Запрещенное кино. Свет над Россией. 1947

Сегодня мы поговорим о мифотворчестве в театре и кино. К сожалению, примером для этого я взял творчество хорошего драматурга Николая Погодина и не менее знаменитого режиссера Юткевича.

Первый написал в 1939 году пьесу «Кремлевские куранты», второй в 1947 году по мотивам этой пьесы снял фильм «Свет над Россией». Пьеса имела большой успех как часть трилогии о Ленине, но фильм, в котором в первоначальный сюжет была добавлена роль Сталина, в прокат не вышел, якобы по личному указанию вождя.

Наша цель – прочитать пьесу с комментариями, посмотреть фильм и сделать выводы.

1-Й КОММЕНТАРИЙ.

Вопрос: Зачем мы это делаем?
Ответ: Вероятно только для расширения кругозора в культурной сфере.

Итак.

Пьеса «Кремлевские куранты». Автор Николай Погодин, Сталинский и Ленинский лауреат.

Действие 1. Картина 1. Иверские ворота в Москве. Апрель.

Инженер Забелин торгует спичками.
Забелин спрашивает Спекулянта: «Если бы в Лондоне на Вестминстерском аббатстве замолчали куранты, то чтобы сказал англичанин?»

2-й КОММЕНТАРИЙ.

В Лондоне на часовой башне Парламента (Вестминстерского аббатства) НЕТ КУРАНТОВ  - т.е. набора колоколов играющих МЕЛОДИЮ! Там находится ОДИН колокол  знаменитый «Биг-Бен», известный свои громким боем, более того он в те годы был достаточно молод – запущен в середине 19-го века. Поэтому вопрос Забелина  ОШИБОЧЕН, по сути!  Он употребляет глагол «ЗАМОЛЧАЛИ», но ОДИН колокол может только ЗАМОЛЧАТЬ, более того эти случаи бывали – колокол Биг-Бен не менее двух раз выходил из строя – банально ломался.

Торговка куклами Забелину: «Если вы против режима встали, то катитесь к Врангелю в Крым».

3-й КОММЕНТАРИЙ.

Барон ВРАНГЕЛЬ командовал «белыми» в Крыму с МАЯ по ноябрь 1920 года! Толкучка у Кремля обозначена у Погодина месяцем АПРЕЛЬ, но в это время в Крыму командующим был ДЕНИКИН.  «Катиться к Врангелю в Крым» белые массово начали летом 1920-го.

Д.1. К 2. Гостиница «Метрополь», комната Рыбакова.

Рыбаков насильно удерживает Машу Забелину в своей запертой комнате. Он говорит о любви, она говорит, что его противно слушать. Приходит мать Маши и говорит, что она будущая теща Рыбакова. Рыбаков вынужден отпустить свою пленницу.

4-й КОММЕНТАРИЙ

За подобное поведение не так давно был осужден американский кинорежиссер Вайнштейн, видимо в 1939 году НАСИЛЬНОЕ УДЕРЖИВАНИЕ не считалось преступлением.

Д 1. К3. Лес. Охотничий шалаш.

Рыбаков сопровождает Ленина на охоте. Ленин не появляется. Рыбаков говорит: «Я думаю, Тихон Иванович, сколько начудили мы за революцию, а звезды как были, так и есть.  Непостижимое дело – вечность».

Д 1. К 4. Изба Чудновых.

Входят Ленин и егерь Чуднов. Ленин и Чуднов ничего не подстрелили – туман. Но матрос Рыбаков подстрелил трех уток. Ленин говорит:
«Утки…Настоящие утки. Мы с вами философствовали о природе туманов, непогод и прочих стихий, а он подстрелил…»

Д 1. К5. Кремлевская набережная и бульвар. Ночь.

На скамейке сидит Рыбаков. Появляется Ленин. Ленин: «На Кремле никогда не должны молчать часы. Саша, найдите часовщика. Только тут нужен такой мастер, которому понятна  старинная механика.»

5-й КОММЕНТАРИЙ.

Действие происходит летом 1920 года. Но Кремлевские куранты уже почти ДВА ГОДА РАБОТАЮТ  - играют «Интернационал» и «Мы жертвами пали», так как были пущены в работу в августе-сентябре 1918 года! Неужели драматург Погодин этого не знал?  НО ЕСЛИ КУРАНТЫ РАБОТАЛИ – ЛОМАЕТСЯ ВСЯ ЛИНИЯ СЮЖЕТА. Поэтому Погодин «сломал» куранты еще на 2 года – и как это называется?

Д 2. К 1. У памятника Гоголю.

Рыбаков на свидании с Машей Забелиной, видимо его матросская любовь одержала верх. Рыбаков говорит о часовщике и его будущей работе по ремонту курантов. Рыбаков: «Я скрыл от него, какие часы требуют ремонта. Он думает это вот, а это во… а там – башня, стопудовые гири… цепи…»

6-й КОММЕНТАРИЙ

Оказывается, матрос Рыбаков ОБМАНУЛ часовщика – и это типичный пролетарский поступок. Но он обманывает и Машу Забелину - нет в механизме кремлевских курантов СТОПУДОВЫХ гирь! Механизм привода стрелок включает  3-и гири в 10 и 14 пудов, всего 34 пуда. Погодин устами Рыбакова НАМЕРЕННО увеличил вес механизма, видимо 10 пудов – «не звучит», а 100 пудов «звучит».

Д 2. К 2. В доме Забелиных.

Забелина на машине увозят в Кремль. Маша (Рыбакову): «Вы знали, что отца арестуют?» Рыбаков: «Ничего не знал. У меня такое впечатление, что это не арест».

Д3. К 1. Кабинет Ленина. Ленин, Дзержинский. Входит Забелин.

Забелин предлагает Ленину строить электростанции на белом угле – Днепровские пороги, Жигули на Волге, Ангара. Ленин о Забелине: «Какой он саботажник. Просто одичал от безделья и свихнулся».

Ленин и Дзержинский беседуют с часовщиком. Ленин часовщику: «Теперь нам нужно научить куранты играть «Интернационал». Научите?». Часовщик: «Попробуем заставить.»

7-й КОММЕНТАРИЙ.

Про починку курантов на Спасской башне в 1918 году, а не в 1920-м мы говорили. НО реальный ЧАСОВЩИК БЕРЕНС НЕ ЗАНИМАЛСЯ МЕЛОДИЯМИ, этот вопрос решил художник Черемных – человек очень известный. Но в пьесу он как-то «не вписывался».

Д.4. К 1. Забелин и Рыбаков в старинном зале, отведенном под разработку ГОЭЛРО.

Рыбаков по телефону: «С вами говорит ученый секретарь особой комиссии. Мы разворачиваем  огромную работу по подготовке электрификации…»

8-й КОММЕНТАРИЙ

План ГОЭЛРО действительно был подготовлен в 1920 году. Разумеется, никаких матросов с «Авроры» - ученых секретарей (Рыбаков) в комиссии по подготовке проекта не было. Но как было в 1939 году показать «советскую власть в деле электрификации» - Погодин заменил ее на «диктатуру пролетариата» - и этим диктатором выступил Рыбаков.

Д 4.К 2. Ленин в кабинете в Кремле. Входят секретарь и английский писатель.

Беседуют. Доносится звук курантов, играющих «Интернационал».

Англичанин: «Вы странный мечтатель, мистер Ленин».
Ленин: «Приезжайте к нам через десять лет.»

Прошел час – опять бьют куранты. Англичанин уходит, приходит Забелин.

Ленин Забелину: «без диктатуры пролетариата мы никакой электрификации не осуществим…»

Забелин пытается уйти, но его задерживает Ленин. Входят секретарь, Дзержинский, Рыбаков, часовщик. Начинается бой часов на Спасской башне.

Ленин Забелину: «Вы, наверное, ругали нас… что де у большевиков и часы на Кремле замолчали?» Забелин: «Было». Ленин: «Играют…  Они будет отсчитывать новое время, и это время будет свидетелем новых планов электрификации.»

Занавес.

ИТОГОВЫЙ КОММЕНТАРИЙ к пьесе.

И посыл пьесы про англичан с их курантами, и время починки курантов, и даже технические сведения у Погодина ФАЛЬШИВЫЕ. Но если этого не знать – пьеса живая, диалоги хорошие, Ленин говорит обычным языком, без всяких «батенька» и т.п. приписываемой ему ерунды.

Поэтому за ИСТОРИЧЕСКУЮ правду пьеса получает «НЕУД»,
А за драматургию «ХОРОШО С ПЛЮСОМ».

Начинаем смотреть фильм «Свет над Россией» режиссера Юткевича, по сценарию Погодина на основе пьесы «Кремлевские куранты».

В фильме сценарист Погодин не только изменил главную сюжетную линию с «курантов» на «электрификацию», но широко включил в действие Сталина (чего в первой редакции пьесы не было) и еще более сделал фантастической роль матроса Рыбакова.

Обратимся к раскадровке на иллюстрации – и помним о сюжете пьесы.

Кадр 1.  Ленин у дверей своего кабинета в Кремле в присутствии Кржижановского (справа) дает поручение матросу Рыбакову и его отряду – ликвидировать офицеров, готовящихся к мятежу. Вероятно, действие перенесено в отличие от пьесы в 1918 год.

Кадр 2.

Действие перенесено в 1920 год. Сталин и Ленин в кабинете обсуждают планы переустройства России – в пьесе этого нет.

Затем мы узнаем, что электрификацией занимается Дзержинский – он прочитал книжку Забелина и рекомендует ее Ленину, но Ленин УЖЕ ЕЕ ЧИТАЛ!

Затем матрос Рыбаков СЛУЧАЙНО на фронте освобождает из-под ареста английского писателя (в пьесе этого нет), и там СЛУЧАЙНО оказывается Маша Забелина, которая знает английский и переводит объяснения англичанина – и так возникает любовь матроса и профессорской дочери.


Кадр 3.

Рыбаков (см. пьесу) нашел часовщика -  и тот беседует с Лениным и Сталиным о ремонте Кремлевских курантов. И вдруг вспоминает слова Горького «Человек это звучит гордо!»  Ремонт курантов производят в 1920-м! И это вполне могли курировать и Ленин и Сталин, который вернулся с фронтов Гражданской войны. Жаль, что реальный ремонт был в 1918-м.

Кадр 4.

Ленин беседует с писателем. Писатель вполне обоснованно не верит в хорошее будущее России – ведь он только что спасен от расстрела СЛУЧАЙНО оказавшимся рядом матросом Рыбаковым. Но Ленин ничего этого не знает, говорит «книжным» языком и предлагает писателю (Уэллс) приехать «через 10 лет». После чудесного спасения это приглашение выглядит двусмысленно.

Кадр 5.

Ленин в деревне Кашино. В пьесе Ленин в деревне на охоте – а здесь он присутствует на пуске электростанции ПОСТРОЕННОЙ КРЕСТЬЯНАМИ НА СВОИ ДЕНЬГИ! И перед Лениным горит лампочка, которую крестьянин в своем выступлении называет «Лампочка Ильича». «Книжные» монологи Ленина продолжаются!

Кадр 6.

Моряк с «Авроры» Рыбаков говорит о любви с Машей Забелиной – той самой переводчицей, которая помогла ему спасти от расстрела писателя Уэллса на фронте.

Кадр 7.

В Кремле инженера Забелина инструктирует о предстоящей работе по электрификации лично Иосиф Виссарионыч Сталин. В пьесе, как мы помним, Забелин делает свои предложения Ленину.

Кадр 8.

В декабре 1920-го Ленин в докладе на съезде Советов рассказывает о плане ГОЭЛРО. Исторически это правдиво. Делал ли это он на фоне специальной подсвеченной карты? В принципе это несущественно.

Кадр 9.

Один из финальных кадров фильма – Ленин и Сталин вдвоем изучают карту электрификации. В данном случае роли играют актеры Геловани (Сталин) и Колесников (Ленин). Отмечу, что у Колесникова есть большое сходство по внешности с Лениным, но в профиль сходство приобретает несколько утрированный вид – это заметно на кадрах 2 и 9.

Мы закончили виртуальный просмотр фильма «Свет над Россией» и сделаем главный вывод – ПЕРЕДЕЛКА ПЬЕСЫ О КУРАНТАХ В ФИЛЬМ О РОЛИ СТАЛИНА В ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ НЕ УДАЛАСЬ!

Не спасает и хорошая актерская работа Геловани (Сталин), Охлопкова (Забелин), Крючкова (Рыбаков), Головко (Маша Забелина).

К тому же идея «перелицовки» достаточно известной пьесы  в фильм о роли вождя в переустройстве России было не очень мудрым решением.

Критики считают, что фильм «отправил на полку Сталин», и это возможно. Но я считаю, что это было абсолютно верное решение – не мог вождь допустить использование в фильмах о себе «осетрины второй свежести», как можно выразиться, перефразируя цитату из Булгакова.

Но будущих встреч, друзья.


Рецензии