77. Последний и окончательный прообраз Грядущего

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. При пропускании псалмов через свою душу становится ясным многое. То, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в духовные смыслы стихов, «зашифрованные» в образах этого мира.

Послание 77.

"Учение Асафа. Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.
Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.
Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,
не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил."

Что за притча с гаданиями из древности? Говорится, что она адресована роду грядущему, а псалмопевец ставит свои наставления на уровень закона (или устава в других переводах), и требует к ним особого внимания.

Силой закона-устава может воздействовать на совесть только истина, полученная и принятая в духе. Таким образом, здесь указывается на Божественное откровение.

Послания-наставления названы гаданиями не из-за того, что их трудно понять, а потому, что в них нужно внимательно вслушиваться, принимать не только простой их смысл разумом, но и постигать смысл духовный.

Они должны передаваться последующему поколению, чтобы исполнялась программа Творца по исправлению человеческой сущности в направлении достижения свойств духовных, – в этом псалмопевец видит основную цель.
Как «отцы наши рассказали нам» – рассказали не только словом, но и дерзанием к познанию духовного, «возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его».

"Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,
чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в своё время возвещали своим детям, –
возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его,
и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим."

В прямом переводе с еврейского текста говорится не о «детях», а конкретно о «сыновьях». Сыновья – это следующие духовные ступени человека. «Возвещать сыновьям» означает передавать на следующие состояния то, что ты сейчас сделал, на этом обучаться и идти дальше.

Иными словами, желания должны пройти исправление, выправиться и после этого правильно идти вперёд. Иначе ты будешь душить или сжигать их в своём эгоизме – словно убивать сам своих детей.

Неустроенный сердцем и неверный Богу духом своим род, поколение, не утвердившее сердце своё, – это свойства, остающиеся неисправленными.


Каждая предыдущая истина упоминается ради последующей, предыдущая – ради нынешней. Касающиеся их провидения Божьи, и даже чудесные действия, посылаются Творцом или для суда, или из милости.

В простом же понимании это воспринимается как то, что сыновья получают предупреждение не становиться подобными отцам, «роду упорному и мятежному».

"Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани:
они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его;
забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им."

Прослеживая последствия, обрушившиеся на народ Израиля из-за предательского поведения по отношению к Богу, псалмопевец говорит о позорном событии, когда ковчег Завета был захвачен филистимлянами.

Казалось бы, он только отмечает постыдную трусость сыновей Ефрема, которые считались храбрыми мужами колена Иисуса Навина, и то, что оружие приносит воинам небольшую пользу, если нет духа, который покидает человека, когда Бог отступает от него.
Но здесь есть и духовный срез: свойства-сыновья не усвоившие, не принявшие исправления, обновления, – отваливаются от духа.

"Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:
разделил море, и провёл их через него, и поставил воды стеною;
и днём вёл их облаком, а во всю ночь светом огня;
рассёк камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны;
из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки."

Псалмопевец даёт обзор чудесам при избавлении Израиля от Египетского рабства и хождения в пустыне, чтобы, приняв во внимание предыдущие строки, сравнить это с состоянием отцов, которые забывали о милостях Божьих, а то и пренебрегали Им Самим.
Сей обзор повествует о милости Божьей и противопоставляемой ей человеческой порочности. И о том, как милость в конце концов торжествует над судом.

Бог совершил великие дела для Своего народа, Он вёл их шаг за шагом, поил их с изобилием водой жизни. И можно бы предположить, что евреи никогда не забудут об этом.

"Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне:
искушали Бога в сердце своём, требуя пищи по душе своей,
и говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?»"

«Продолжали грешить» означает, что они не развивали свойства, которые получили, а роптали против Бога и разуверялись умом, тем самым обесценивая даже первичные духовные состояния: покаяние и подчинение.

"Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?»
Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля
за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его."

Псалмопевец раскрывает, как они искушали Бога, до крайности испытывая Его терпение, желая или требуя пищи по прихоти своей, по заказу.
Они разуверялись специально, намеренно. Они даже бросали вызов праведности Бога и Его благости. И это происходило в пустыне, где они целиком были предоставлены Его милости!

Огонь гнева Всевышний разгорался при таких явных провокациях, ибо они не верили свету, доверительно не вручили себя Ему, чтобы идти вместе с Ним.

Если сердце человека не верит, что Божье провидение является подходящей пищей на пути к Нему, то и человек не верит в Божье спасение, не воспринимает его как образ цели, как своё конечное блаженство.

Но милость Господа безгранична:

"Он повелел облакам свыше и отверз двери неба,
и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.
Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости."

Бог послал манну, хлеб небесный, хлеб ангельский.

Он давал им пищу одновременно для утоления голода и для веры, давал до сытости. Но им была нужна пища для утоления похоти, удовлетворения своего извращённого аппетита. И это при том, что даны были им и опыт, и знания, и неоспоримые доказательства Божьей силы и милости!
Но они только отягощали своё неверие.

И Господь не отказывает им в том, чего они так страстно желают, а даёт просимое. Это событие описано в книге Числа.

"Он возбудил на небе восточный ветер и навёл южный силою Своею
и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:
поверг их среди стана их, около жилищ их, –
и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.
Но ещё не прошла прихоть их, ещё пища была в устах их,
гнев Божий пришёл на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил."

Они получили желаемое ими, но не могли удовлетворить свой аппетит; их желудки были переполнены, но «не прошла прихоть их, ещё пища была в устах их». Такова природа похоти, а похоть есть орудие эгоизма, она может ничем удовлетвориться и не возбуждаться снова.

«…и гнев Божий пришёл на них, убил тучных их» – уничтожил самые разнузданные и несдерживаемые желания; «…и юношей Израилевых низложил» – подавил самые незрелые, но активные вожделения.

Цель Бога на этом этапе исправления Израиля состояла в том, чтобы у «идущих к Нему» были желания, в которых они раскроют Его как Творца. Чтобы они довольствовались самим стремлением к Нему. И только в этом может быть наполнение, – наполняет связь с Творцом.
Но какая связь? Откуда? Ничего ещё нет. Но им нужно лишь обратиться к Нему, этого достаточно.

Так образно раскрывается духовное состояние исправления – «хождение по пустыне», обретение свойства «хафец хесед» (ничего не желающий): в пустыне у тебя ничего нет, ты действительно ничего не желаешь для себя. Но это – уже обретение исправления, свойства отдачи, уже подобие Творцу, и в этом – наполнение данной духовной ступени.

"При всём этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.
И погубил дни их в суете и лета их в смятении."

«и годы их – в ужасе» - уточняет перевод Теилим.

Ни суды Божьи, ни Его милости не изменили их и не достигли цели – при всём этом они продолжали грешить, противодействовали Богу.
«Не верили чудесам Его» – значит, не выработалось ни страха Божьего, ни желания иметь Господа своим другом.

Бог продолжал Свои суды, но это были суды другой природы: «погубил дни их в суете и лета их в смятении» – поражал томительным продолжительным расстройством
их жизни, они были приговорены провести тридцать восемь утомительных лет в пустыне. И на протяжении этих лет израильтяне ни одного шага не сделали в сторону земли обетованной, а повернули назад и блуждали взад и вперёд, без видимой цели. Их телам было суждено пасть в пустыне.

Кто продолжает грешить, должен быть готов постоянно бедствовать. И если мы не живём верой, то проводим свои дни в суете и бедах, живём бесцельно, и на протяжении своей жизни имеем мало утешений.

"Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,
и вспоминали, что Бог – их прибежище, и Бог Всевышний – Избавитель их,
и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;
сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его."

Только подвергаясь наказаниям и будучи напуганными гибелью соплеменников, они начинали искать Его, да и то только для того, чтобы льстить Ему и тут же лгать пред Ним.

«Сердце же их было неправо пред Ним» – они попросту притворялись , «они не были верны завету Его» – в этом подтверждение того, что их исповедания, молитвы и обещания были вызваны только эгоизмом, и они не стремились к выходу из него.

"Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:
Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается."

Притворное покаяние пепеполняло меру их беззаконий. Но Он – Милостивый, и в этом причина и суть прощения. Он понимал слабость и порочность их природы, что их легко можно сокрушить, но тогда и ничего нельзя будет изменить.

"Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой!
и снова искушали Бога и оскорбляли Святого Израилева,"

Перевод Теилим говорит не о раздражении, а том, что они «печалили Его в земле необитаемой». Необитаемая земля на духовном языке – это новые, «необжитые» желания. От них, ведомых, требовалось только вручение себя, своего эгоизма высшей, управляющей воле.

"не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения,
когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан;
и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить;
послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их;
земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче;
виноград их побил градом и сикоморы их – льдом;
скот их предал граду и стада их – молниям;
послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов;
уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве;
поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;
и повёл народ Свой, как овец, и вёл их, как стадо, пустынею;
вёл их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море;
и привёл их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его;
прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их."

Далее снова слышим напоминание об избавлении из Египта, о котором Израиль с завидным постоянством забывал, и его непокорность с неблагодарностью не иссякали. Даже читающих Писания «достаёт» это хроническое «дежавю», и можно представить, какие «чувства» возникали у Господа!

И псалмопевец говорит о египетских казнях, в образах которых даются духовные состояния, формирующие возможность выхода из Египта – то есть выхода из эгоизма.
С помощью этих казней Бог вынудил египтян (охраняющих эгоизм), отпустить выходящих.

Так, вода, символизирующая отдачу, стала кровью – в духовном смысле носителем разграничения, разделения. Всё заполнили жабы эгоизма; мошки, мухи стали жалить и лишили даже возможности не думать о теле; саранча уничтожала всё растительное, способное к росту, ради чего они трудились. И в апофеозе – смерть младенцев, тьма и полное отсутствие перспектив и побуждений. Ведь первенцы – это начатки всех будущих желаний, залог роста и развития.

Египетскими казнями Бог сделал путь и повёл народ Свой, как овец, проведя отличие между ними и египтянами, как пастырь отделяет овец от козлов, ставя знак на овцах кровью агнца.
Он вёл народ Свой пустынею со всей возможной заботой и нежностью. Он вёл их безопасно, хотя сами они шли опасными путями.
Врагов, осмелившихся преследовать их, покрыло море. Это был проход для них, и могила для их преследователей.

И всё это способствовало избавлению Израиля, а противящимся Божиему плану обрисованы все ощущения пути страданий.

"Но они ещё искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли;
отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук;
огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его."

Снова предательство и идолопоклонство народа – они испытывали Бога, не слушаясь и не внимая Ему, они даже восставали против Него, становясь неверными.

"Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля;
отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;
и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,
и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Своё.
Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен;
священники его падали от меча, и вдовы его не плакали."

Поэтическое описание ответа Бога на неверность и нечестивость: Он оставил Свою скинию и убрал духовную защиту, которая была её славой.
Бог никогда не оставит, пока человек не оставит Его. Он никогда не отступит от нас, пока человек не оттолкнёт Его.
Скиния в Силоме была «жилищем», в котором обитал Бог между человеками на земле. Но когда Его народ предательски оставил Его, Он отринул их. Говоря точнее – пропал сообщающий канал, и «слава отошла» от Израиля.

А тот, кого Бог оставил, становится лёгкой добычей для губителя.

Юношей в их наилучшую пору поедал огонь – страсти разрушают душу, сжигают.
Девицам его не поют брачных песен, так как нет юношей для них, и не будет доброго потомства как в мире, так и в духовном развитии, которое обеспечивается, прежде всего, мужским началом, а женским утверждается.
Священники падали от меча – их священство перестало представлять Творца и Его духовное управление, и не могло спасти даже их самих.
«И вдовы его не плакали» – эти слова передают степень скорби. В сюжете 1 Книги Царств, 4 вдова Финееса (Пинехаса) преждевременно родила сына, которого назвала Ихавод (И-кабод), то есть «нет славы у Израиля» и сама умерла.
Жена – это «сосуд благословения» а вдова (как и сирота) – это сосуд, не имеющий своей половины, контакта с Творцом для исправления, непригодный для продвижения вперёд.

"Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином,
и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их;
и отверг шатёр Иосифов и колена Ефремова не избрал,
а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил."

«И пробудился, как ото сна, Г-сподь, как богатырь, с ликованием отрезвившийся от вина» – звучит перевод еврейского текста.

Бог отвергает отступивших и предавших завет с Ним – «шатёр Иосифов и колена Ефремовы», то есть десять северных колен. Затем Он наказывает филистимлян, захвативших в плен ковчег. Они считали себя великими завоевателями, а Бог поразил их в тыл – так, что было очевидно: они бежали от Него!
Всех, кто возносится своим успехом, ждёт бесчестье.

Кириаф-Иарим – место, куда был принесен ковчег после избавления от рук филистимлян, принадлежал колену Иуды. Всевышний избрал колено Иудино, и из этого колена должен был прийти Спаситель.

После этого ковчег Завета был перенесён гору Сион, которую Господь возлюбил.

"И устроил, как небо, святилище Своё и, как землю, утвердил его навек,
и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих
и от доящих привёл его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Своё, Израиля.
И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их."

Гора Сион была определена Всевышним навек святилищем на земле, как утверждённым на небе – местом духовной силы и местом власти.

Из колена Иуды Бог избрал Давида, и привёл его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Своё, Израиля.

Внешне этот псалом видится как «исторический», как рассказ о весьма нестабильных взаимоотношениях Бога со своим избранным народом, для предостережения детей Божиих от грехов неверия и неблагодарности, в которых Израиль был особым образом виновен, и запись о которых сохранилась для назидания. «Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор. 10:11).

На более высоком духовном уровне это означает начало нового этапа программы Творца по исправлению и духовному развитию разумного творения. 

У Иосифа нет своего духовного свойства, он может только собрать вместе «в шатре» предыдущие свойства. В этом была его миссия в «Египетский период» царствования эгоизма.
Иосиф должен отмениться перед своими братьями, наследниками Иакова, чтобы включить их в себя, но это не значит, что они отменились бы перед ним. Так и было – объединения не происходило.

Далее для духовного продвижения необходимо уже ограничение эгоизма, и единственно возможный путь – средний путь между свойством милосердия и добра Авраама и свойством грубой эгоистической силы Исаака. Такой путь позволяет достичь настоящей реализации духовного развития, развития свойства милосердия (отдачи) и свойства суда (получения от Создателя), из которых свойство «человек» приближается к Творцу – приобретает подобные Ему свойства.
Именно на таком пути будет правильное, целенаправленное духовное развитие, ведь используя обе силы, можно направлять себя к цели и всё время чётко позиционировать своё «местоположение», ориентировать и, имея постоянное ощущение близости Творца, управлять собой.
Этот путь и станет называться «Израиль» (Яшар Кель), что означает «прямо к Творцу».

Давид был взят от дворов овчих, как и Моисей, из душ смиренных и усердных. И пришедшего спасти человечество Сына Давидова укоряли за безвестность Его происхождения: «Не плотник ли Он?»
Писание так же говорит, что Давид был приведён от доящих, – он был при  плодных овцах и новорожденных ягнятах. Это означает его отличительную черту пастуха – внимание и сострадание к тем из стада, кто особо нуждался в милосердной заботе. Подобный склад души более всего подходил для пастыря, прообраза Христа, который, питая Своё стадо, с особой заботой будет водить дойных (Ис. 40:11).

Псалмопевец приводит последний, окончательный пример Божьего благоволения к Израилю, в котором Давид есть прообраз Христа – грядущего великого и доброго Пастыря.


Рецензии
Каждая строка и каждое слово Священного Писания адресованы роду грядущему.
Когда человек говорит: Я с удовольствием читаю Библию в качестве художественно-исторического произведения, - это означает, что мы изначально не понимаем, насколько важны для нас Ветхий и Новый Завеы, Всё Священное Писание на пути к Творцу, на пути постижения Его задач и планов в продвижении Его творения к совершенству.
Огромное спасибо, Вячеслав, за Вашу работу в исследовании и раскрытии образов 77 псалма нам, Вашим читателям, в помощь.
Божьей поддержки и благословений Вам на пути Вашем!

Натали Соколовская   03.08.2020 03:43     Заявить о нарушении