Китайская тетрадь. Часть 106

Вновь встретился с академиком М.И.Сладковским, а точнее с его книгой «Китай и Англия», которую он посвятил другу и жене. О них я уже вспоминал и рассказывал, как они служили в Даурском пограничном отряде.
Еще до нашей эры китайская империя Хань поддерживала контакты с Римской империей. Британия в то время лишь была ее далекой провинцией. Бритты служили во вспомогательных войсках римлян. С тех пор прошло много веков. Минскую империю захватили маньчжуры, ставшие одной из причин упадка китайского общества. Британия же, благодаря флоту, стала богатеть благодаря многочисленным колониям.

Раньше всех у берегов Китая появились португальцы. Спустя век они обосновались в Аомыне (Макао), торговля процветала. За португальцами пришли испанские конкистадоры, захватив перед этим Филиппины. К ним присоединились голландцы, захватили архипелаг Пэнху и часть Тайваня, где хозяйничали почти 40 лет.
Англия на южный морской путь пришла с некоторым опозданием. В то время Англия становится мировым экспортером шерстяных изделий. Раз морской путь был несколько занят, Англия решила попасть в Китай через Северный Ледовитый океан. Первая экспедиция через Россию была совершена во главе с С. Кэботом в 1553 году. Многие корабли погибли, только двум купцам удалось войти в Белое море и достичь устья Северной Двины. Были и другие попытки, но дойти до устья Оби англичанам так и не удалось.

Следующую попытку попасть в Китай по Волге и Каспийскому морю в 1558 году совершил дипломат А. Дженкинсон и сопровождавший его Р. Джонсон. Они добрались до Бухары и узнали, что дальнейший путь контролируют монголы.
Что интересно, позднее открывшая русская торговля с Китаем через Кяхту во многом имела английские интересы: в Китай продавались английские шерстяные товары, а часть китайского товара (шелковые ткани, чай) перепродавался в Англию.

За морской путь в Китай Англии пришлось воевать с португальцами и испанцами. Новую страницу в этом деле сыграла открывшаяся в 1600 году Ост-Индийская компания. Частная фирма торговала от мыса Доброй Надежды до Магелланова пролива. Огромные прибыли (за первые 20 лет они составили 90% годовых) позволили компании значительно расширить масштабы деятельности. В 1617 году компания уже имела 12 фактория, в том числе одну в Японии.

Только в 1637 году англичанам в жестком споре с португальцами удалось договориться с китайцами о торговле в Гуанчжоу – стрельба, долгие переговоры, большие расходы средств. Капитану экспедиции Уэделлу удалось доставить в Англию сахар, шелк-сырец, фарфоровые изделия и другие товары на общую сумму 62 тыс. таэлей.

Контакты Англии с Китаем не получили развития из-за революции в Англии. Ост-Индийской компании удалось направить в Китай только одно судно в 1644 году.
И при начале маньчжурского владения англичане терпели фиаско. Китайцы имели большой зуб на обстрел их территории капитаном Уэделлом, и в Пекине присутствовала влиятельная группа голландцев, которые помогали маньчжурам прийти к власти в борьбе с народным вождем Чжэн Ченгуном, обосновавшим на Тайване. Англичане пришли на Тайвань и заключили договор о торговле заняв голландскую факторию.

В 1685 году Канси открыл порты для иностранной торговле, ситуация изменилась. В царствование Цяньлуна позиции англичан укрепились, но все еще, по словам историка Б.Г.Морзе, англичане «смогли лишь стать на торговый порог, но места за столом все еще не получили».
Рост потребления чая стимулировал торговлю Англии с Китаем. В 1969-1721 гг. его ввоз Ост-Индийской компанией увеличился в 37 раз. Большим спросом пользовался и шелк-сырец. Англичане ввозили в Китай шерстяные изделия, свинец и из Индии хлопок. Опиум появился позднее.

Конфликтная ситуация в китайско-английских отношениях обострилась в начале 60-х годов 18 века в связи с увеличением ввоза в Китай опиума, преимущественно из Бенгалии. Это при том, что иностранцам был известен изданный в 1729 году императором Юнчжэнем закон, строго запрещающий продажу и курение опиума. В медицинских целях разрешалось ввозить не больше 200 ящиков.
Выручка за ввоз в 1790 году 200-250 тонн опиума составила выручку в 1400-1900 тыс. таэлей, когда вся торговля – 1970 тыс. таэлей. Опиум в большей мере ввозился контрабандным путем.

В Индии англичане в 1792 году успешно завершили войну с могущественным государством марахтов. Последовательное завоевание Индийского субконтинента близилось к завершению.  И в Китае, где англичане еще не имели военных преимуществ, Ост-Индийская компания пыталась вести дела с администрацией с позиции силы, демонстрируя недоброжелательность и неуважение к китайским законам.
Следует сказать несколько слов о посольстве Макартнея, прибывших в Китай на двух кораблях с поздравлением императора Цяньлуна с 83-летием. На самом деле перед послом, ранее пребывающем при дворе Екатерина II, стояли многочисленные политические и экономические задачи. Выйдя из Портсмута в марте 1792 г, корабли прибыли в Пекин через Тяньцзинь по реке Байхэ на джонке, на которой китайцы написали: «Посольство с данью английского короля».

Оставив свою свиту в Пекине, Макартней убыл в летнюю резиденцию императора в Жэхэ, где Цяньлун отмечал свое день рождения. Посольство закончилась неудачей, если не считать полезные описания путешествия послом и его секретарем, в том числе по Великому каналу на обратном пути в Гуанчжоу. Пекин придерживался политики строго изоляционизма – не разрешал купцам выезжать за границу, ограничением китайского морского судоходства. Пекин не проявлял интереса в установлении торговых и прочих отношений с передовыми странами, тем самым стимулируя перенос внешней торговли на внутренней территории страны.

В новый 19-й век Китая вступил неподготовленным к приближающей иностранной экспансии. Английские торговцы, используя стремление китайских чиновников к обогащению. увеличили ввоз опиума с 1814 ящиков в 1795 году до 4575 ящиков в 1801 году. Опиумокурение превратилось в Китае в национальное бедствие.
Англичане попытались вновь наладить с Китаем дипломатические отношения. В феврале 1816 года в Китай было направлено посольство во главе с бывшим генерал-губернатором Индии лордом Ахмерстом. Корабли не заходили в Гуанчжоу, а пошли сразу в Тяньцзинь.

Посол не выполнил указ императора Цзяцин и не совершил необходимые церемонии «коу-тоу» с преклонениями и поклонами и потому не был принят. Вплоть до Опиумных войн англичане больше не предпринимали попыток установить контакты с правительством Китая.

В декабре 1838 г. в Гуандун прибыл Линь Цзэсюй исполнять должность особоуполномоченного по руководству морскими силами и ему было поручено заняться расследованием опиумных дел. В Гуандун он прибыл 10 марта 1839 года. Он начал решительную борьбу с контрабандой и потребовал от английского представителя Эллиота и представителей фирм сдать весь находящийся на судах-складах опиум по установленным ценам. Англичане были вынуждены согласиться и передали китайской стороне 20 291 ящик опиума стоимостью 3 млн. ф.с. (18 млн. лян).

По разрешению Пекина, Линь Цзэсюй, губернатор Гуандуна и Гуанси Дэн Тичжэнь оплатили стоимость опиума чаем. Весь опиум был публично сожжен на набережной. В большом накладе оказались лица, имеющие доходы от опиума и их сторонники в Пекине, в том числе канцлер Му Чжанъэ. Начались протесты и массовое брожение. Цинский двор капитулировал и пошел на попятки, опасаясь конфликта с англичанами.
Однако позиция Пекина лишь развязала руки англичанам. Конфликт разгорался и закончился началом Первой опиумной войны.

Война началась в 1840 году, когда в марте от берегов Англии отплыла военная экспедиция. Первым делом англичане блокировали порт Гуанчжоу, оставив для коммерческих судов проход в Макао. Линь Цзэсюй назначенный 12 февраля губернатором Гуандуна призвал население к народной войне, объявив за каждого убитого белого премию в 100 юаней.
Но когда английские войска вошли в Чжилийский залив и в устье реки Байхэ, Пекин решил ослабить напряжение и во всем обвинил Линь Цзэсюя и принял условия англичан, кроме двух: выплатить компенсацию за изъятый опиум и об отчуждении Англии в вечную собственность остров Сянган.

На место Линь Цзэсюя был назначен соглашатель И Шань, вставший на путь бесконечных капитуляций. Было достигнуто перемирие по побережью провинции Чжэцзян.
29 августа 1942 года на борту английского корабля был подписан неравноправный для Китая по месту подписания Нанкинский договор. Император Даогуан ратифицировал договор 15 сентября 1842 года. П Гуанчжоу для англичан были открыты еще четыре порта: Сямынь, Фучжоу, Нинбо и Шанхай. В них учреждались английские консульства. Китай уступил королеве Великобритании, ранее захваченный, Гонконг в вечное пользование. Англичане превратили его в военную и экономическую базу.

Шанхай официально был провозглашен открытым для иностранной торговли городом 17 ноября 1843 года уведомлением британского консула Г. Бутлера. В результате трех соглашений подписанных английским консуло и даотаем в Шанхае было оформлено создание английского сеттльмента.

Вслед за этим по соглашению от 6 апреля 1849 года между даотаем и консулом Франции Монтинью была определена территория французского сеттльмента. В 1848 году было установлено регулярное сообщение между Гонконгом и Шанхаем, что способствовало к увеличению потока английских коммерсантов в Шанхай.
Англия насильственно «открыв двери» Китая существенно укрепила там позиции не только своего, но и международного капитала. Вслед за Англией, Пекин подписал договоры с США и Францией, которые по принципу наибольшего благоприятствования смогли воспользоваться наибольшими льготами и привилегиями.
В тоже время «Опиумная война» положила начало столетней антиимпериалистической борьбы китайского народа.


Рецензии