Шуртвац перевернутый

В каждом народе есть что-то хорошее, что-то негативное. Но и то, как понимать «хорошее» или нет. Ведь к одному и тому же поведению, характеру, традициям  у разных народов разное отношение. У армян есть кроме гордости (как правило основанной на древней истории), есть крайняя форма этого чувства – горделивость, когда гордость невежественная, чванливая, переливающаяся через край. Три маленькие истории, в свете этой мысли.

Встретил как-то случайно свою школьную учительницу химии. Хороший человек, хоть я химию не понимал и не любил, все эти непонятные структуры и странные типа формулы. Мы оба этой встрече искренне обрадовались, хоть и прошло много лет. Поговорили о том о сем, узнав где я работаю, она сказала, что ее брат – кандидат физико-математических наук, работает завотделом в ЕРФИ (Ереванский физтех). Предложила съездить, попробовать, там могут быть какие-то перспективы.
Попытка не пытка («не так ли  товарищ Берия? – спросил Сталин».- из анекдота). Купил билет, сел в поезд и поехал. Вагон был плацкартный, два попутчика, тоже «братья армяне». Один был то ли крестьянин, то ли рабочий, в общем, из народа. Другой оказался физик, вёз в Ереван какую-то научную бандуру для каких-то исследований. Найдя во мне родственную душу, он стал гордо(!) рассказывать что как и зачем. Разговор, естественно был вслух, и когда третий попутчик «из народа» интересовался и хотел понять, что это за прибор, физик почти грубо от него отмахивался, типа, отвали не твоего ума дело, не видишь, тут два ученых разговаривают…

…По приезду встретился с братом учительницы. Был общий разговор, не имеющий отношения к науке. То да сё, брат говорил, что все армяне должны жить в Армении, но я ему перечил, что не важно где живешь, если остаешься самим собой («увы», дед всех так воспитал, он сам когда-то в юности с матерью, братом и сестрами бежал из Турции). Ну ладно, мне дали заполнить бланк. Когда физматкандидат стал просматривать бланк, он фыркнул: «что ты тут в графе языков написал – русский, грузинский, английский, - разве это языки»… Мне стало смешно и удивительно для человека такого, вроде как, статуса. Естественно, что поездка никаких последствий не имела.

Еще годы спустя, ожидая «своих» туристов, которые в пансионате Пасанаури готовились к дальнейшей поездке, пошел на «речку», Арагви, помочить ноги. Лето, жарко. Тут же оказались двое молодых парней, путешествующих на собственном авто. Разговорились, они оказались из Армении. Когда узнали, что мы одного племени, стали смеяться и якобы издеваться.
-Да какой ты армянин, ты шуртвац, ты перевернутый армянин, если живешь в Грузии.
Но меня всегда было не просто взять:
-А в чем твой героизм, быть армянином в Армении, где все вокруг армяне и говорят по-армянски. А ты попробуй то же самое, когда вокруг другой язык и другая культура. Но, наверное, каждый остался при своем мнении.


Рецензии