовили и передали в детский дом 50 пар валенок, 10 полушубков, 20 детских платьиц, 30 шапок, мебель, тетради, учебники и письменные принадлежности. А окружающие сельские советы подвезли к детдому по 75 кубометров дров.

Да и сами сельчане, несмотря на собственные лишения, беды, потери, стремились помочь детям, у которых война унесла жизни родителей, старались сделать всё возможное, чтобы сироты ни в чем не нуждались: были одеты, обуты, накормлены.

Война – страшное бедствие для народа, и страшнее всего, что дети оказались в эпицентре этих страданий. Сердце сжималось от боли при встрече с этими детьми. Кроме страха перед голодом, холодом, неизвестностью, было в их глазах ещё что-то внушающее ужас – грохот взрывов, разруха, гибель родителей, пустота и одиночество. Даже вечно голодная, но озорная и ласковая Валюшка выгодно отличалась от них. Ведь она каждый день получала, хоть и короткие, но теплые материнские объятия и веселые поцелуи любимой сестры.

Как же их отогреть хоть немного, порадовать, успокоить, пожалеть обиженных, усмирить агрессивных, создать, насколько это возможно, домашние условия, чтобы дети почувствовали, что здесь теперь их родной дом!

Анфиса с волнением, да и не без страха приступила к своим обязанностям, её назначили в группу девочек. Старшие были почти ровесницами и не признавали и не слушались ее, младшие – молчаливые и замкнутые часто плакали. Лучше всех себя чувствовали сестры Надя и Катя, да брат с сестрой Семен и маленькая Лида, они были не одиноки. Юная воспитательница не стремилась  завоевать авторитет и послушание воспитанниц, она просто всегда была рядом. Благодаря своему терпению, чуткости, интуиции она вскоре стала мудрой подругой-советчицей старшим девочкам, заботливой старшей сестрой младшим.

В ее обязанности входило утром собрать детей в школу, одеть, накормить, убрать, уложить спать вечером, проследить за одеждой. Помочь с уроками ей было нетрудно, ведь совсем недавно она с отличием окончила школу, и хорошо помнила все школьные предметы.

Вопросы дисциплины успешно решались, созданные стабильные условия проживания, тепло и сытость давали детям надежду, внушали ответственность, желание учиться, жить.

Нужно было ещё организовать их досуг. В условиях войны необходимо было развернуть военно-психологическое и патриотическое воспитание. У окна в комнате была расположена витрина с материалами о войне, здесь лежали письма с фронта, дети переписывались с воинами Красной Армии, пилотка и кисет одного из вернувшегося раненого солдата, газеты. На помощь приходили также книги из школьной библиотеки. Там были все основные произведения по школьной программе, сборники песен, детские книжки. Зимними вечерами собирались все в общей комнате у теплой печки и играли в фантики, загадки, многие дети вспоминали игры из своего счастливого детства. Анфиса читала вслух, постепенно дети стали читать по очереди – и старшие и маленькие, едва научившиеся читать. Поэтому книги она выбирала не только патриотические, но и детские – сказки Пушкина, стихи Агнии Барто, русские народные сказки. Каждый день читали газеты со сводками о действиях на фронте.

У детского дома была основная главная задача – сытно и полезно накормить детей. С 1 сентября 1943 г. постановлением СНК № 942 были введены единые государственные нормы снабжения продуктами питания детей детских домов. Но государственное снабжение не всегда соблюдалось, шла война. Поэтому во многом помогали колхоз, молочный комбинат, находящийся в селе, районный хлебозавод. Помогали и сельчане. В голодное время кто яйца принесет, кто сушеных ягод, кто овощей каких. Талантливой оказалась детдомовская повариха тетя Маша. Из имеющихся скудных продуктов готовила не только суп да кашу. Три раза в неделю с молокозавода доставляли флягу с молоком, обрат, сыворотку. Вот и был творог и омлет. А когда случалась мука, тетя Маша пекла пироги с картошкой, а то и шанежки с творогом – любимое и единственное лакомство ребятишек.

Частенько прибегала в детдом Валюшка, стояла за дверью кухни, вдыхала вкусные запахи и мечтала…. Сердобольная тетя Маша часто вкладывала в руки Валюшки кусочек своей стряпни. Счастливая та убегала.

Близился Новый год. Надо было организовать детский утренник. Елку привез колхозный конюх дед Матвей, ездил в лес за её выбором со старшими мальчиками. Игрушки для нее готовили девочки. Ни бумаги, ни красок не было, поэтому гирлянды и фигурки кукол и зайцев вырезали из старых газет и журналов, исписанных тетрадей, красили их соком свеклы, морковки. Деда Мороза изображал директор детского дома Николай Прокопьевич, нарядившийся для этого в халат, сшитый из старой шторы. Почти все девочки были военными медсестрами, мальчики – героями-солдатами. Подарков и сладостей не ждали, но неожиданно перед самым утренником из района доставили цветные карандаши и новые тетради из районо, отрезы ткани, иголки и нитки из швейной артели, новую одежду и даже четыре килограмма конфет. Это был самый настоящий праздник.

Обычно, уложив детей спать, Анфиса просматривала их одежду, штопала, чистила. Не всегда одежда подходила детям по размеру, и она перекраивала, перешивала, неожиданно открыв у себя талант портнихи. Беда была с отсутствием ткани и ниток, и новогодний подарок очень пригодился.

В зимние каникулы дети не только много гуляли и играли на улице, катались с горки на самодельных санках, сделанных старшими мальчиками под руководством деда Матвея. Вечерами старшие девочки с увлечением помогали Анфисе шить и перешивать одежду. Отрезков ткани хватило на новые воротнички для школьной формы, кое-какую домашнюю одежду. Из совсем маленьких лоскутков мастерили тряпичные куклы.

И когда, в начале 1945 г. в детском доме было решено организовать учебно-производственные мастерские, вопросов по выбору их профиля не было. Были созданы швейная мастерская и сапожная. Мастерские были приняты районными предприятиями - швейной и обувной артелью на снабжение отходами производства. Дети здесь не только учились профессионально, мастерские стали подспорьем в решении бытовых проблем. 

К весне встал вопрос о создании своего подсобного хозяйства, которое должно было стать дополнительным источником питания. Но на деле к следующей зиме воспитанники детского дома полностью обеспечили себя картошкой и овощами.

Для создания подсобного хозяйства детдома, согласно решению райисполкома и собрания колхозников, из близлежащих колхозов было выделено 15 гектаров земли, посадочные семена, 3 лошади, 8 коров. В 1945 г. на площади в 1 гектар колхозники помогли заложить фруктовый сад.

Весной работа началась. Выделенная земля в основном была засажена овощами, картошкой. На полях работали все дети, конечно не без помощи колхозников. Старшие пахали и сеяли, младшие работали на прополке, ну а уборкой урожая осенью радостно занимались все.

Весна 45-го проходила в напряженном и радостном ожидании конца войны. Вот и День Победы! Детский дом охватили радость и слезы, воспоминания о потерях и ожидание новой жизни.

На деле же в сложившемся распорядке ничего нового не произошло. Все мысли и дела были заняты успешным окончанием учебного года и планами на летние каникулы. Ведь кроме работы на подсобном хозяйстве, надо было организовать досуг детей.

Окончив школу старшие воспитанники, которым уже исполнилось 14 -  16 лет, уезжали в краевой центр и поступали в ФЗО, швейное и железнодорожное училища. Грустно было Анфисе провожать Надю и Катю, Галину и Лилию. Но радовало, что вступают они во взрослую жизнь, подготовленные не без ее помощи. Не один год еще писали ей девочки слова благодарности, рассказывали о своей жизни, интересовались жизнью детдома.

Время шло, надо было как-то определяться и со своей жизнью. Зимой 1948 года Анфиса вышла замуж и уехала в районный центр. Со своей будущей профессией она уже твердо определилась. С отличием окончив педагогическое училище, она всю жизнь проработала в детском саду. Не прошли даром голодные военные годы и мечты о сытой жизни для Валюшки. Стала она первоклассным поваром и работала в школьной столовой, кормила ребятишек сытно и вкусно.

 Детский дом просуществовал в деревне до 1950 года. О его дальнейшей судьбе Анфиса не знала, но всегда помнила эти трудные, но насыщенные событиями годы. Выстояли, выжили, стали полноценными гражданами своей страны её воспитанники во имя Великой Победы, во имя жизни. Именно в таких детских домах по всей стране были спасены тысячи жизней детей-сирот в суровые годы войны.

К 50-летию Победы Анфиса была награждена Юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В этом доме в годы
Великой Отечественной войны
находился детский дом.
(Фотография из интернета)


Рецензии